Ранняя травма и правое полушарие

           Ранняя травма и правое полушарие

Напомню всем известный факт, что функции обоих полушарий различаются: для левого полушария характерно вербальное или абстрактно-логическое мышление, а для правого невербальное или пространственно-творческое. Формально-логическое мышление левого полушария было названо дискретным анализом, оно воспринимает и обрабатывает единицы информации последовательно, тогда как способность правого полушария состоит в том, чтобы воспринять информацию одномоментно, непрерывно и целиком (синтетически). Интересно, что ещё пока не создан искусственный интеллект, способный к непрерывному мышлению. Это удивительное свойство человеческого разума.



Многие психические и неврологические расстройства берут начало в первых трех годах жизни ребенка. Особенно значимым для формирования психики является первый «бессознательный» год жизни. Созревание правого полушария происходит благодаря эмоциональному опыту, который малыш получает в контакте с самыми близкими людьми. Можно сказать, что правое полушарие матери является матрицей, по образу и подобию которой формируются способности ребенка, связанные с правополушарной деятельностью, такие, как регуляция эмоций, привязанность, связность и цельность восприятия событий.

Новейшие нейробиологические исследования подтверждают, что ранняя травматизация и эмоциональная депривация несут ответственность за неправильное или недостаточное развитие правого полушария. Оказывается, что проблема контроля импульсов, нарушение привязанности при ПТСР, алекситимии, пограничных и других психических расстройствах вызваны дисфункцией правого полушария, а также нарушением связей между правым и левым полушарием.

Способность понимать чужие чувства и эмпатически реагировать, т.е. восприятие и декодирование без ошибок эмоциональных переживаний других людей также теряются. Невербальные проявления человека оказываются неадекватными, его неправильно понимают окружающие, он находится в положении «белой вороны».

Младенец реагирует на жестокое обращение и пренебрежение его интересами гипервозбуждением и диссоциацией, таким образом правое полушарие обеспечивает его выживание. Диссоциация же означает отсутствие связи между работой правого и левого полушария, т.е. правополушарные эмоции не могут быть когнитивно связаны с их причинами и выражены вербально (функции левого полушария). Отсюда «разделение головы и тела», так характерное для алекситимиков, когда эмоции не осознаются, не распознаются, а воспринимаются как телесные реакции дискомфорта, боли.

Более подробно про алекситимию: 

Жизнь моя, иль ты приснилась мне. Алекситимия

Терапия алекситимии

Арт-терапия для работы с алекситимией

Дефициты правого полушария влияют на восприятие тела и пространственную ориентацию. Возникают проблемы в восприятии своих собственных границ не только телесных, но и психологических (проницаемость эго-границ) и дифференциации между собой и другим («я» – «не-я»). Правополушарная дисфункция нарушает целостное восприятие событий, приводит к снижению творческих способностей и сильно ограничивает образное мышление.

Работа по восстановлению не сформировавшихся правополушарных функций очень длительна и трудоемка. Человек по сути учится понимать свои чувства, называть, описывать, проживать их. Мозг очень пластичен и обучиться можно всему, но многократные повторения однотипных действий с целью проложить новые нейронные связи в мозге требуют железной мотивации и трудолюбия.

Но есть другой, более приятный путь. Если процесс активизации правого полушария увлекателен и больше похож на путешествие в неизведанный мир, это совсем не скучно и не воспринимается, как тяжелый труд. Этот путь -  творчество, а именно арт-терапия. О способностях творчества к излечению психических заболеваний я писала в статье "Творчество как средство исцеления психотравмы".

Что происходит при занятиях арт-терапией.

  • Развивается образное и пространственное мышление
  • Восстанавливается способность к символизации (про это нужно написать отдельную статью, насколько важна функция символизации для нормального функционирования психики)
  • Вырабатывается эмоциональный интеллект
  • Терапевтический контакт воспроизводит детско-родительские отношения, прорабатывает и корректирует их недостатки.

 

Приглашаю Вас на занятия арт-терапией!





Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать для развития правого полушария?
  • Чудеса рядом. Развитие правого полушария.
  • Душа для третьего полушария.
  • Душа для третьего полушария. II
  • Спонтанные рисунки. Как получить ответ на сложившуются ситуацию. Включаем два полушария
  • Гештальт-подход в бизнесе. Часть первая. Зачем предпринимателю оба полушария мозга?
  • Слезотечение из правого глаза...
  • «У художников более развито правое полушарие» – миф? (да)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Мышление нарцисса и его опасность для других
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Арт-терапия для себя и для других...
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Моя потеря. Я ненавижу что ты умер или ресурс для создания своих личностных границ
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Арт-терапия: для кого и что дает?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь