Ранняя травма и правое полушарие

           Ранняя травма и правое полушарие

Напомню всем известный факт, что функции обоих полушарий различаются: для левого полушария характерно вербальное или абстрактно-логическое мышление, а для правого невербальное или пространственно-творческое. Формально-логическое мышление левого полушария было названо дискретным анализом, оно воспринимает и обрабатывает единицы информации последовательно, тогда как способность правого полушария состоит в том, чтобы воспринять информацию одномоментно, непрерывно и целиком (синтетически). Интересно, что ещё пока не создан искусственный интеллект, способный к непрерывному мышлению. Это удивительное свойство человеческого разума.



Многие психические и неврологические расстройства берут начало в первых трех годах жизни ребенка. Особенно значимым для формирования психики является первый «бессознательный» год жизни. Созревание правого полушария происходит благодаря эмоциональному опыту, который малыш получает в контакте с самыми близкими людьми. Можно сказать, что правое полушарие матери является матрицей, по образу и подобию которой формируются способности ребенка, связанные с правополушарной деятельностью, такие, как регуляция эмоций, привязанность, связность и цельность восприятия событий.

Новейшие нейробиологические исследования подтверждают, что ранняя травматизация и эмоциональная депривация несут ответственность за неправильное или недостаточное развитие правого полушария. Оказывается, что проблема контроля импульсов, нарушение привязанности при ПТСР, алекситимии, пограничных и других психических расстройствах вызваны дисфункцией правого полушария, а также нарушением связей между правым и левым полушарием.

Способность понимать чужие чувства и эмпатически реагировать, т.е. восприятие и декодирование без ошибок эмоциональных переживаний других людей также теряются. Невербальные проявления человека оказываются неадекватными, его неправильно понимают окружающие, он находится в положении «белой вороны».

Младенец реагирует на жестокое обращение и пренебрежение его интересами гипервозбуждением и диссоциацией, таким образом правое полушарие обеспечивает его выживание. Диссоциация же означает отсутствие связи между работой правого и левого полушария, т.е. правополушарные эмоции не могут быть когнитивно связаны с их причинами и выражены вербально (функции левого полушария). Отсюда «разделение головы и тела», так характерное для алекситимиков, когда эмоции не осознаются, не распознаются, а воспринимаются как телесные реакции дискомфорта, боли.

Более подробно про алекситимию: 

Жизнь моя, иль ты приснилась мне. Алекситимия

Терапия алекситимии

Арт-терапия для работы с алекситимией

Дефициты правого полушария влияют на восприятие тела и пространственную ориентацию. Возникают проблемы в восприятии своих собственных границ не только телесных, но и психологических (проницаемость эго-границ) и дифференциации между собой и другим («я» – «не-я»). Правополушарная дисфункция нарушает целостное восприятие событий, приводит к снижению творческих способностей и сильно ограничивает образное мышление.

Работа по восстановлению не сформировавшихся правополушарных функций очень длительна и трудоемка. Человек по сути учится понимать свои чувства, называть, описывать, проживать их. Мозг очень пластичен и обучиться можно всему, но многократные повторения однотипных действий с целью проложить новые нейронные связи в мозге требуют железной мотивации и трудолюбия.

Но есть другой, более приятный путь. Если процесс активизации правого полушария увлекателен и больше похож на путешествие в неизведанный мир, это совсем не скучно и не воспринимается, как тяжелый труд. Этот путь -  творчество, а именно арт-терапия. О способностях творчества к излечению психических заболеваний я писала в статье "Творчество как средство исцеления психотравмы".

Что происходит при занятиях арт-терапией.

  • Развивается образное и пространственное мышление
  • Восстанавливается способность к символизации (про это нужно написать отдельную статью, насколько важна функция символизации для нормального функционирования психики)
  • Вырабатывается эмоциональный интеллект
  • Терапевтический контакт воспроизводит детско-родительские отношения, прорабатывает и корректирует их недостатки.

 

Приглашаю Вас на занятия арт-терапией!





Просмотров: 591
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чудеса рядом. Развитие правого полушария.
  • Что делать для развития правого полушария?
  • Душа для третьего полушария.
  • Душа для третьего полушария. II
  • Спонтанные рисунки. Как получить ответ на сложившуются ситуацию. Включаем два полушария
  • Гештальт-подход в бизнесе. Часть первая. Зачем предпринимателю оба полушария мозга?
  • Слезотечение из правого глаза...
  • «У художников более развито правое полушарие» – миф? (да)
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Отношения – это поиск баланса между своими интересами и потребностями других.
  • Шизоиды:мышление, творчество, терапия
  • Как связанны между собой такие вещи, как стабильность и изменения? Или о функции Персонелити
  • Логическое мышление
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Творчество как средство исцеления психотравмы
  • Стоит ли все, что происходит между терапевтом и клиентом называть психотерапией?
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Как развить творческое мышление у ребенка
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка. Тактильное восприятие.
  • Что еще нужно понимать, чтобы… понимать своих детей
  • Когнитивно-Поведенческая Терапия / VS / Иррациональное Мышление



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь