Групповая работа со сновидениями в практике песочной терапии

Group work with dreams in the practice of sandplay therapy.

Keywords: group work, group therapy, jung analysis, dreams, analysis of dreams, sandplay, inner world.

Ключевые слова: групповая работа, групповая терапия, юнгианский анализ, сны, анализ снов, песочная терапия, внутренний мир.

Summary: A dream is a universal human experience. The concepts of organization of sand therapy in the psychotherapeutic process gave me the ground for thinking and researching the theme of working with dreams in the sand field. Presented exercises can be used in a group format, which also gives each participant the opportunity to touch his dream and "consider" its content through the many facets of the Psyche of other participants.

Аннотация: Сновидение – это универсальное человеческое переживание. Концепты организации проведения песочной терапии в психотерапевтическом процессе дали  почву для размышления и исследования темы работы со снами в песочном поле. Представленные упражнения можно использовать в групповом формате,  который так же дает каждому участнику возможность прикоснуться к своему сновидению и «рассмотреть» его содержание через множество граней Психе других участников.

Групповая работа со сновидениями в практике песочной терапии

Групповая работа со сновидениями в практике песочной терапии.

 «Подземный мир сновидений – текучий или тусклый, пламенный, мутный или эфирный, и в нем нет ничего твердого, за что можно было бы держаться, - пока мы не разовьем интуитивные инструменты» - писал Джеймс Хиллман [10].

Сновидение – это универсальное человеческое переживание. Сон  есть жизненный опыт, который признается имевшим место в сознании или разуме во время состояния сна в ретроспективе (как прошлое), хотя само переживание воспринимается как происходящее в «реальном» мире.

Как показывают научные исследования, людей, не видящих сновидения, не бывает. Известны впечатляющие исторические сведения о том, как сновидения служили проводниками творческого вдохновения. Эти факты также свидетельствуют, что сновидения говорят  с нами на всеобъемлющем языке метафор и символов.

Усилия, направленные на запоминание, запись и изучение сновидения, зачастую приводит к потрясающим озарениям и более осознанным эмоциональным переживаниям.

Психоанализ отводит сновидениям важнейшее место. Зигмунд Фрейд называл их «царской дорогой в бессознательное» [4]. Карл Густав Юнг утверждал, что образы, возникающие в сновидениях, являются продуктом бессознательного двух типов: личного и коллективного. Первое связано с нашей индивидуальной памятью, желаниями, поступками и ощущениями. Второе строится на основе универсальных общих для всех людей инстинктов, мифов, историй, религий.

В печатном современном пространстве можно наблюдать много серьезной вдохновляющей психологической, аналитической литературы по работе со сновидениями. В своей статье я не ставила задачу кратко пересказывать библиографию источников, а предприняла попытку описать свой авторский опыт создания и применения некоторых упражнений по групповой работе со снами в контексте песочной sandplay терапии для специализированного семинара по работе со сновидениями в рамках программы повышения квалификации для психологов.  Упражнения были неоднократно апробированы курсантами, отрефлексированы, что дало возможность отследить эффективность, продуктивность и  представить их в данной статье.

Известно, что песочная sandplay терапия берет свое начало в 1950 годах прошлого столетия и методологически была разработана швейцарским юнгианским аналитиком Дорой Калфф [3, 8]. Песочная терапия создает безопасный контейнер для выражения чувств, эмоций, фантазий; стимулирует активное воображение, формирует среду для процессов индивидуации, дает возможность проработать внутрипсихические конфликты, отреагировать тревогу, встретиться со страхами и переживаниями в безопасном пространстве песочного поля в сопровождении психотерапевта.

Концепты организации проведения песочной терапии в психотерапевтическом процессе дали мне почву для размышления и исследования темы работы со сновидениями в песочном поле. Не все можно объяснить словами, но многое можно выразить руками, используя миниатюрные фигурки и податливый текучий песок, который очень напоминает своей структурой «текучесть» и изменчивость сна.

«Сновидения — таинственные сущности»,- писал Джеймс Холл, - «похожие на послания неведомого друга, который заботится о нас, но объективным образом. Почерк и язык этих посланий порой неясен, но нет никакого сомнения в отношении подлинного интереса, лежащего в их основе, к нашему конечному благосостоянию, которое может и отличаться от состояния благополучного существования, которое, как мы воображаем, и является нашей целью» [5].

«Сновидение важно само по себе», - считает Джеймс Хиллман, - и продолжая, предостерегает нас о том, что работа со сновидениями «должна ограждать те глубины, из которых поднимаются сновидения» [10].

Представленные в этой статье упражнения, по групповой работе со сновидениями в интеграции с песочной терапией, дают возможность каждому участнику прикоснуться к своему сновидению и «рассмотреть» содержание, послание сна через множество граней Психе других участников.     В предложенных техниках работы все участники вместе с ведущим становятся «добрыми союзниками» в попытке понять послания «Создателя Сновидений» [1].



Упражнение «Песочные отражения»

(авторская разработка Шевелева Е.В., семинар 2013 г.)

Оборудование: индивидуальные песочницы на каждого участника, коллекция миниатюрных фигурок.

Рекомендуемое количество участников: от 4 до 6.

Рекомендуемая посадка участников: в круге.

Ход упражнения:

1 этап. Сновидец рассказывает свое сновидение.

2 этап. Участники по услышанному содержанию, отталкиваясь от своих ассоциаций и амплификаций, чувств, конрпереноса, создают песочные композиции по рассказанному сновидению. Сновидец молча наблюдает. Ведущий упражнения находится рядом, сопровождая процесс и работы участников и наблюдения за происходящим.

3 этап. Сновидец идет по кругу от песочницы к песочнице, и участники каждый по очереди кратко рассказывают содержание, название созданных ими композиций по услышанному сновидению. Сновидец без комментариев выслушивает, может что-то подмечать для себя, делать записи, позволяя себе как бы «парить» над интерпретациями своего сна через композиции участников.

4 этап. После знакомства с вариациями контекста своего сновидения, Сновидец дает обратную связь по приобретенному опыту через знакомство с работами участников по своему сновидению. Ведущий аккуратно и бережно стимулирует рефлексию Сновидца по его чувствам, ощущениям, мыслям, эмоциям, по тому, что откликнулось на композиции, как это может быть связано с реалиями его (Сновидца) жизни, какие еще фантазии сейчас приходят Сновидцу в его воображении.

5 этап. Обратная связь от участников: что для них был этот опыт, какие чувства, мысли, образы, размышления, ощущения они наблюдали, и что это означает для них в контексте их личной жизни и внутренних переживаний.

 

Упражнение «Поэтапное погружение вглубь сновидения»

(авторская разработка Шевелевой Е. В., семинар 2016 г.)

Оборудование: индивидуальные песочницы на каждого участника, коллекция миниатюрных фигурок, клеющиеся стикеры, бумага писчая, ручки.

Рекомендуемое количество участников: от 4 до 6.

Рекомендуемая посадка участников: в круге.

Ход упражнения:

1 этап «Телесная концентрация на сновидении». Участники, сидя в круге (на стульях или на ковриках, в непринужденной расслабленной обстановке), не озвучивая сновидение, вспоминая его содержание, направляют свое внимание на телесные ощущения, прислушиваются к ним, запоминают их, держат в фокусе своего внимания.

2 этап «Создание песочной композиции по сновидению». Далее, продолжая удерживать молчание и сосредоточение на сне и телесных ощущениях, участники создают свои персональные индивидуальные песочные композиции.

3 этап «Ассоциации». Участники берут стикеры и ручки и начинают передвигаться по территории помещения; подходить к каждой песочной композиции, «знакомиться» с ней, рассматривать не торопясь, сохраняя молчание (авторы композиций ничего не рассказывают и тоже уходят смотреть композиции других участников). Отталкиваясь от своих чувств, ассоциаций увиденного, участники дают название песочной композиции, пишут это название на стикере и приклеивают рядом. И так дают название каждой композиции, передвигаясь от одной к другой. Своей персональной композиции автор тоже дает название, но не выписывает на стикер и не клеит рядом, чтобы не суггестировать восприятие других участников.

4 этап «Обратная связь». Участники возвращаются к своим песочницам, собирают стикеры с названиями (которые дали другие участники) у своей песочницы с композицией по своему сновидению. Берут время на прочтение того что написано на стикерах и далее, в режиме рефлексии дают обратную связь о том, что откликнулось в душе на названия их сновидческой композиции; что для них был этот молчаливый опыт погружения в свое сновидение и соприкосновение с песчаными сновидениями других участников; делятся тем, какое название вызвало сопротивление, а какое произвело впечатление; как ассоциации других участников соотнеслись с его личным названием композиции.

Продвинутый уровень упражнения.

5 этап «Сказка». Используя все слова на полученных стикерах, по своей песочной композиции сна, участники пишут сказку, быль, историю.

6 этап «Контент-анализ». Дается время на самостоятельный анализ сказки: выделяются разным цветом существительные (интерпретация как символизма «Я-образа»), глаголы (метафора моделей поведения, паттерны), прилагательные (качественные характеристики ситуации, метафоры происходящего, эмоционально-чувственный окрас сюжета). Важно для ведущего: интерпретацию по частям речи не озучивать сразу участникам: вначале они должны выделить разным цветом указанные части речи. Далее дается интерпретация метафорического символического содержания частей речи, за чем следует обсуждение. На этапе, когда зачитываются отдельно существительные, глаголы или прилагательные из текста, можно наблюдать психодинамику изменений стратегий или восприятия.

Продвинутый уровень упражнения для индивидуального погружения.

7 этап «Песочные отражения» (по модели предложенного выше упражнения). Вызывается участник, желающий поработать со своим сновидением индивидуально. Сновидец зачитывает свою сказку и историю (созданную этапом ранее), вся группа молча слушает, и после завершения чтения медитативно в молчании и в сосредоточении каждый участник выстраивает индивидуальные песочные композиции в ответ на услышанное.

8 этап «Вариации». После того как группа создала песочные композиции, а Сновидец – Рассказчик пронаблюдал за происходящим, каждый слушатель делится о том, что он построил в своей композиции, дает ей название. Сновидец может задавать вопросы.

9 этап «Рефлексия Сновидца» После знакомства с вариациями контекста своего сновидения (через ассоциации участников, через сказку), Сновидец дает обратную связь по приобретенному опыту через знакомство с работами участников. Ведущий стимулирует рефлексию Сновидца по его чувствам, ощущениям, мыслям, эмоциям, тому, что откликнулось в нем на композиции, как это может быть связано с реалиями жизни, какие еще фантазии сейчас приходят Сновидцу в его воображении.

10 этап «Большая рефлексия группы». Обратная связь, рефлексия всех участников упражнения. Выяснение того, что для них это был за опыт, какие чувства, мысли, образы, размышления, ощущения они наблюдали, и что это означает для них в контексте их личной жизни и внутренних переживаний.

Данные упражнения стимулируют соприкосновение с матрицей, тканью сновидения, дают возможность развития творческому потенциалу понимания контекста сновидения и раскрытию индивидуальных личностных особенностей Сновидца и участников, дают стимул к развитию более внимательного отношения к сновидениям.  При проведении упражнений важно учитывать тот факт, что ведущему придется обращать внимание на контейнирование группы и удерживание психодинамических процессов.

Поддерживающим,  здоровьесберегающим и, в прямом смысле, «заземляющим» компонентом в данной работе является sandplay песочница и образовывающийся в процессе трехсторонний перенос, который описывает Ленор Штейнхард в своей работе «Юнгианская песочная терапия» [6], обеспечивающий бережную работу с материалом бессознательного.



Подводя итог сказанному, привожу высказывания некоторых участников упражнений на обучающих семинарах:

«- В детстве мы часто строили песочные замки, выкапывали в песке водоемы, не придавая этому действу особого значения. Игра с песком была легкой и в то же время захватывающей. Очень долгое время ( года 3 - 4 ) мне постоянно снился один и тот же сон, без начала и конца. Я столько раз пыталась проникнуться, осознать, но никак не удавалось понять ,что же несет в себе это сновидение. Когда я построила композицию , перенесла свое сновидение на песочницу , сначала не понимала , что да как и , в процессе построения композиции , в преобразовании , в перестройке того сюжета и картины , которая мне снилась , ко мне начали приходить разного рода инсайты и разные трансформации , изменения и …я наконец поняла , что в себе нёс повторяющийся мой длительный сон , ко мне пришло глобальное осознание и понимание, к тому же интерпретация сна - помогла проработать мои глубинные проблемы и тревоги , которые сопровождались в процессе работы и во сне, и  наконец , получила большие ресурсы, опыт и знания» (Ульяна, практикующий психолог. Алматы, июнь, 2013)

« - На семинаре по песочной терапии я имела возможность поработать со своим повторяющимся детским сном, воспоминания о котором до сих пор вызывали у меня состояние тревоги и беспокойства. Во время построения песочной композиции по своему сну, я испытывала глубокое чувство тревоги на уровне тела. В процессе терапии я смогла задать героям сна волнующие меня вопросы, и получила на них ответы. По завершению работы я смогла отследить улучшение моего эмоционального состояния. Работа оказалась очень продуктивной и полезной для меня. Спасибо ведущей семинара за возможность в рамках семинара проработать сон и увидеть работу психотерапевта с повторяющимися снами». (Дарья, практикующий психолог. Алматы, февраль 2014)

В завершении материала привожу слова Джеймса А. Холла, которые направляют наше внимание к серьезности взаимодействия со сновидениями: «Сон есть часть реальности, чье происхождение носит личностный и неясный характер; его назначение  - внесение полноты идей и смысла наряду с неопределенностью, а судьба в мире эго бодрствования оказывается в наших собственных руках. Если мы отнесемся к сну с интересом и уважением, то он послужит нам во многих отношениях. Если же пренебрежем им, то в любом случае сон затронет нас, отработав свои алхимические преобразования в глубинах психического, отыскивая ту же самую цель индивидуации либо с нашей, либо без нашей сознательной помощи» [5].

Тема анализа сновидений в контексте песочной терапии нова, и реалии времени дают мотивацию к исследованию новых горизонтов этого направления работы.

Буду очень признательна обратной  связи по данной теме и по практике применения представленных упражнений на e-mail: [email protected]

 

Список литературы:

  1. Минделл А. Ученик Создателя сновидений – М.: АСТ, 2003
  2. Мэй Р., Калигор Л. Сновидения и символ – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010
  3. Тернер Б. Руководство по сендплэй терапии – М.: Дипак, 2015
  4. Фрейд З. Толкование сновидений - М.: Наука, 1991
  5. Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. Издательство: Б.С.К., 2001
  6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия – СПб.: Питер, 2001
  7. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления – М.: АСТ, 1998
  8. Kalff Dora M. Sandplay. A Psychotherapeutic Approach to the Psyche. «Temenos Press»
  9. Boik B., Goodwin A. Sandplay Therapy. A Step By Step Manual for Psychotherapists of Diverse Orientation. «W.W. Norton & Company»
  10. 10. Hillman J. The Dream and The Underworld (доступ к переводам http://dreamwork.org.ua)

 

Фото из личного архива автора семинарских занятий авторской программы "Теория и практика песочной sandplay терапии: юнгианский и интегративный подход" (Сертификация от "Профессиональной Психотерапевтической Лиги"-200 ч.) Опубликовано с разрешения участников.

 



До новых встреч!

Sandplay Kazakhstan

"Мастерская Психологической Практики"

 



Просмотров: 872
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Шестишаговая техника интерпретации песочной композиции
  • Магия песочной терапии. Этап 1. Проблемы и решения
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников.
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников. Продолжение.
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР
  • композиции групп.
  • Классификация миниатюрных фигурок, используемых в песочной Sand-play терапии
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Стирание личной истории или Ошибка участников программы "Давай поженимся"
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Волшебство песочницы и песочной терапии
  • Биографическая работа с личной историей - важный этап терапии травм.
  • Клиентская группа. Инсайты участников. Часть №1
  • Рекомендации "из первых рук" для участников программы Au Pair
  • Как я пришел к танцам. Ощущения участников.
  • Сновидения в психотерапии. Работа со сновидениями в гештальт-подходе
  • Обратная связь – завершающий этап каждой встречи с психологом
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Психолингвистический анализ показаний участников предварительного расследования
  • Плюсы песочной терапии в работе с детьми.
  • "Плотоядная Матрешка". Наблюдения из практики песочной терапии.
  • Включение в психотерапевтическую группу новых участников
  • Что такое "отбор участников" на психотерапевтическую группу? И зачем он нужен? 
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь