|
Одной левой: как помочь ребенку-левше.Автор статьи: Анастасия Батурина
Дети-левши имеют ряд особенностей, касающихся их поведения и обучения. Причины возникновения данных особенностей вы можете прочитать здесь (статья «Одной левой: о детях левшах и их психологических особенностях»).
Особенности детей-левшей: 1. Трудностизрительно-пространственного восприятия (сложности в определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже», сложности определения времени по циферблату), зрительной памяти, зрительно-моторной координации (неправильная траектория движения руки при написании букв/цифр, искажение формы букв, зеркальность письма, пропуск/перестановка букв, разный наклон письма и т.д.), которые приводят к трудности освоения письма; 2. Искажения и задержки в развитии речи, чтения, счета:
3. Недостаточное развитие мелкой моторики (сниженный темп письма, неустойчивый почерк); 4. Трудности пошаговой, постепенной переработки информации; 5. Сложности переключения внимания, утомляемость; 6. Эмоциональность и восприимчивость к настроениям окружающих, которая может приводить в определенных условиях к зацикливанию на сниженном настроении, капризности, ярких проявлениях ярости и гнева. Прочитав данный список, складывает впечатление, что с такими особенностями ребенку практически невозможно справиться, они касаются практически всего. Но здесь перечислены, так скажем, негативные особенности детей-левшей, а точнее акцент поставлен на сложности, которые возникают у левшей. Но, безусловно, есть и «позитивные» особенности. При исследовании креативности (способности к творческим решениям) мышления у левшей показатели оказались значимо более высокими по сравнению с правшами. Еще одним «преимуществом» левшей является колоссальная способность произвольного контроля над протеканием своей деятельности, что приводит к возможности компенсировать, достигать нужных результатов как бы обходным путем. Ярким примером «обходного пути» является речь многих левшат. В норме речь формируется постепенно. Сначала ребенку необходимо запомнить звучание, способы произнесения отдельных звуков и их сочетаний. Расширяется объем памяти, ребенок начинает повторять отдельные слова, потом фразы. Начинают активироваться более сложные функции – называние, конструкции типа «до-после», «над-под». Так, поэтапно формируется самостоятельная речь ребенка. Можно представить этот процесс как естественный рост цветка от семени, посаженного в землю, к ростку, обильному разветвлению стеблей, возникновению листьев, бутонов и, наконец, к цветению. У некоторых левшат это может выглядеть как цветок, который вырос и распустился за одну ночь. Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными как речь взрослого человека, фразами. Более того, их речь выглядит «взрослой» и интонационно, и содержательно. Но если спросить что означает то или иное слово, ребенок не ответит. Сложность в том, что дети-левши воспринимают, запечатлевают и соответственно используют чужую речь глобально, целыми блоками, так сказать, без ненужных подробностей. Подробности появляются в ситуации обучения. Также может происходить с письмом: Семилетний мальчик, который плохо успевал по русскому языку (неразличение границ между словами, замена нужных букв зеркальными или подмена букв, например, «д» на «б») решил заучивать все слова наизусть, а потом просто воспроизводил их по памяти. Можно сказать, что дети-левши способны компенсировать практически все вышеперечисленные «негативные» особенности, но здесь важно понимать, что детям необходима помощь со стороны родителей и педагогов, т.к. злоупотребление компенсаторной способностью может приводить к сильному переутомлению, а в дальнейшем – к нарушениям сна, аппетита, расстройствам речи и прочее. Итак, как можно помочь детям-левшам: Для начала провести раннюю диагностику ведущей руки. В этом помогут несколько простых тестов, а также специалисты (невролог, нейропсихолог). По мнению специалистов, определение ведущей руки достоверно с 4-5 лет. До этого возраста дети хорошо владеют обеими руками и предпочтение ведущей руки трудно выявить. Для определения ведущей руки существует достаточно большое количество тестов и методик, все они заключаются в просьбе выполнить какие-либо действия (нанизать бусины, полить цветы, почистить зубы). Ту руку, которую ребенок предпочитает и является ведущей. Но здесь есть сложность, если ребенок уже приучен делать какое-то действие правой рукой, он и сделает это правой. Поэтому показательным в этих тестах являются действия, которые для ребенка новы. Кроме того, советуют придерживаться двух правил:
Я приведу тест Ф. Кречмера, автор предлагает детям такие задания как: - полить цветы, - почистить зубы, - перемешать песок лопаткой, - толкнуть палкой шарик, - достать книги с полки, - вынуть пробку из ванной, - положить фишки в коробку. Если этого не достаточно, можно использовать задания исследовательницы М. Озьянс, которая предлагает ребенку: - завинтить крышку на бутылке, - разрезать бумагу ножницами, - нанизать бусины, - почистить обувь щеткой, - стереть ластиком крестики, - намотать нитку на катушку, - перелить воду из одного сосуда в другой, - разложить карточки, - отвинтить гайку рукой и ключом, - проколоть дырочки дыроколом, - продеть нитку в иголку, - почистить одежду от пыли, - капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки, - достать бусинку ложкой из стакана, - позвонить колокольчиком, - закрыть и открыть молнию на сумке, - взять стакан и выпить несколько глотков воды. Более достоверным является задание на одновременные действия обеих рук, так как зачастую ребенок не сталкивался с подобным заданием. Например, можно попросить нарисовать обеими руками круг, квадрат и треугольник. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой. Наконец мы переходим к главному – основным направлениям помощи ребенку-левше. 1. И первым является отношение взрослого (родителя, воспитателя) к такому ребенку. Важно, понимать, что левшество – это не каприз ребенка, а организация его мозга, с которой он родился и которую не способен изменить. Он сталкивается с тем, что он не такой как большинство окружающих и ему нужна поддержка и понимание, что он не хуже и не лучше других, он такой, какой есть. Выдержка из письма переученной левши: «Я — левша, очень остро переживающая свою переученность, которую я скорее воспринимаю как «переделанность». Я жила с ощущением собственной неполноценности, неловкости за то, что многое делаю не так, «как все люди», и только через много лет получила облегчение от мысли, от озарения: я — нормальная, со своими преимуществами и недостатками, но нормальная». Рекомендуется доброжелательное отношение к факту леворукости, желательно не акцентировать внимание на «непохожести» и не проявлять никакого негативного отношения к этому. Поговорите с воспитателем или учителем ребенка, предупредите об особенностях ребенка и попросите при проведении занятий учитывать их. Также поговорите с ребенком об этом, объясните, что рисовать, писать левой рукой это не плохо. У человека две руки и каждая одинаково хороша и каждый может пользоваться той рукой, которой ему удобнее. 2. Способ объяснения нового материала. Объяснять новый материал рекомендуется четко, последовательно и конкретно, можно использовать схемы, которые включают элементы последующей информации. Схему желательно изготавливать в красочной, образной форме. Можно использовать объемные пособия. 3. Любые действия раскладывать на элементы. 4. Важно не ждать, пока левша научиться сам. Для обучения использовать тело (показывать, как рисовать, резать и т.д. взяв руку ребенка, так ему будет проще понять движение), а также использовать разные модальности: зрительные, слуховые, тактильные. 5. Развивать мелкую моторику (застегивание и расстегивание, завязывание и развязывание, перекладывание мелких деталей, штриховка, рисование, плетение, вязание, вырезание ножницами). 6. Развивать представление о последовательности слева направо (выкладывание кубиков, аппликации и пр.) 7. Не требовать правонаклонного письма. 8. Категорически противопоказано требовать безотрывного письма. 9. Не требовать быстрого выполнения заданий. Левшество — удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо соответственно. Мне кажется, главной задачей взрослых является понять особенности ребенка-левши самим и помочь ему адаптироваться в мире правшей. Психолог Анастасия Деревнина Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|