|
Творчество как средство исцеления психотравмыАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
В этой статье рассказывается об одном из пионеров арт-терапии Эдварде Адамсоне (Edward Adamson, 1911 – 1996) и его опыте работы арт-терапевтическими методами с душевнобольными людьми. В 1946 году, сразу после войны, он открыл в госпитале для душевнобольных в Netherne (Англия) художественную студию и более 30 лет работал с психически больными людьми, наблюдая творческие и целительные процессы, происходящие у пациентов параллельно. В то время душевнобольные люди находились в психиатрических заведениях в очень тяжелых условиях. Они были полностью изолированы от общества, как лишние, неудобные члены. Клиники по своим порядкам больше напоминали концлагеря. Психотропные средства для лечения еще не применялись, для успокоения буйных использовалась холодная вода, привязывание к кроватям, карцер. Для Адамсона было важно создать постоянную доверительную и свободную атмосферу в студии. Каждому пациенту, бесправному, лишенному собственных вещей, он организовал персональное рабочее место с его личными рабочими инструментами, которое на протяжении всего пребывания в госпитале сохранялось за ним. Адамсон открыл для пациентов творческое пространство и давал им столько времени, сколько им нужно, чтобы они могли начать доверять и постепенно раскрыть свою внутреннюю креативность. Адамсон писал: «В искусстве и процессе исцеления необходимо положиться на природу внутренних сил организма. Это время невозможно принудительно сократить или продлить, каждый имеет свой собственный темп и ритм. Мой метод состоит в том, чтобы быть как можно более пассивным. Я никогда не вмешиваюсь в процесс, не комментирую и не интерпретирую работы, тем более во время рисования. У меня есть чувство, что из-за этого отсутствия давления между мной и пациентом постепенно образовывался контакт совершенно другого свойства: человек постепенно раскрывался и начинал творить. Было ощущение, что параллельно этому запускался процесс внутренней работы по расчистке и освобождению от психологического конфликта, создающего психическое нездоровье.» Адамсон выступал для пациентов в роли заботливого и поддерживающего сопровождающего и имел достаточно терпения и мудрости, чтобы позволить природным творческим силам вылечить пациентов. Процессы исцеления заняли годы и принесли удивительные результаты: многие пациенты выздоровели и смогли вести совершенно нормальную жизнь. Некоторые из них стали профессиональными художниками, самыми известными из которых являются канадский художник Уильям Курелек (William Kurelek) и Роланда Полонски (Rolanda Polonsky), художница и скульптор. Работа Уильяма Курелека
Скульптуры Роланды Полонски Адамсон считал, что в случае психических проблем, решение должно быть найдено там, где оно возникло, а именно внутри психики. Только там может быть источник реальных позитивных перемен. Искусство и есть диалог со своим внутренним «я» и, таким образом, происходит общение с нашими разрушительными и творческими силами. Симптомы болезни возникают как манифестация нерешенного внутреннего конфликта. Искусство помогает развязать этот гордиев узел, не прибегая к «разрубанию», как это делают хирурги и не заглушая проблему транквилизаторами. Кроме того, лечение самовыражением в искусстве перекладывает главную ответственность за изменения на самого человека, а не делает его зависимым от методов лечения извне. В своей книге Эдвард Адамсон описывает процесс арт-терапии с совершенно глухим психически больным пациентом. Мужчина не мог говорить и был полностью изолирован от общества, без возможности выразить себя. Его художественное развитие от маленьких несмелых карандашных рисунков до большой серии красочных выразительных картин заняло 6 лет. В течение этого интенсивного процесса он начал говорить и постепенно стал говорить свободно. Его психическое состояние тоже значительно улучшилось. Внутренний конфликт пациента был разрешен. В этот момент он потерял всякий интерес к живописи. Этот пример ясно показывает функцию искусства как средства коммуникации, самовыражения и самоисцеления. Вот одна из его работ: Опыт Адамсона показывает, что пробуждение творческих способностей целительно влияет на душу, позволяя ей восстановиться во внутреннем диалоге с собой. Темы внутренних конфликтов и их проработка в символической форме ясно просматриваются в художественных работах.
William Kurelek «Клубок из бечёвки и прочая безделица». Рисунок появился перед выпиской художника из госпиталя. Комментарий Курелека к нему: «Я никогда не был по-настоящему безумен, а лишь дурачил вас!» Работа Уильяма Курелека "Где я? Кто я? Почему я?"
Еще несколько работ пациентов Адамсона:
"Kunst als Heilungsprozeß", John Timlin, Edward Adamson, Verlag Junfermann, 2001 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|