Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?

Нарушение импульс-контроля

   Все функции лобной коры  являются важными для саморегуляции и для способности управлять своим поведением. Постепенное биологическое созревание функций идёт на протяжении всего детства и подросткового возраста. Обычно мы обдумываем разные варианты действий, анализируем их возможные последствия. Любой воспитанный человек, в том числе и ребёнок, понимает, что перебивать собеседника не только неприлично, но и приносит ему определённые неприятные ощущения от беседы. Дети же с СДВГ постоянно перебивают, очень нетерпеливы, им трудно ждать подходящего времени для реализации желаний, всё должно осуществляться немедленно, сию минуту. Такое поведение обусловлено слабой способностью притормаживать импульсы. Эксперт в области СДВГ Рассел Баркли считает, что следует дать новое определение этому нарушению, которое включало бы обширную сферу «исполнительной дисфункции».

   Как объясняет Баркли, эта дисфункция вызвана неспособностью контролировать себя сегодня, с тем чтобы воспитать навыки, необходимые в будущем. Нет одной единственной части человеческого мозга, которая исключительно отвечает за эту регуляцию. По всей видимости, наши лобные и предлобные доли функционируют в значительной степени как наш «главный администратор». Организовывая функции речи и памяти других частей мозга, эти лобные центры принимают во внимание, откуда мы пришли, куда хотим пойти — и как управлять нами, чтобы добраться туда. Самое важное — способность сдерживаться («нажать на тормоз»). Баркли считает, что этот компонент является основным для эффективности исполнительных функций. Умение сдерживать себя относительно отвлекающих факторов — это то, что позволяет следовать плану. Предлобные сдерживающие центры — это те «тормоза», которые дают время на рассмотрение вариантов перед реакцией. Отсутствие сдерживания, по мнению Баркли, это двойная проблема для детей с СДВГ. Первая проблема в том, что они не могут оттормозить отвлекающие моменты, поддаются импульсу и физически реагируют на эти побуждения (гиперактивность).

   Вторая проблема в том, что отсутствие сдерживания не даёт ребёнку достаточно времени для того, чтобы развиться другим исполнительным функциям. Поэтому дети «срываются», не могут дождаться своей очереди, им трудно высидеть урок (особенно если для них неинтересен предмет или он преподаётся монотонно и скучно), что часто вызывает негативную реакцию одноклассников и учителя. По этой же причине им трудно играть (из-за нетерпения нарушают правила), игра сопровождается постоянными спорами и ссорами (слабая способность к самоторможению), их исключают из игры и предпочитают больше не приглашать. Слабая способность у ребёнка к самоторможению является стрессогенной для самих родителей (вернуть ребёнка с прогулки домой; оторвать от игры, чтобы начать делать уроки; ограничить время за компьютером или телевизором, чтобы выполнить просьбу родителей и т. п.). Однако понимание слабости («удлинённый тормозной путь») в этой сфере позволяет осознать необходимость особых подходов и спокойного, методического их применения. Необходимо, чтобы предупреждение ребёнка звучало чётко, неоднократно, с установленным зрительным контактом (например, посмотри на меня, у тебя осталось десять минут, затем ты заканчиваешь играть, идешь мыть руки и садишься ужинать, ты услышал меня, повтори, о чём я попросила?). Необходим и дополнительный внешний контроль (например, самостоятельно выключить после согласованного времени компьютер), постоянное наблюдение за опрятностью (при употреблении пищи, аккуратное и бережное отношение к вещам, своевременная гигиена и т. п.). Понимание особенностей ребёнка с СДВГ позволяет найти дополнительные компенсаторные стратегии, позволяющие эффективно руководить его поведением, спокойно, без отрицательных эмоций взаимодействовать с ребёнком. То есть, импульсивность значительно осложняет детям с СДВГ возможность осмысленно ставить перед собой цели, решать жизненные задачи и проблемы. В этой сфере дефицит самоконтроля детей наиболее ощутим, потому что даже приобретённый отрицательный опыт не предостерегает ребёнка от повторения собственных ошибок (причина — он не успевает применить выводы — реакция возникает быстрее, чем лобная кора успевает воспользоваться «архивом памяти»). Отсюда нарушение прогнозирования, планирования и самоорганизации поведения. Они не успевают ни заглянуть в прошлое, ни спрогнозировать будущее, или, как говорят нейропсихологи, у этих детей «узкое окно внутреннего времени». И одна из причин недостатка самоконтроля в том, что они становятся заложниками «здесь и сейчас» и их деятельность определяется немедленными или очень близкими во времени факторами, которые могут мотивировать их поведение.

   Таким образом, базовый принцип (Романчук О.И., 2010) эффективного и позитивного управления поведением ребёнка с СДВГ заключается в следующем — «мы руководим поведением ребёнка лишь настолько, насколько мы контролируем немедленные следствия этого поведения: желательное поведение должно сопровождаться сильными, частыми, немедленными поощрениями, а нежелательное — такими же наказаниями». Поэтому так важно в занятиях и играх с ребёнком наличие положительной мотивации. Важным здесь является элемент удовольствия. Если что_то доставляет удовольствие, то ребёнок этим может заниматься часами (например, если ты хорошо и своевременно выполнишь уроки, то вечером сможешь выбрать: посмотреть свой любимый фильм или мультфильм; поиграть в свою любимую игру или поиграть с папой в настольный теннис и т. п. — это мотивирует уже сейчас и сегодня).

«Недостаточная зрелость функций лобной коры полушарий головного мозга предопределяется биологическими детерминантами СДВГ… Функции лобной коры состоят, в первую очередь, в общем контроле, регуляции поведения человека (исполнительные функции). Лобная кора — своего рода «центральный командный пункт», который на основе анализа и синтеза информации принимает решение и даёт руководство к действию. Значима способность лобной коры временно притормаживать импульсы, что даёт время на прогноз отдалённых последствий своих действий. Созревание исполнительных функций позволяет планировать своё поведение; контролировать внимание (сосредоточиться, сконцентрироваться, произвольно удерживать, переключаться) и управлять своими эмоциями. Недостаточная зрелость лобной коры будет приводить к нарушению разных исполнительных функций, связанных с организацией и регуляцией собственного поведения». Такая концепция была выдвинута Р. Баркли (СДВГ как расстройство самоконтроля).

   Итак, мотивационная сторона деятельности детей с СДВГ страдает, то есть ребёнку не хватает побуждений, чтобы начать деятельность или ее продолжить.

Отрывок из статьи «Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?»

Полная версия статьи -  «Вестник практической психологии образования», МГППУ, №4(37) октябрь—декабрь 2013 





Просмотров: 678
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • СДВГ или главное сынок, чтобы ты хорошо учился.
  • У ребёнка СДВГ
  • У ребёнка СДВГ?
  • СДВГ - гиперактивные дети
  • Гиперактивные дети (СДВГ).
  • Проблемы родителей, воспитывающих детей с СДВГ
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Сильные стороны детей с СДВГ, о которых должен знать каждый родитель
  • 10 шагов, чтобы справится с трудным поведением у детей
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Как поддерживать позитивные отношения с ребёнком с СДВГ: памятка для родителей
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Ценностно-смысловые деформации детей дошкольного возраста с СДВГ.
  • Записки расстановщика. СДВГ, депрессия и невроз в наше время стала образом жизни.
  • Дети с СДВГ и психолог: чем мы можем помочь?
  • Дети с СДВГ. Коррекция психоэмоционального неблагополучия
  • Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА
  • Родителям детей с СДВГ просвящается
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Дети, которых считают неудобными…СДВГ: правда или миф?
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • СДВГ, или Очень активная я)
  • Как думаете, сколько нужно времени, чтобы...
  • Сколько времени нужно, чтобы пережить расставание?
  • Сколько времени нужно, чтобы решить проблему?
  • Сколько времени вам нужно, чтобы вымыть окна?
  • Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им.
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Как любить ребёнка, чтобы он вырос счастливым и самостоятельным?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь