Биографическая работа с личной историей - важный этап терапии травм.


Биографическая работа с личной историей  важный этап терапии травм

Ребенок, в личной биографии которого или в истории его семьи или рода много трудных тем, травматических событий, дефицитов, стремится дистанцироваться от боли, от негативных воспоминаний и переживаний, выстраивая целую систему когнитивных и эмоциональных защит. Часто сами близкие люди или воспитатели в детском доме говорят ребенку: «Не вспоминай! Забудь! Тебе лучше ничего не знать про твоего отца-негодяя», «Мать тебя бросила!», «Ты сирота, никому ты не был нужен» и пр. Ребенок вырастает, с этими негативными историями в своей душе и на основании их выстраивает картину окружающего мира, образ себя, своих отношений с людьми. Такие внутренние образы и истории лишают сил, заставляют страдать. На основании этих образов ребенок принимает решения и выстраивает свое поведение. Если ребенок воспринимает мир вокруг как жестокий, холодный, опасный, то и поведение его будет избегающим, защитно- агрессивным, пассивным.

Важно помочь ребенку переписать, «пересочинить» историю своей жизни. Помочь ему стать самому автором своих историй и жизни, выбрать из своей биографии такие «уникальные» эпизоды - значимые события, воспоминания, переживания, которые станут опорами, будут придавать силы, согревать. А тем, событиям, которые причинили боль, придать другой смысл, найти более мягкие, спокойные формулировки.

Дети-сироты, живущие в интернатах, часто вообще ничего не знают про своих предков, про историю своего рода, про свое детство. Как будто бы они вынуждены жить с подрубленными корнями, на полуголодном пайке, довольствоваться самым минимумом ресурсов.

Один парень из детского дома при первой же беседе сказал мне, что «ненавидит своего отца, ничего про него не знает и знать не хочет». Его мать была сильно обижена на мужа, развелась с ним, когда мальчику было 2,5 года. Через какое-то время мать лишили родительских прав, и мальчик попал в детский дом.

Но рассказывая о своем детстве парень вдруг вспомнил про игрушку, которую ему привез отец в подарок на день рождения. В тот день мать не разрешила отцу увидеться с сыном, он даже не смог подняться в квартиру, ждал во дворе и просто передал через маму машинку. И теперь уже пятнадцатилетний парень плакал, когда вспоминал это. Вместе с ним мы рисовали в воображении эту картину, как отец, который помнил про день рождения своего сына, выбрал игрушку, специально приехал к нему, но постеснялся или почему то не смог (может быть из-за чувства вины или стараясь не сердить жену, или, может быть, на этом настояла мать), стоял во дворе, ждал и нервно курил.

Для подростка может быть впервые в его жизни в разговоре с психологом появилась легитимная возможность тепло и по-доброму говорить о своем отце. Еще один маленький пазл сложился в «новую» пересочиненную историю жизни, еще одна тоненькая ниточка протянулась в душе ребенка к важной для него опоре.

Наличие воспоминаний о своей жизни люди воспринимают как что-то естественное. Большинство людей окружены родственниками, знающими их с детства. Каждый человек с самых ранних лет слышит рассказы о себе, о том, что он/она делали, как росли, какими были. Семейные альбомы с фотографиями дают возможность узнать о том, как выглядели родители в их детстве, какими были бабушки и дедушки, где они жили. Не только семейные реликвии, но и обычные бытовые предметы являются хранителями историй. Они вызывают воспоминания, хранящиеся в памяти. Иногда тот или иной предмет может «оживить» забытые события и переживания, и это вызывает яркие и волнующие ощущения.

Воспоминания естественным образом вплетены в повседневную жизнь, и драматичным для человека становится именно отсутствие воспоминаний, а не их наличие. Отсутствие воспоминаний может вызвать переживание экзистенциальной тревоги.

«Белые пятна» в жизненной истории человека осознаются им по мере взросления. Ситуации детей, не имеющих сведений о том, откуда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимы с состоянием человека, пережившего потерю памяти и осознающего это.

Важно понимать, что отсутствие биографической работы с историей жизни, работы с чувствами по поводу событий прошлого — не означает отсутствия у детей воспоминаний и влияния этих воспоминаний на их жизнь. Эти воспоминания могут быть отрывочными и хаотичными, представленными в словах, картинках или неясных эмоциональных образах (в зависимости от того, в каком возрасте и что именно происходило с ребенком). С одной стороны, эмоциональные состояния, связанные с травматичными событиями в прошлом, могут всплывать по разным поводам в ходе текущей жизни ребенка, проявляясь в непонятных для окружающих людей реакциях. А если сам ребенок не понимает, что с ним происходит и с чем это может быть связано, то у него будет возрастать внутренняя тревога, усиливаться ощущение собственной неадекватности. 

Обязательной составной частью психологической работы с детьми, потерявшими отношения с родителями, должно быть решение следующих задач:

- восстановление в памяти, обеспечение непрерывности, заполнение пустых мест в личной истории ребенка;

- «пересочинение», придание нового смысла трудным темам и эпизодам;

- поиск и актуализация в памяти позитивных, ресурсных уникальных эпизодов, включение их в «текст» истории, которую мо-жет рассказывать ребенок о себе.

© Небольшой кусок текста из моей методички "Самовольные уходы. Куда и зачем бегут наши дети", г. НИжний Тагил, 2016 год.















Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Почему у некоторых людей так мало воспоминаний о детстве?
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?
  • Может ли быть внутренней опорой смысл жизни?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Как избавиться от болезненных воспоминаний и травм прошлого, которые влияют на вашу жизнь? Метод ДПДГ.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • 21 день для Жизни. Практика "Мать и Жизнь"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Судьба! Смирится или быть автором своей жизни?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что может быть важно ребенку
  • «Пишу историю Своей строкой…» Ч.1. "Истории, которыми мы живем… Герои, которых мы выбираем…"
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • «Ничего не хочу. Может быть работа - это не мое?»
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь