Жизнь на песке, или песочная психотерапия в призме интегративного подхода

Жизнь на песке или песочная психотерапия в призме интегративного подхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лежал песок,

 Скучал песок

 Сто тысяч лет, наверно.

 Он был ужасно одинок,

 И это было скверно.

 Не в радость были песни гроз,

 Не в радость - дождь из тучек.

 Скучал в жару, скучал в мороз -

 Весь мир песку был скучен...

 И так ещё сто тысяч лет

 Хранил бы он унынье,

 Но был доставлен к нам чуть свет,

 И не скучает, вовсе нет,

 В песочнице отныне.

(В. Бредихин)

30 лет назад во дворе военного пограничного городка играла девочка. Она строила из песка туннели и дома, огородики и площади, мосты и замки. Жителями этих песочных селений были Змейка, Микки Маус, Кенгуру и их друзья. Быстро летело время за этой увлекательной игрой создания сказочных миров. Так быстро, что девочка оглянулась и обнаружила, что находится уже не во дворе, а в уютном кабинете и играет не в большой песочнице, а в другой, поменьше и с голубыми бортами, а вместе с ней играют в этой песочнице ещё другие люди и их дети.

Так много лет назад я начала своё путешествие по пескам к внутреннему миру человека. Вначале это были поиски личного уединения и новых эмоциональных впечатлений, сейчас это профессиональный интерес в области психологической помощи людям разных возрастов через техники песочной терапии.

Серьёзное увлечение песочной терапией началось в 2002 году с покупкой книги Ленор Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия». Несколько  позже я создала свою первую клиентскую песочную композицию на семинаре у сказотерапевта из Санкт-Петербурга Д. Б.  Кудзилова. Тогда, в 2006 году эта композиция прояснила для меня многие моменты: как простить обиды, куда и каким способом «идти» дальше, как я могу использовать свои  ресурсы. Законно возник вывод: если это сработало и улучшило моё качество жизни, значит, возможно, это поможет и многим другим людям.

 Не буду вдаваться в исторические и теоретические аспекты возникновения и становления песочной терапии. Отмечу, что за этим стоит основатель юнгианского направления в психоанализе Карл-Густав Юнг, который поддержал свою коллегу швейцарского психоаналитика Дору Кальфф в развитии этого метода.

Так почему же я остановилась в песочной терапии именно на интегративном подходе? Наш клиент постсоветского пространства и клиент современного Казахстана готов решать проблемные моменты своей жизни и готов улучшать качество своей жизни, но, к сожалению, не готов заниматься психотерапией годами, как предполагает глубинный аналитический юнгианский подход. В решении этой организационной проблемы: как совместить качество работы и сроки психологической помощи, помогает интегративный подход, который даёт возможность психологу ориентируясь на клиента, использовать все свои навыки в тех специализациях, которыми он владеет.

Моиисканияипробыовозможностяхинтеграциипесочнойтерапииподтвердили  Barbara Labovitz Boik и Anna Goodwin вкниге «Sand-play therapy: a step-by-step manual for psychotherapists of diverse orientation» (“Norton & Company”, 2000) [1], говоря  отом, что  песочнаятерапия  «serves as an adjunct therapy, making sandplay available for use by therapists of various orientations». [2] Также поиски научности возможностей интеграции песочной терапии с другими направлениями практической психологии я нашла в трудах  доктора психологических наук, профессора Козлова В. В., который пишет, что «…будущее науки о человеке – в интегративной психотерапии. Она учитывает не только духовные измерения человеческого существования, но и соизмерена обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе». [3] Эти мэтры современной психологической науки и практики подтвердили мой выбор в использовании интегративного подхода, расширяющего возможности психолога, психотерапевта и других специалистов помогающих профессий.

Как исследователь, испытав многие психотехнологии на себе, поняла, что интегрировать песочную терапию можно со многими технологиями, где в основе которых лежит аналитическая психология (активное воображение, теория архетипов, коллективного бессознательного, принципов самоактуализации, индивидуации) или психоанализ (теория бессознательного, Ид, Эго, Супер-эго, работа со сновидениями). Песочная терапия в терапевтическом, психокоррекционном режиме меняет самоосознание клиента с позиции «жертвы» на позицию «creator», даёт возможность прочувствовать себя «создателем» своей жизни через активацию внутриличностных ресурсов.

«Практические методы социально-психологической работы с использованием интегративного подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, общим для которых является использование личностного и социального ресурсного потенциала…» - пишет профессор Владимир Козлов. Песочная терапия, из моего опыта работы в интеграции, продуктивно сочетается со многими психотехнологиями, такими как символдрама, арт-терапия, гештальт-терапия, сказкотерапия, нарративная психотерапия и мн. др., а также высокопродуктивна в интеграции с педагогическими и логопедическими, дефектологическими  технологиями; работает с любым клиентом; может применяться в краткосрочном режиме (15-20 сессий); экологична для психики; даёт простор для диагностики; возможна для применения как начинающему специалисту, так и продвинутому;  позволяет  проработать эмоциональные проблемы и психосоматику, провести профориентацию и поразмышлять о планах на будущее; проиграть модели поведения с детьми, родителями и другими значимыми лицами, помочь при посттравматических стрессовых расстройствах, потерях  и  кризисах, способствует разрешению глубоких внутриличностных конфликтов.

 «Интегративный подход традиционен для отечественной науки, и свое высшее проявление он находит в методологическом принципе целостности» [4], а мои песочные странствия и жизнь на песке ещё продолжаются. Время от времени моя внутренняя маленькая девочка с радостью принимается играть в песке, а я, не останавливаясь, ищу новые приёмы работы с клиентом, продолжаю улучшать профессиональные качества для лучшего понимания современного человека в мире психологической науки и практики.

 

Ссылки:

 

1. «Песочная терапия: руководство «шаг-за-шагом» для психотерапевтов различных направлений» (перевод Шевелёвой Е. В.

2. «Сопровождает как дополнение к терапии, делая песочную терапию полезной для использования терапевтами различных  направлений» (перевод Шевелёвой Е. В.)

3. http://www.nrpsy.ru

4. http://www.nrpsy.ru/teoria_problemi_vkozlov1.html

 



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Песочная терапия для детей - волшебство на песке
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Эмоции и песок! Песочная терапия для психореабилитации.
  • Песочная терапия Юнга (Sandplay). Как это работает?
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Групповая или индивидуальная песочная терапия для детей? Куда идти?
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
  • Что зарыто в песке? (Зачем взрослому песочная терапия).
  • Юнгианская песочная терапия для взрослых в Петрозаводске
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Песочная терапия: техника «Песочница историй» (интегративный подход)
  • Песочная терапия сегодня. Как это может быть
  • Песочная терапия как способ работы психолога с семьей
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • О ценности теоретической множественности современной психологии для психологической терапии
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Чудеса на песке или исцеляющая сила песочной терапии.
  • Волшебство превращений в песке или немного о песочной терапии
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Психологическая и коррекционная работа с ребенком. Песочная терапия для детей.
  • История падения метеорита или Песочная терапия психологической травмы
  • К вопросу о трансмодальном диалоге и поиску интегративного начала в психологической терапии
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Песочная терапия для взрослых
  • Песочная терапия для взрослых.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь