|
Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДААвтор статьи: Мащенко Елена Николаевна
ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ, ММД, РДА.
Цели: развитие высших психических функций; функциональная активация подкорковых образований мозга; обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции; стабилизация межполушарного взаимодействия; обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой; обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Программа может состоять из 12 - 24 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат. При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2-3 месяца. Время проведения - 50-60 минут. Оптимальное число участников группы - 4-6 человек. Возраст - 5-12 лет. Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.
Структура занятия: растяжка – 3-4 минуты; дыхательное упражнение - 3-4 минуты; глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты; телесные упражнения – 10-15 мин. упражнения на развитие соматогностических, тактильных, кинестетических, динамических, пространственных функций – 10-15 минут; упражнения на развитие внимания, памяти, функций программирования и контроля, коммуникативные и эмоциональные упражнения – 10-15 мин. На нескольких первых занятиях выполняются упражнения «Яйцо» и «Тоннель», которые являются аналогией рождения, а также «Пеленание» или «бинтование» бумажным скотчем конечностей. Они могут выполняться на нескольких первых занятиях для активизации работы стволовых структур мозга и тонизирования всего мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнения «Яйцо» ребенком с мамой. Упражнения «Яйцо» и «Тоннель» являются аналогией рождения. Они могут выполняться на нескольких первых занятиях для активизации работы стволовых структур мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнения «Яйцо» ребенком с мамой. «Яйцо». Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться. «Тоннель». Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев. Дальнейшее выполнение и усложнение упражнений соответствует стадиям онтогенеза ребенка.
Примерная программа логопедических занятий с использованием нейропсихологических приемов коррекции
1 цикл 1-2 недели – занятия 45 мин. по полной программе нейропсихологической коррекции 2 цикл – логопедические занятия с включением методов нейропсихологической коррекции Обязательные упражнения – дыхательные, растяжки, телесные, релаксация, т.е. упр-я на активизацию 1 блока. Остальные упражнения по выбору: соматогностические или динамические; кинестетические или пространственные и т.д.) Упражнения на развитие внимания, памяти и других психических функций подключаются на более поздних этапах коррекционного цикла, т.к. для их формирования требуется готовность функций первого блока. Основной принцип отбора тех или иных упражнений и заданий коррекционной программы - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа составляется, прежде всего, из тех упражнений, которые наиболее адекватны проблемам ребенка и будут способствовать наиболее эффективному их преодолению.
Приемы нейропсихологической коррекции по преодолению повышенной утомляемости и истощаемости, формированию достаточной активности внимания и работоспособности.( работа над 1 блоком)
I. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку предлагается положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т.д.). Ритмике организма способствуют прыжки на батуте, езда на лошадях, задержка дыхания во время ныряния. Известно, что задержка дыхания и «невесомость» (прыжки на батуте, катание на качелях) активизируют работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют даль-нейшее развитие ребенка. Правильное дыхание, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания, развитию произвольности и самоконтроля. Дыхательные упражнения должны предшествовать массажу и другим упражнениям. Следует помнить, что правильным дыханием является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений. 1. Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: вдох-задержка-выдох задержка. Вначале каждый из них может составлять 2-3сек. с постепенным увеличением до 7сек. Вначале необходима фиксация взрослым рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Взрослый должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком. Правильное дыхание – это медленное, глубокое диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних) состоящее из следующих 4-х этапов: И.П. – лежа на полу 1 этап – вдох: - распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; -наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; -приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких. 2 этап — пауза. 3этап - выдох: -приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; -опустить ребра, используя группу межреберных мышц; -опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких. 4этап — пауза. 2. Дыхательное упражнение «Кулачки» Это упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. 3. Дыхательное упражнение «Шарик» И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух. Позже ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ и т.п.). 4. Дыхательное упражнение «Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. 5. Дыхательное упражнение «Свечка». Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воз¬душный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными. 6. Дыхательное упражнение «Дути-болл». На середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника.
II.Массаж и самомассаж Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове. Прикосновение к ребенку сразу же после рождения стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие. Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к задержке развития мышц, к снижению восприятия информации, дефектам в развитии эмоциональной сферы и трудностям в обучении. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемы! (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покры лись мурашками, тяжелыми и т. п. 1. «Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает сопротивляе¬мость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кро¬вообращения (приведены примеры «волшебных точек» по мет.проф. А.А.Уманской), На рис.1 даны точки, которые следует массиро¬вать последовательно. Мас¬саж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 с (9 раз в одну сторону, 9 — в противо¬положную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других эффектов постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку: -точка 1 связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение; -точка 2 регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивля¬емость инфекционным заболеваниям; -точка 3 контролирует химический состав крови и слизистую оболочку гортани; -точка 4 — зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надав¬ливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же, как и точку 5; -точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Ра¬бота с ней дает разнообразные положительные эффекты, в Том числе улучше¬ние общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительнос¬ти к аллергическим агентам; -точка 6 — массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит; -точка 7 улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга; -точка 8 — массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат; -точка 9 — массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, норма¬лизуются многие функции организма. После этого массажа по точкам можно переходить к массажу и са¬момассажу различных частей тела.
2. «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в сус¬тавах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к ма¬кушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее. 3. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно. 4. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; размина¬ются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движе¬нием растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упраж¬нение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение. 5. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3—5 массирующих движений по векам от внутренних к наруж¬ным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помасси¬ровать брови от переносицы к вискам. 6. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3—5 раз, После этого проделать 3—5 поглаживающих вращательных движений указа¬тельными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей. 7. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные дви¬жения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять ру¬ками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед. 8. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной стороной ладони и паль¬цев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам. 9. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5—10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно. 10. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одно¬временно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте захваченную мышцу, выполняя глубо¬кое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой. 11. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных на¬правлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются. Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук. 12. «Теплые ножки» Сидя энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же левой рукой со стопой правой ноги. После чего потереть, побарабанить стопы друг об друга, а также о пол. Полезным также является хождение по гальке, фасоли, любым неровным поверхностям. Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, снимает усталость, повышает работоспособность. Полезно использовать при простуде и головных болях. 13. Ходьба по массажному коврику. 14. «Постукивание» (цель: энергетизация мозга, активизация нейрогуморальной регуляции). Сделайте массаж в области вилочковой железы (на грудине) в форме легкого постукивания 10—20 раз круговыми движениями слева направо.
III. Растяжки Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихо-логической коррекции. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключае-мостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
1.Растяжка «Струночка». Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги. 2.Растяжка «Струночка-2». Исходная позиция — лежа на спине. Ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело, потягиваясь одновременно сначала двумя руками, затем двумя ногами, затем правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение повторяется лежа на животе. 3. Растяжка «Кобра». Исходная позиция — лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры: — медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот; — приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены: — вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания. 4. Растяжка "Лучики". — И.п. - сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление: — - шеи, спины, ягодиц; — - правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; — - левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
IV.Глазодвигательные упражнения Глазодвигательные функции одна их ранних сенсомоторных функций в онтогенезе (2-4мес). Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т.д.), что существенно снижает качество обучения. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях глаз, языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область — черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующих мышление, речь и поведение. Упражнение 1. А). Ребенок лежит на полу на спине и на расстоянии 30-50см прослеживает взором предмет (яркая птичка, издающая звуки), который психолог перемещает в горизонтальном, вертикальном, круговом направлении, а также вдоль восьмерки (развивает межполушарные связи). Требования: - лежать нужно неподвижно, двигаются только глаза; - не терять взором предмет; - охватывать все пространство; - доводить зрачок до конца Б) Ребенок сам на расстоянии вытянутой руки водит игрушку и прослеживает движение предмета глазами. Необходимо расширять поле зрения, отрабатывать боковое зрение (увеличение объема зрительного внимания и восприятия). Сначала держит игрушку в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым. Контроль над выполнением: спрашиваем у ребенка были ли ошибки, где он допустил ошибку? Какая была ошибка? Упражнение 2. - и.п. как при предыдущим упражнении, но оно выполняется с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо, глаза и язык влево, вверх, вниз ). Упражнение 3. - и.п. как при предыдущим упражнении, но оно выполняется с подключением разнонаправленных движений языка (глаза вправо, язык влево и наоборот).Это упражнение способствует преодолению синкинезий.
V. Эти и другие упражнения используются в работе по преодолению синкинезий 1. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и язы¬ка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по че¬тырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти (они неподвижны): а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка за¬жать зубами карандаш и т.п.; б) максимально открыть рот, язык спрятать в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык. 2. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком (одно-направленные и разнонаправленные). 3.Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону. 4. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз. 5. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами. Все перечисленные упражнения выполняются постепенно; по мере усвое¬ния, должны внедряться в последующие занятия и выполняться в положе¬нии лежа, сидя, стоя.
VI. Упражнение «Язык на слух» - активизирует и развивает слуховое внимание и восприятие, способствует формированию акустико-кинестетических связей. Ребенок лежит на полу на спине. Инструкция: «Где услышал звук, туда направляешь высунутый язык». А) Психолог издает звуки колокольчиком (звучащая игрушка) в разных направлениях, ребенок должен языком локализовать звук в пространстве. Б) Определить источник звука на фоне шума (шелестение целлофана, звучащая игрушка); В) Определить источник звука на фоне одновременного звучания двух близких акустически звуков (шелестение целлофана, шуршание листа бумаги) Г) Если звук (крик птички) услышишь один раз – нужно показать направление; если 2 раза – то язык лежит неподвижно Задания В) и Г) предлагаются детям с импульсивностью, трудностями контроля. Д) Показать языком направление невидимого источника звука и описать его, угадать предмет, издавший звук ( для детей с трудностями номинативной функции).
VII. Релаксация (снятие напряжения). Упражнения для релаксации проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению. 1."Поза покоя". Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно - Расслабление приятно!
2. "Кулачки". Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением Пальчики прижаты (сжать пальцы). Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.) Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики".
3. "Загораем". Цель: расслабление мышц ног. Инструктор: "Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим... Держим... Напрягаем... Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол). Ноги не напряжены, расслаблены". 4."Штанга". Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. И.п. - стоя. Инструктор: "Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом (наклониться вперед). Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх). Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали И еще послушней стали. Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись. Нам становится понятно: Расслабление приятно. 5. Качание на мяче на физиологическом мяче Ребенок ложится на физиологический (большой по размерам) мяч на живот, психолог, придерживая его руками, одновременно ими выполняет покачивающие ритмичные движения вниз, вперед, назад. 6. Расслабление Ребенок лежит на полу на спине, психолог проводит поглаживание его частей тела по часовой стрелке: от запястья к локтю, от стоп к колену, от шеи к голове. Проводится под расслабляющую музыку. 7. Качалка А) Ребенок в положении сидя, ноги и руки сведены в кольцо. Начинает качаться вперед-назад 15 раз, не задевая головой пол. Назад- вдох, вперед –выдох. Б) Ребенок в положении лежа на животе. Качается 10 раз.
VIII. Телесные упражнения ( упражнения на движение тела)
При их выполнении телесных упражненйя развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-разви-вающие и формирующие программы. Следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается! Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Серию последовательных движений необходимо проводить от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от коленей к пальцам ног. Регуляция силы мышечного тонуса также может проходить в соответствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и соответственно от мышц бедер к пальцам ног. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.
1.«Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного. 2. Подъем рук и ног на счет (развитие внутри и межполушарных взаимодействий) Ребенок лежит на полу на спине. А) Под счет до 10 ребенок должен синхронно поднимать левую руку и ногу, затем правые конечности Б) Под счет до 10 ребенок должен синхронно поднимать левую руку и правую ногу и наоборот. Не должно быть остановок и возвратных движений. Может быть смена счета, его темпа: быстро, медленно. 3. «Партизан на животе» В положении лежа на животе ползти по пластунски. Все части тела должны быть прижаты к полу, в том числе носки (ползти под уровнем- веревкой). Важна опора на ноги. Ползти, чередуя правую и левую ногу и руку. Ползти на время. (мотивация – «добыть драгоценный камень») 4. «Партизан на спине» А) В положении на спине, голова на весу, весь акцент на спину. Чередовать движения лево-право. Стараться ползти по прямой линии. 5. «Гусеница» (проработка стадии сидения) А) Гусеница большая. Ребенок из положения сидя, руки – сзади, опора на пол, ноги одновременно вытягиваются и складываются. Таким образом, ребенок продвигается вперед. Б) Гусеница маленькая. Положение то же, но передвигаться с прямыми вытянутыми ногами Усложнение задания – придумывать слова со звуком «с», слогом «кар» 6. « Паучок» Ребенок становится на «четвереньки» и движется а) вперед- назад, б)боком; - одноименными конечностями - разноименными конечностями - с переключением Переключение с одного способа на другой происходит по сигналу. Нужно остановиться и перейти на другой способ (при нарушениях функции контроля) Также для формирования произвольного контроля рекомендуется выполнение и переключение: под счет (на 4 перейти на другой способ выполнения) или для преодоления импульсивности 1 хлопок - смена способа, 2 хлопка – не надо (ловушка). 7. «Солдат»Шагать как солдат: - с размахом одноименных конечностей; - с размахом разноименных конечностей - если услышишь 1 хлопок - с размахом одноименных конечностей, 2 хлопка - с размахом разноименных конечностей - если услышишь звук З - с размахом одноименных конечностей, если звук С - с размахом разноименных конечностей 8. «Мельница». Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное. 9. «Носочки-ладошки» ( для развития межполушарного взаимодействия и избирательного, произвольного поведения. Ребенок сидит на полу, опершись спиной о стену, руки согнуты в локтях. А) движения кистями рук и стопами выполняются одновременно: одна кисть вверх- мысок стопы- оттянут, другая вниз-мысок к себе, затем быстро меняются положения стоп и кистей. Б) правые и левые конечности выполняют разнонаправленные движения В) упражнение выполняется с подключением глаз и языка 11.Ритмы А) Энергетические упражнения: подпрыгивания на мяче под музыку, попадая в ритм, под хлопки, счет; прыжки на колючем (тактильном) коврике.
12. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.
9. «Скалолаз» (формирование функций планирования и контроля) Ребенок стоит у стены, прижав к ней руки и ноги. Затем он должен перемещаться вдоль стены так, чтобы от стены отрывалась только одна конечность, остальные были прижаты. Перемещение происходит последовательно: сначала левая рука, потом левая нога, правая рука, правая нога. Упражнение выполняется под счет, на время. Предварительно строится программа движения. Используются страховки, если ребенок допускает ошибку. Если все страховки использовал – сорвался со скалы. Программы движения: - одноименными конечностями - разноименными конечностями - руки скрестно, ноги ровно переставляются - ноги скрестно, руки ровно переставляются - поочередно, то руки, то ноги. 10. «Бревнышко». ( для развития навыка ровного письма, чтения по строчке Ребенок лежа на спине, голова, руки, ноги лежат на полу. Фиксируется опорами (кегли) положение головы и ног. Начинает катиться как бревно по горизонтальной поверхности на расстояние 2 м, стараясь чтобы голова и ноги в итоге ровно подкатились к верхней и нижней опоре. Если неправильно выполнил упражнение – возврат к исходной позиции и повторное выполнение упражнения. А) по горизонтальной прямой Б) по диагонали
Приемы нейропсихологической коррекции формированию слуховых, зрительных, тактильных, двигательных (возникающей от движений), зрительно-пространственных процессов (2 блок).
I. Формирование соматогностических, тактильных и кинестетических процессов 1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело. 2. «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 с (двух-трех циклов дыхания); обяза¬тельное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день (5—7 мин). Хасты выполняются в той же последовательйости, что и на рис.
3. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, по-массируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, от¬крыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем проделать то же с 2—3 точками. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый до-трагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в про¬цессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела, в том числе лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д. 4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут состав¬ляться всеми детьми одновременно. 5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). По¬просите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изоб¬разить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно написание букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием. 6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом — одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой. 7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но: игральные «кости» особые, например: справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — реб-ристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой. 9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, каме¬шек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди. Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других предметов во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой. 10. «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги. Попросите ребенка: • на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других фигу¬рок этой же, затем другой рукой. Затем смените руки; • с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных; • одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой. 11. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все бук¬вы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в про¬извольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.
II. Кинетические (динамические) процессы Динамическая организация двигательного акта. Динамическая организация движения связана с переходом от единичных двига¬тельных актов к системе или серии однотипных или различающихся движений, составляющих единую «кинетическую мелодию». 1. И. п. — ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. Перенести вес тела на правую ногу. Делая вдох, поднять левую ногу и развернуть корпус на 90° влево; делая выдох, опустить левую ногу и повернуть влево стопу правой ноги. Таким образом, все тело развернуто влево. Затем перенести вес тела на левую ногу. Делая вдох, поднять правую ногу и развернуть корпус на 90 ° вправо; делая выдох, опустить правую ногу и повер¬нуть стопу левой ноги вправо. Вернуться в и. п. 2. Ребенку предлагается ряд любых движений, описанных выше, например «хасты», которые он должен повторить в заданной последовательности. В груп¬повом варианте детям предлагается всем вместе выполнить такое же задание, например через одного — то приседать, то подпрыгивать (в быстром темпе). 3. «Классики». Упражнение представляет собой варианты общеизвестной игры, состоящей из целевых прыжков, совершаемых в определенной последо¬вательности и в условиях дефицита времени. Выполнение этого упражнения требует усиленного зрительного контроля, осмысления ситуации и предвосхи¬щения своих действий, хотя бы на ход вперед. 4. Сначала одна, потом другая рука, потом обе руки вместе (сходясь и расходясь) имитируют игру на рояле: спонтанно, гаммы, арпеджио и т.д. 5. Одна рука остается раскры¬той, а другая сжимается в кулак. Команды подаются в произвольном порядке. 6. Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, животу и т.п.), а другая — круговые (над головой, перед животом). Руки имитируют игру на гитаре, балалайке, т. е. на тех музыкальных инструментах, где они вы¬полняют разные движения. 7.«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
8. «Ритмы» (сидя на полу). Инструктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — дети видят руки инструктора, а в процессе освоения постепенно переходят только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» — правой рукой, «2» — левой рукой, «3» — одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами. 9. Графические способности 1. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. - Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и запол¬няет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом другой). Затем он рисует не¬замкнутые волнистые линии, а после этого — прямые и волнистые «дорожки» из точек. 2. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске букву (это касается в первую очередь наиболее трудно усваиваемых букв) и тут же паль¬цем стереть по контуру несколько раз подряд. 3. «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе отдельных букв, цифр при их изучении, а также словарных слов или элементов слияния букв при освоении слитного письма является не только занимательным для детей, но и очень полезным занятием. Оно осуществляется сначала последовательно каждой рукой, затем двумя руками одновременно и снова каждой рукой. При этом глаза ребенка неотрывно следят за траекторией движения ладони (ладо¬ней). Размер буквы меняется от маленького (двигается только запястье) до сред¬него (двигается вся рука) и большого (в движение вовлекается все тело) и обратно: от большого до маленького.
III. Развитие памяти Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей ребенка ка является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, т. е. перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодаль¬ный синтез. 1. «Межмодальный перенос». А. «Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные; фигуры различной формы или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги звездочку, круг, квадрат, треугольник, буквы и цифры. Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но ребенку надо нарисовать эталон. |Б. «Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи). 1В. «Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы. Г. «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему психологом. Д. «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится опре¬деленный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук рабо¬ты какого-либо прибора, механизма, вида транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на кар¬точках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука. Е. «Перевод из слуховой в тактильную модальность». Психолог произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок дол¬жен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал. 2. «Шапка-невидимка» (формирование зрительной памяти). Исходное положение — сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запомнить предметы, лежащие на столе, которые инструктор закрывает шапкой. Затем детям предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения — запомнить порядок расположения предметов, который инструктор может поменять. 3.«Поза» (формирование тактильной памяти). Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо поза (усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности. 4. «Движение» (формирование двигательной памяти). Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности. 5. «Магазин» (развитие слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на полу. Инструктор предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины («Молоко», «Игрушки», «Булочная» и др.). «Продавец» сначала выслушивает заказ «покупателя», затем подбирает «товар». «Покупатель» проверяет и несет «товар» домой, где «мама» проверяет правильность покупки. 6. «Рыба, птица, зверь» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на полу. Инструктор указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, инструктор продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться в разных вариантах.
Когнитивная программа коррекции (развитие психических функций)
I. Развитие внимания Зрительное внимание. 1. Корректурная проба. Бланк с крупными буквами в случайном порядке. Текст крупными буквами. На время – 2 -3мин. А). Для развития концентрации внимания (используем песочные часы) Нужно как можно больше поймать сорок – вычеркивать букву «С».
Б). На распределение внимания. Нужно букву «С» вычеркивать, букву «Т» обводить. В) На переключение внимания. - ловим сорок «С», после звука колокольчика – ловим «Д» - дятлов; - в каждой строчки переходим с одной буквы на другую или каждый раз на новую; - меняем способ переключения – «С» зачеркивали, « Д» обводили, на следующей строчке наоборот 2. Разноцветные таблицы Шульте. Цифры 4-х цветов А) На концетрацию внимания. Игра- обгонялки. - называем кто вперед только желтые цифры по порядку. Б) На переключение внимания: - меняем цвета. Ищем сначала только желтые цифры, после колокольчика – только красные. В) На распределение внимания: - ищем два цвета одновременно: от 1 до 10 – желтые цифры, от 10 до 20 – красные. - ищем параллельно: 1 – желтую цифру и тут же ищем 1 – красную
Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений: Ориентировка в пространстве времени включает 3 составляющих пространственной организации: - реальное пространство - представления о пространстве в собственном теле - квазипространственные представления - упорядоченность в системе знаков, символов, используемых в опыте ребенка- общении, часы, логико- грамматические конструкции. В онтогенезе сначала происходит освоение пространства в своем теле, затем в реальном пространстве, затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) и затем в квазипространстве.
Коррекция пространственных нарушений 1. Маркировка правой и левой конечностей 2. Зеркало - скопировать позы перед зеркалом. «Моя рука, твоя рука» (формирование пространственных представлений). Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д. 3. Инструктор проводит с детьми отработку понятий по вертикальной оси: «право», «лево», «правее, чем», «левее, чем», «справа от», «слева от», «впереди», «сзади». Участники садятся в круг. Инструктор предлагает им определить свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив и т.д.» Затем дети меняются местами, и игра продолжается. 4. «Робот»: ребенок играет роль робота, стараясь правильно выполнить инструкции. Например, «Сломанный робот»: ребенок выполняет инструкции с точностью до наоборот; 5. Нужно найти клад. Искать по конструкции: один шаг вправо, поворот налево, три шага назад и т. д.; 2 шага вперед правой ноги, повернуть налево 2 шага назад, на стол, под стол. 6. «Муха» или «Футбол»: зрительное (без помощи рук) слежение за заданным инструкцией (2 клетки вправо, одна вниз и т. д.) перемещением мухи или мяча по полю 3 на 3 клетки или 5 на 5 клеток с инструкцией хлопнуть в ладоши, когда муха (мяч) вылетит за пределы поля. пределы поля; 7. «Графический диктант»: послушный и непослушный ученик, т. е. следование инструкции рисования линии на 2 клетки вправо, три вверх и т. д., или выполнение ее наоборот; 8. «Кубики Кооса»: объемные кубики или плоскостные рисунки с постепенным переходом от накладывания элементов рисунка на заданный образец к выполнению задания в умственном плане; 9..«Комментатор ралли»: ребенок комментирует передвижение машин по нарисованной трассе, например: машина № 5 ехала прямо, потом завернула налево и т. д.; 10. Символическое пространство «Веселая зарядка» изображения человечков. Нужно по картинке выполнить позу. 11.Ориентировка в схематическом пространстве. План-карта комнаты. Найди клад, помеченный на карте. Или инструкция «Ты спрячь игрушку и отметь на плане, а я по плану найду». 12. «Бревнышко». ( для развития навыка ровного письма, чтения по строчке) Ребенок лежа на спине, голова, руки, ноги лежат на полу. Фиксируется опорами (кегли) положение головы и ног. Начинает катиться как бревно по горизонтальной поверхности на расстояние 2 м, стараясь чтобы голова и ноги в итоге ровно подкатились к верхней и нижней опоре. Если неправильно выполнил упражнение - возврат к исходной позиции и повторное выполнение упражнения. А) по горизонтальной прямой Б) по диагонали 13. Графические диктанты 2 клетки вправо 1 кл. влево Результат— рисунок. Приемы нейропсихологической коррекции по формированию произвольного внимания, произвольной регуляции, программирования и контроля Упражнения на формирование внимания Упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный (и т.д.)?» 1. «Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри — отомри» и др. 2. «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение. Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием. Даются один условный сигнал и два положения (стоя и сидя), два действия (перекрестные и односторонние движения) или два упражнения («кошка» и «кобра»; называние четных и нечетных чисел; существительных и глаголов и т.п.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен, не останавливаясь, переключаться с первого упражнения (положения, действия) на второе, затем по следующему сигналу — со второго на первое и т. д. «Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два — сделать «ласточку» (или произнести гроздь), на три — встать с поднятыми вверх прямыми руками (или произнести крендель). 5. «Условные сигналы». Перед занятием психолог дает условные сигналы: - если сделан один хлопок — надо посмотреть вверх, вниз (направо, налево, выполнить «качалку»); два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты (за окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг); три хлопка — закрыта глаза и почувствовать свое состояние (произнести скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т.п.). Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание в течение 10-15 с. 6.«Запретное движение». Психолог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону —- шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх. 7.«Сделай как скажу, а не покажу». Психолог встает перед детьми и выполняет различные упражнения, одновременно подавая команды: «Руки верх!»; «Руки вниз!»; «Руки в стороны» и т.д. Дети должны повторять за ним действия, но ориентироваться только на словесные команды, а не действия психолога, (психолог может сказать «Руки верх!», а сам опустить их вниз. Ребенок должен «оттормозить» импульсивное повторение движение взрослого взрослого и действовать только по словесной команде). 8. «Да» и «Нет» Психолог произносит различные фразы, а дети выражают согласие или нет соответствующими словами «Да» и «Нет». Например: «собака лает» - да, «корова мычит» - да, «утка крякает» - да, «змея шипит» - да, «свинья мяукает» - «нет». Следует создавать определенный стереотип, а потом его менять, а также говорить с постепенным убыстрением темпа. 9. «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Дети садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (треугольник изображается руками). 10.«Скалолаз». Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы), фиксируясь минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две конечности, он считается «сорвавшимся». 11. «Звонкое слово». Дети стоят в кругу, по очереди называя числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (или из овощей — огурец, из цветов — сирень, из городов — Москва, из посуды — чашка). Не называя запретного числа (слова), ребенок должен хлопнуть в ладоши. 12. «Прочти спрятанное предложение». На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв. Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуор вндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжып тицыььщсвр Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.
Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль — непременные условия адекватности любой деятельности. Побудительной силой произвольного действия является принятое решение; оно направлено на достижение цели (предвосхищение будущего), для этого определяется программа последовательных действий и способы их выполнения, а в процессе
выполнения важно контролировать правильность своих действий оценка, контроль). В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков: от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами. Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т. е. рассматривать ситуацию как бы с точки зрения другого. Так он учится видеть те связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно спонтанно им не выделяются. Благодаря соотнесению разных точек зрения постепенно снимается «центрация» на отдельных сторонах решаемой задачи. На первом этапе задача решается ребенком совместно с партнером (психолог или другой ребенок), а затем ему предлагается продолжить решение задачи в одиночку. Теперь от него требуется выполнять как те операции, которые числились за ним, так и те, которыми занимался партнер. В такой «игре за двоих» образуется новый алгоритм поведения ребенка, что способствует оптимизации планирования им своих собственных, произвольных и осознанных действий. Это можно обыграть в форме урока: ребенок-ведущий в роли психолога (учителя), а остальные — ученики. Предложите этому «учителю» придумать или дать из уже пройденных любое задание, которое выполняют все дети; он же указывает на ошибки и объясняет, как их исправить. Естественно, что в роли учителя должны побывать все участники группы. Можно ввести в игру последовательные взаимосвязанные ролевые действия "исполнителя" и "контролера". Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, не допускают ли ошибок, оценка итогового результата. Каждая игровая группа состоит из 2-4 детей. "Контролер" получает задания от учителя в конвертах и раздает их детям. В каждом конверте предлагается сложить из геометрических фигур узоры или композицию по заданному образцу. Ребенок, играющий роль контролера, следит за правильностью выполнения узора каждым ребенком и проводит итоговую проверку по завершению задания. Затем функции контролера распределяются между другими детьми по очереди. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры способствует усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. Позже можно предлагать задания с учебным содержанием. Продуктивными в плане формирования навыка самоконтроля будут те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять свои действия и конечный результат с заданным образцом. Оптимальным приемом для развития произвольной регуляции являются: предлагаемые на всех этапах развернутые инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности создания собственной, целостной и непротиворечивой программы поведения. Регуляторные функции и способности к принятию совместного решения реализуются в процессе групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию творческого подхода к решению какой-либо задачи. 1.«Поезд». Дети в результате обсуждения (с участием психолога) приходят к решению построить, например, поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого выполнения замысла возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата — подводится общий итог. 2.«Автомобиль». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но дети выступают в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т.п.), из которых ребенок-ведущий «собирает» автомобиль. 3.«Восковая скульптура». Участники, сидящие (стоящие) в кругу с закрытыми глазами, лепят «по цепочке» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается к приданной ему позе и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза и сравнивают полученные скульптуры. Происходит обсуждение. 4. «Подбери следующее». Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным: первый — ..., завтрак — ..., июль — ..., лето — .... январь — ..., зима — ..., седьмой — ..., 25 — ... и т. п. 5. «Расставь события по порядку». Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д. Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д. 6. «Время и антивремя». Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу. Крайне важно включать в коррекционные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, ( на 1 и 2 уровне)
Развитие эмоционально-коммуникативной сферы Коммуникативные упражнения направлены на невербальное выражение эмоциональных состояний и отношений. Они способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. 1. «Маска» (эмоциональное развитие). Дети садятся в круг. Первый участник фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и др. 2. «Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Инструктор поясняет: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"» 3. «Скала». Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли альпиниста. 4.«Сороконожка». Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|