«У художников более развито правое полушарие» – миф? (да)

Автор статьи: Владислав Депутатов
От автора: оригинал: http://www.oecd.org/education/ceri/neuromyth6.htm
Миф:

Вы – креативный и эмоциональный человек? Возможно, художник или музыкант? Тогда у Вас, вероятно, доминирует правое полушарие.

Вы – рациональный, аналитичный мыслитель? Возможно, математик или инженер? Тогда у Вас, вероятно, доминирует левое полушарие.

Кто не слышал о том, что творчество и эмоции расположены в правом полушарии, в то время как рациональность и логика – в левом? Каждый сталкивался с этим популярным представлением, которое постулирует: доминирование того или иного полушария определяет его образ мышления и личность. Эта идея, однако, является широкораспространённым... заблуждением. Ниже будет объяснено, почему (ну или можно сразу в последний блок спуститься).

Две части мозга – два типа мышления? Два различных типа личности?

Согласно концепции полушарного доминирования, той или иной половине мозга приписываются те или иные характеристики обработки информации (см. таблицу), делается вывод, что более частое использование левого или правого полушария определяет образ мышления и личность человека.

Согласно приписанным характеристикам, левое полушарие – рациональное, интеллектуальное, логическое, аналитическое и вербальное.  Оно специализируется на обработке словесной и числовой информации дедуктивным или логическим способом (т.е., анализирует и выдяет отдельные части целого, а значит, обрабатывает информацию последовательно, линейно и упорядочено). Таким образом, утверждается, что левое полушарие предпочитает детальную информацию, способно анализировать и структурировать, а так же наиболее приспособлено к задачам, включающим язык, чтение и письмо, алгебру, математические проблемы, логические операции. Соответствено, люди, которые предрасположены использовать именно левую часть своего мозга: рациональны, интеллектаульны, ориентированы на детали, логичны и аналитичны. Значит, в математике, инженерии и естесственных науках они сильны.

В свою очередь, правое полушарие: интуитивно, эмоционально, целостно, синтетично, не-вербально, визуально-пространственно в обработке информации, обуславливает творческое и индуктивное мышление. Правое полушарие объединяет информацию и обрабатывает её цельно и параллельно, т.е. видит лес, а не деревья. Предполагается, что оно имеет дело с трёхмерными формами и изображениями; сфокусировано больше на схожестях, чем на различиях, потому более сильно в решении сложных задач и одновременной обработке разнородной информации, типа распознавания образов, лиц, пространственных отношений. Соответственно, те, у кого доминирует именно это полушарие считаются более интуитивными, эмоциональными, творческими и вузально-ориентированными. Эти люди имеют сильно развитую эмоциональную и эстетическую чувствительность, часто идут в творческие и художественные профессии.

Левое полушарие

Правое полушарие

Вербальное

Невербальное, визуально-пространственное

Последовательное

Одновременное

Логическое

Целостное

Аналитическое

Синтетическое, интегрирующее

Рациональное, интеллектуальное

Интуитивное, эмоциональное

 

Происхождение мифа

На протяжении всей истории интеллектуальные навыки людей часто делились на два класса: критические и аналитические (но никак не творческие и аналитические). Эта идея была приписана двум полушариям мозга и являлась основной доктриной нейрофизиологии 19-го века.

В 1844 году Артур Лэдброк Уиган опубликовал книгу под названием «Новый взгляд на безумие: двойственность разума». В этой книге он описал два полушария мозга как независимые части, обладающие разной волей и мышлением. Обычно они работают вместе, но, например, в случае заболевания, они могут работать друг против друга. Это представление стало очень популярным и даже нашло свое отражение в массовой культуре, например, в известном рассказе Роберта Луи Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (1886), в котором развивается идея культурного левого полушария в отличие от эмоционального правого полушария, которое примитивно и легко выходит из-под контроля.

Пьер Поль Брока, французский невролог, впервые предложил эмпирические доказательства, которые подтверждали, что в двух полушариях находятся разные функции. Он исследовал мозг более 20 пациентов с нарушениями языковой функции (после их смерти). Учёный обнаружил, что у всех них было повреждение левого полушария (спереди), в то время как правое полушарие повреждённым не было. Он сделал закономерный вывод, что в левой лобной части мозга находится что-то, чья функция – продукция речи. Несколько лет спустя, немецкий невролог Вернике продолжил исследования пациентов с проблемами речи. В итоге он обнаружил, что способность понимать язык находится в височной доле левого полушария. Отсюда закономерен вывод: левое полушарие отвечает за понимание и производство языка.

До 1960-х годов наблюдения за местонахождением зон, отвечающих за язык в основном опирались на посмертных исследованиях пациентов с повреждениями головного мозга различной локализации, степени тяжести и этиологии. Однако, критики утверждали, что языковая функция вообще не может быть латерализована (т.е. "находиться в какой-то стороне мозга, правой или левой"). Тем не менее, определенные доказательства латерализации языка были получены в исследованиях на пациентах с расщепленным мозгом. У этих пациентов нервные волокна, которые соединяют два полушария, были разорваны, чтобы остановить распространение эпилептических припадков из одного полушария в другое. В результате, исследователи могли изучить функцию каждой половины мозга в изоляции от другой. Новаторские исследования этих пациентов с расщепленным мозгом были проведены в 1960-х и 1970-х годах лауреатом Нобелевской премии Роджером Сперри и его коллегами из Калифорнийского технологического института.

Это дало дополнительные экспериментальные данные о специализации полушария с точки зрения латерализации языка и локализации других навыков. Чтобы оценить возможные функциональные различия, Роджер Сперри и его коллеги предоставили информацию только одной стороне мозга у пациентов с расщепленным мозгом, например, просили пациентов использовать каждую руку независимо для идентификации объектов, не глядя на объект. Чтобы понять эту процедуру, важно знать, что основные сенсорные и моторные функции симметрично разделены между двумя полушариями мозга: левое полушарие обрабатывает информацию для правой половины тела и наоборот. Таким образом, правая рука предоставляет левому полушарию информацию о том, что она чувствует. Эксперименты Сперри дали удивительный результат: когда пациенты с расщепленным мозгом трогали объект правой рукой, то есть левым полушарием, они могли легко назвать объект. Напротив, когда объект касался левой рукой, то есть обрабатывался правым полушарием, они не могли назвать его. Этот вывод положил конец вековой дискуссии о латерализации языка. Он подтвердил, что левое полушарие однозначно является центром основных языковых функций у большинства людей.

Это неравное представление функций языка в двух полушариях породило идею о том, что левое полушарие является вербальным, а правое полушарие невербальным (см. Таблицу). 

Другие эксперименты с пациентами с расщепленным мозгом исследовали роль правого полушария. Результатом этих экспериментов было то, что правое полушарие специализируется на обработке сложных визуальных и пространственных условий (например, исследования Сперри и Газзаниги, в которых испытуемый с расщеплённым мозгом справлялся с определёнными задачами с выкладыванием кубиков определённым образом левой рукой, и был абсолютно беспомощен в решении этой задачи правой рукой). Так же, доказано, что пациенты с определенным повреждением правого полушария не могут распознать знакомые лица. У других пациентов с повреждением правого полушария возникают трудности в пространственной ориентации.
Кроме того, клинические исследования позволяют исследователям постулировать, что правое полушарие специализируется на обработке эмоций. Эмоциональное выражение, а также эмоциональное распознавание  нарушаются после поражений правого полушария мозга: у таких пациентов наблюдается дефицит в выявлении эмоциональной интонации слов. Кроме того, недостатки в распознавании эмоционального выражения лица были связаны с поражениями правого полушария. Эти клинические данные подтверждаются исследованиями поведения: эмоциональные характеристики речи легче распознать, когда стимулы предъявляются к левому уху (правое полушарие). Кроме того, стимулы, представленные в левое поле зрения (правое полушарие), оцениваются как более эмоциональные и даже вызывают более сильные реакции со стороны вегетативной нервной системы.

В 1970 году в своей влиятельной книге «Психология сознания» психолог Роберт Орнштейн предположил, что западные люди используют только половину своего мозга и, следовательно, только половину своих умственных способностей. Он утверждал, что люди в западных культурах имеют хорошо обученное левое полушарие благодаря фокусу на языке и логическом мышлении. Однако они пренебрегают своим правым полушарием и его интуитивным, эмоциональным мышлением. Короче говоря, Орнштейн отождествлял левое полушарие с аналитическим, логическим образом западного мышления, а правое полушарие - с интуитивным, эмоциональным восточным мышлением. Эта точка зрения привела ко многим неверным интерпретациям и неправильным утверждениям, которые были далеки от научных результатов. Факты и догадки стали размытыми, а двум полушариям мозга были приписаны не только два разных стиля мышления, но и два разных типа личности. Эти идеи стали очень популярны и в настоящее время их можно найти в различных периодических изданиях, семинарах и книгах самопомощи. Они даже нашли свое применение в сфере образования.

Разрушение мифа

Итак, данная характеристика полушарий вполне обоснована: «левое полушарие - для словесного; правое - для визуально-пространственного и эмоционального».

Если посмотреть в таблицу, то следующая идея - об одновременности и последовательности обработки информации. Эта модель утверждает: левое полушарие анализирует детали и характеристики стимулов, в то время как правое обрабатывает глобальные характеристики стимулов и делает это не последовательно, а одновременно. Вообще, эта модель в нейронауках считается спорной и недостаточно подтвержденной.

Все остальные "характеристики" полушарий, в свою очередь, вообще не подтверждаются научными эмпирическими данными, а выводы являются просто спекулятивными.

Почему идея о творческом полушарии и логическом полушарии неверна?

1) на основании научных данных о том, как мозг обрабатывает стимулы (восприятие), сделаны выводы о мышлении;

2) отсутствуют прямые научные доказательства того, что в разных полушариях находятся разные стили мышления (творческое, логическое); такой вывод из предпосылки о функциональной ассиметрии (то есть из того, что в левой части мозга находятся зоны, отвечающие за речь) - упрощённое и неверное истолкование научных данных; 

3) отсутствует корреляция между актом творчества и деятельностью правого полушария;

4) отсутствует корреляция между использованием правого полушария и творческой развитостью;

5) анализ 65-ти исследований нейровизуализации эмоций не обнаружил научного подтверждения гипотезы об общей латерализации эмоциональной функции в правом полушарии;

6) находки учёного Станисласа Дахина: правое и левое полушарие активно участвуют в идентификации арабских цифр («1», «2»);

7) обнаружение научных данных: подсистемы в обоих полушариях активируются для процессов чтения (например, для расшифровки написанных слов) или распознавания звуков речи.

Основываясь на этих и многих других научных открытиях, ученые-нейрофизиологи в настоящее время считают, что, хотя и существуют некоторые функциональные асимметрии, два полушария мозга работают не изолированно, а скорее вместе, в каждой когнитивной задаче

Перевод: Депутатов В.А.




Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как прокачать левое полушарие?
  • Ранняя травма и правое полушарие
  • Правое и левое в кинографике
  • Гештальт-подход в бизнесе. Часть первая. Зачем предпринимателю оба полушария мозга?
  • Что делать для развития правого полушария?
  • Чудеса рядом. Развитие правого полушария.
  • "Правша" или "левша". Какое ведущее полушарие у вас?!
  • Душа для третьего полушария. II
  • Душа для третьего полушария.
  • Спонтанные рисунки. Как получить ответ на сложившуются ситуацию. Включаем два полушария
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Право быть богатым.Психология денег и биологические механизмы мозга (исследования, выводы).
  • Особенности мозга и мышления
  • Порнозависимость: МРТ исследования головного мозга
  • Наивные люди: мыслим 5% мозга, видим 4% Вселенной, зато выводы обо всём глобальные и истинные
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Миф о двух половинках. Половинка есть у мозга, таблетки...
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • Несколько слов о психопрактике. «Гимнастика мозга».
  • 5 привычек, которые восстанавливают клетки мозга
  • Как регистрируют отклик мозга на бинауральные биения. Некоторые выводы об их силе воздействия
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Единство мозга, сознания и разума.
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Взрыв! Эмоций, гормонов, мозга и норм.
  • Смартфон головного мозга
  • Слово - серебро, а молчание - зло, часто приправленное выносом мозга.
  • Социальные сети головного мозга
  • История о необычном путешественнике, творческом приспособлении и огромных возможностях мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь