|
Развитие мозга ребенкаАвтор статьи: Котлова Людмила Николаевна
Случай из практики. На прием обратилась мама с мальчиком 9 лет, назовем его условно Денисом. У Дениса обнаружились проблемы в школьном обучении. Мама ребенка в отчаянии стала подозревать у него умственную отсталость. Жалобы: не может сконцентрироваться на выполнении заданий, допускает много ошибок при переписывании текста, некрасиво пишет, "зеркалит" буквы, плохо читает и наконец - не хочет ходить в школу! Для сравнения, старший сын - отличник, спортсмен, лидер и тд. Во время первой встречи с мальчиком, я отметила, что он легко вступает в контакт, много рассказывает интересных фактов из истории, религии, находится в приподнятом настроении. На предложение выполнить несколько несложных заданий соглашается с радостью. Задание 1. Складывание узоров из кубиков Никитина. Долго рассматривает, пытается складывать, крутит в руках, пыхтит, начинает нервничать, в результате не выполняет. Задание 2. Пошагать по кабинету как робот ( левая рука-левая нога, правая рука-правая нога). Тренируется, пробует, с третьего раза выполняет. Задание 3. Проследить глазками за кончиком карандаша (вверх - вниз, влево-вправо). Конвергенция глаз не нарушена, но выполняет с поправками, после тренировки. Задание 4. В стойке " Дерево" (ноги вместе, руки вверх) не устойчив. На одной ноге устоять не может. К большому сожалению на эту симптоматику не обратили внимание ни родители , ни учителя, ни врачи. Коррекционные занятия проходили два раза в неделю в течение девяти месяцев. Структуру и содержание занятий я опишу в следующей публикации. Результаты появились уже через месяц. Родители чаще всего обращают внимание на отклонения в развитии ребенка, когда они становятся явно заметными. Это в основном период, когда он идет в школу. Но есть закономерности в развитии ребенка и зная их внимательный родитель может на ранних стадиях заметить и предотвратить грубые нарушения развития. Итак, для того чтобы устранить причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, необходимо, прежде всего, знать о закономерностях развития головного мозга ребенка. Созревание головного мозга - процесс длительный и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга - проходит ряд этапов. На первом этапе ( от внутриутробного периода до 2-3 лет) формируется базис, лежащий в основе телесного, эмоционального и когнитивного статуса ребенка. Также он обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Мозговые системы этого уровня организуют сенсомоторные горизонтальные ( конвергенция глаз, перекрестные и разнонаправленные движения конечностей) и вертикальные ( оптооральные, орально-мануальные) взаимосвязи. Еще внутриутробно ребенок во многом сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то неизбежна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и т.д. Следовательно не только мама вынашивает и рождает ребенка, но и ребенок вынашивается и рождается сам. Успешность рождения зависит от зрелости церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность отклонений в развитии детей, появившихся на свет при помощи кесарева сечения, недоношенных или переношенных. С 3 до 7-8 лет начинается второй этап развития головного мозга, который характеризуется активацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие между полушариями. Эта комиссуральная система, играет важную роль в обеспечении взаимосвязи между аудиальным, визуальным и кинестетическим каналами. На этом этапе формируется доминантность полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю ( сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха). Основная функция второго функционального блока заключается в приеме, переработке и хранении информации. Этот блок расположен в наружных отделах новой коры мозга, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную)зоны коры. Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Например, фонематический слух является функцией левого полушария. Но прежде он должен сформироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дефицит или несформированность этого звена могут привести к грубейшим нарушениям речевого развития. Третьим этапом в становлении межполушарного взаимодействия является формирование транскаллозальных связей, продолжающихся до 12-15 лет. В возрасте 12-15 мозолистое тело достигает своей зрелости, которая обеспечивает взаимодействие лобных отделов правого и левого полушария на регуляторном уровне. В этот период происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение. эмоции и речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|