|
Песочная терапия для детей с нарушением развитияАвтор статьи: 404
Упражнение «Необыкновенные следы» (развитие тактильной чувствительности, воображения)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я… Придумай свой узор рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу – из треугольников и т.д.»
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребёнка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе)
«Первый урок волшебства. Лес, поляна и их обитатели» (развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация)
Песочная фея:
«Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесёт волшебные слова «ёлки, берёзки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребёнок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри – как красиво, интересно это у неё получилось! У феи есть замечательные помощники – пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребёнок делает тоже). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес». Если ребёнок неправильно воспроизвёл «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания ребёнку ещё несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например, название дерева, цветка, гриба (новых слов – не более 3-4).
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так они могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением рук в песок. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зависимости от их желания.
Предварительно необходимо познакомить ребёнка с животными, обитающими под землёй.
Песочная фея:
«Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой», и показывает ребёнку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землёй. (По желанию ребёнка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай как мой крот».
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребёнка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем тоже самое проделывает ребёнок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать пёрышко, палочки, кисточки).
Как вариант игры – все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их – «кроты здороваются ласково, или с силой пожимают друг другу лапки»
Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности)
Первый вариант
Песочная фея:
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».
Чтобы разнообразить игру взрослый показывает ребёнку игрушку – «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках её часть появилась на поверхности песка, ребёнок должен остановить свои раскопки, и продолжить их в другом месте. Если ребёнок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочных персонажей, их можно также изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные, с чётким изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с изображением одного предмета. Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так для старших дошкольников изображение может быть чёрно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребёнком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Песочная фея:
«В песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребёнку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки). Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть раскапывай её медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки, как ты думаешь какая это сказка? И т.д. (ребёнок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа).
Если ребёнок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребёнок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает её и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|