Одной левой: о детях левшах и их психологических особенностях.

Автор статьи: Анастасия Батурина

Одной левой о детях левшах и их психологических особенностях    Феномен левшества часто называют загадкой, потому что, несмотря на исследования, которые проводились по этому вопросу, число неразрешенных вопросов здесь намного превышает число полученных ответов.

    Для того, чтобы начать разговор о левшестве, сначала определимся с понятиями во избежание терминологической путаницы. Существует понятие левшество и леворукость.

    Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки. Левшество – комплексная характеристика, которая обозначает тип мозговой организации и отражает большую активность правого полушария головного мозга (у правшей доминантным полушарием является левое).

   Таким образом, предпочтение той или иной руки (лево-, праворукость) и тип организации мозга (левшество, правшество) не всегда совпадают. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, формально вы можете сказать только, что он леворукий, однако не левша. Т.к. в термин левшества входит кроме ведущей левой руки, также ведущий левый глаз, ухо и левая нога. Также важно отметить, что левшество может быть вынужденным (псевдолевшество или патологическое левшество), если использование левого полушария (правшество) невозможно или затруднено в результате различных травм во внутриутробном или раннем возрасте. Тогда генетическая программа «правшества» вынуждена перестраиваться и использовать «левшество». Это тема для отдельного разговора и данные случаи не будут рассматриваться в данной статье.  

   Вначале мне также хочется отметить, что на протяжении развития человечества процент детей-левшей остается постоянен – 20-25%. По некоторым данным, левшество называют важным эволюционным путем развития человечества.

   Так как левшество – это не только ведущая левая рука, но и тип организации мозга, то поговорим немного о функциях полушарий головного мозга человека. Это поможет ответить нам на вопрос, чем же на самом деле отличаются дети левши и правши друг от друга.

   Левому полушарию приписывают рационально-логические, аналитические функции, словесные способы познания, а также стереотипность и программируемость. Оно принимает  информацию от правой стороны тела: правого глаза, уха, правой руки и ноги. При этом информация обрабатывается порционно и последовательно, перебирая возможные варианты. Левое полушарие отвечает за социальную адаптацию в привычных условиях жизни.

Правое полушарие называют эмоциональным. Для него характерны образность и синтетичность (обобщенность), доминирование интуиции, спонтанность, непроизвольность. Правое полушарие получает информацию от левой стороны тела и обрабатывает ее одномоментно и целостно (мгновенно воспринимая целостный образ) в больших количествах. Правое полушарие отвечает за формирование новых стратегий адаптации в изменяющихся условиях жизни, музыкальные и художественные способности. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение.

   Отличия детей-левшей и правшей.

  1. У левшей во взрослом возрасте сохраняется представленность каждой психологической функции в обоих полушариях, что встречается у праворуких детей только в 2-3 года. Это является большим потенциалом для адаптации левшей в меняющихся условиях и жестких требованиях окружающей среды.
  2. У правшей организация психических процессов в головном мозге характеризуется жесткой соотнесенностью с определенным отделом мозга. У левшей, т.к. функции равно представлены в обоих полушариях, отсутствует жесткое соответствие какой-либо психической функции определенной зоне головного мозга.
  3. Исключительной чертой левшей является функциональная автономия и разобщенность правого и левого полушарий. Это также способствует недифференцированности и диффузности психических процессов.
  4. Если у правшей корковые и подкорковые системы мозга функционируют последовательно и несинхронно, то у левшей зачастую – одновременно и синхронно.

   Таким образом, работу мозга правшей можно назвать более слаженной и последовательной. Многие авторы также говорят о тормозящем влиянии левого полушария правшей на правое, что позволяет автономно функционировать речевым центрам и адаптироваться в социуме.

   Исходя из перечисленных особенностей организации мозга левшей, наблюдаются следующие особенности в обучении и поведении таких детей:

 

  1. Сложности в определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже»;
  2. Могут наблюдаться искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.
  • левша может прочитать или написать букву или цифру в любом направлении (горизонтально, вертикально или зеркально);
  • буквы или рисунки могут наползать друг на друга, хотя есть достаточное количество места вокруг;
  • ребенок может добавлять или убавлять элементы букв и цифр;
  • может наблюдаться медленный темп чтения и письма, неустойчивый почерк.
  1. Сложности в определении времени по циферблату;
  2. Творческая, художественная и музыкальная одаренность;
  3. Эмоциональность, восприимчивость к настроениям окружающих, которая может приводить в определенных условиях к зацикливанию на сниженном настроении, капризности, ярких проявлениях ярости и гнева;
  4. Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, всякий раз изобретая свой способ овладения миром правшей.

   Мозг человека совершенный и тонкий инструмент, который имеет огромный потенциал адаптации и компенсации, но, так или иначе, обладает конечным количеством ресурсов. Поэтому, чем больше энергии мозгу ребенка требуется на овладение мышлением, речью, счетом и так далее, тем больше вероятность «обкрадывания» эмоциональных, творческих, интуитивных функций.

   Вот почему многие психологи не рекомендуют переучивать ребенка-левшу выполнять действия правой рукой, а настаивают на актуальной поддержке и помощи ему в освоении мира. При упоре на развитие речи и аналитическое мышление может произойти обеднение картины мира ребенка, а также эмоциональные и поведенческие сложности, которые могут привести к снижению самооценки, раздражительности, вспыльчивости, нарушениям аппетита, сна, речи (в том числе заиканию) и многому другому.

   О способах адекватной и своевременной помощи ребенку-левше я расскажу в следующей статье "Одной левой: как помочь ребенку-левше".

 

 

Психолог Анастасия Деревнина





Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Одной левой: как помочь ребенку-левше.
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • 3 мозга человека, или Что мешает спокойно жить.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • И снова про левшей (комментарий для Job.ru)
  • Что делать для развития правого полушария?
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Желудок умнее мозга или что такое психопрофилактика.
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Вынос мозга или разговор по душам?
  • Смартфон головного мозга
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Социальные сети головного мозга
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • Зависть - "болезнь мозга" или неверно истолкованный феномен?
  • «Гимнастика мозга» как способ адаптации дошкольника к школе
  • Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Мигрень: зависть разрушает сосуды головного мозга
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • «У художников более развито правое полушарие» – миф? (да)
  • Список литературы по теме "левшество"
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Гештальт-подход в бизнесе. Часть первая. Зачем предпринимателю оба полушария мозга?
  • Эффект «ореола» .ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство) - патология головного мозга?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь