Развитие мозга ребенка

 

Случай из практики. На прием обратилась мама с мальчиком 9 лет, назовем его условно Денисом. У Дениса обнаружились проблемы в школьном обучении. Мама ребенка в отчаянии стала подозревать  у него умственную отсталость. Жалобы: не может сконцентрироваться на выполнении заданий, допускает много ошибок при переписывании текста, некрасиво пишет, "зеркалит" буквы, плохо читает и наконец  - не хочет ходить в школу! Для сравнения, старший сын - отличник, спортсмен, лидер и тд. Во время первой встречи с мальчиком, я отметила, что он легко вступает в контакт, много рассказывает интересных фактов из истории, религии, находится в приподнятом настроении. На предложение выполнить несколько несложных заданий соглашается с радостью.

Задание 1. Складывание узоров из кубиков Никитина. Долго рассматривает, пытается складывать, крутит в руках, пыхтит, начинает нервничать, в результате не выполняет.

Задание 2. Пошагать по кабинету как робот ( левая рука-левая нога, правая рука-правая нога).  Тренируется, пробует, с третьего раза выполняет.

Задание 3. Проследить глазками за кончиком карандаша (вверх - вниз, влево-вправо). Конвергенция глаз не нарушена, но выполняет с поправками, после тренировки.

Задание 4. В стойке " Дерево" (ноги вместе, руки вверх) не устойчив. На одной ноге устоять не может. 

К большому сожалению на эту симптоматику не обратили внимание ни родители , ни учителя, ни врачи.

        Коррекционные занятия проходили два раза в неделю в течение девяти месяцев. Структуру и содержание занятий я опишу в следующей публикации. Результаты появились уже через месяц.

        Родители чаще всего обращают внимание на отклонения в развитии ребенка, когда они становятся явно заметными. Это в основном период, когда он идет в школу. Но есть закономерности в развитии ребенка и зная их внимательный родитель может на ранних стадиях заметить и предотвратить грубые нарушения развития. Итак, для того чтобы устранить причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, необходимо, прежде всего, знать о закономерностях развития головного мозга ребенка. Созревание головного мозга  - процесс длительный и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга - проходит ряд этапов.

        На первом этапе ( от внутриутробного периода до 2-3 лет) формируется базис, лежащий в основе телесного, эмоционального и когнитивного статуса ребенка. Также он обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования. Мозговые системы этого уровня организуют сенсомоторные горизонтальные ( конвергенция глаз, перекрестные и разнонаправленные движения конечностей) и вертикальные ( оптооральные, орально-мануальные) взаимосвязи.

        Еще внутриутробно ребенок во многом сам определяет ход своего развития. Если мозг по уровню своего развития не готов к моменту родов, то неизбежна родовая травма. Процесс рождения во многом зависит от деятельности организма ребенка. Он должен преодолеть давление родовых путей матери, совершить определенное количество поворотов и отталкивающих движений, адаптироваться к действию сил гравитации и т.д. Следовательно не только мама вынашивает и рождает ребенка, но и ребенок вынашивается и рождается сам. Успешность рождения зависит от зрелости церебральных систем мозга. По этим причинам велика вероятность отклонений в развитии детей, появившихся на свет при помощи кесарева сечения, недоношенных или переношенных.

        С 3 до 7-8 лет начинается второй этап развития головного мозга, который характеризуется активацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие между полушариями. Эта комиссуральная система, играет важную роль в обеспечении взаимосвязи между аудиальным, визуальным и кинестетическим каналами. На этом этапе формируется доминантность полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю ( сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха).

        Основная функция второго функционального блока заключается в приеме, переработке и хранении информации. Этот блок расположен в наружных отделах новой коры мозга, включая зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную)зоны коры.

        Для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария. Например, фонематический слух является функцией левого полушария. Но прежде  он должен сформироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии при помощи всестороннего взаимодействия ребенка с окружающей средой. Дефицит или несформированность этого звена могут привести к грубейшим нарушениям речевого развития.

        Третьим этапом в становлении межполушарного взаимодействия является формирование транскаллозальных связей, продолжающихся до 12-15 лет.  В возрасте 12-15  мозолистое тело достигает своей зрелости, которая обеспечивает взаимодействие лобных отделов правого и левого полушария на регуляторном уровне. В этот период происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение. эмоции и речь.  Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность.

 



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать для развития правого полушария?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Экспресс диагностика развития ребенка до 5 лет.
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Коротко об ориентирах нормального развития ребенка от 1 до 6 лет (включительно).
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Гештальт-подход в бизнесе. Часть первая. Зачем предпринимателю оба полушария мозга?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь