|
Биографическая работа с личной историей - важный этап терапии травм.Автор статьи: Винокуров Дмитрий Александрович
Ребенок, в личной биографии которого или в истории его семьи или рода много трудных тем, травматических событий, дефицитов, стремится дистанцироваться от боли, от негативных воспоминаний и переживаний, выстраивая целую систему когнитивных и эмоциональных защит. Часто сами близкие люди или воспитатели в детском доме говорят ребенку: «Не вспоминай! Забудь! Тебе лучше ничего не знать про твоего отца-негодяя», «Мать тебя бросила!», «Ты сирота, никому ты не был нужен» и пр. Ребенок вырастает, с этими негативными историями в своей душе и на основании их выстраивает картину окружающего мира, образ себя, своих отношений с людьми. Такие внутренние образы и истории лишают сил, заставляют страдать. На основании этих образов ребенок принимает решения и выстраивает свое поведение. Если ребенок воспринимает мир вокруг как жестокий, холодный, опасный, то и поведение его будет избегающим, защитно- агрессивным, пассивным. Важно помочь ребенку переписать, «пересочинить» историю своей жизни. Помочь ему стать самому автором своих историй и жизни, выбрать из своей биографии такие «уникальные» эпизоды - значимые события, воспоминания, переживания, которые станут опорами, будут придавать силы, согревать. А тем, событиям, которые причинили боль, придать другой смысл, найти более мягкие, спокойные формулировки. Дети-сироты, живущие в интернатах, часто вообще ничего не знают про своих предков, про историю своего рода, про свое детство. Как будто бы они вынуждены жить с подрубленными корнями, на полуголодном пайке, довольствоваться самым минимумом ресурсов. Один парень из детского дома при первой же беседе сказал мне, что «ненавидит своего отца, ничего про него не знает и знать не хочет». Его мать была сильно обижена на мужа, развелась с ним, когда мальчику было 2,5 года. Через какое-то время мать лишили родительских прав, и мальчик попал в детский дом. Но рассказывая о своем детстве парень вдруг вспомнил про игрушку, которую ему привез отец в подарок на день рождения. В тот день мать не разрешила отцу увидеться с сыном, он даже не смог подняться в квартиру, ждал во дворе и просто передал через маму машинку. И теперь уже пятнадцатилетний парень плакал, когда вспоминал это. Вместе с ним мы рисовали в воображении эту картину, как отец, который помнил про день рождения своего сына, выбрал игрушку, специально приехал к нему, но постеснялся или почему то не смог (может быть из-за чувства вины или стараясь не сердить жену, или, может быть, на этом настояла мать), стоял во дворе, ждал и нервно курил. Для подростка может быть впервые в его жизни в разговоре с психологом появилась легитимная возможность тепло и по-доброму говорить о своем отце. Еще один маленький пазл сложился в «новую» пересочиненную историю жизни, еще одна тоненькая ниточка протянулась в душе ребенка к важной для него опоре. Наличие воспоминаний о своей жизни люди воспринимают как что-то естественное. Большинство людей окружены родственниками, знающими их с детства. Каждый человек с самых ранних лет слышит рассказы о себе, о том, что он/она делали, как росли, какими были. Семейные альбомы с фотографиями дают возможность узнать о том, как выглядели родители в их детстве, какими были бабушки и дедушки, где они жили. Не только семейные реликвии, но и обычные бытовые предметы являются хранителями историй. Они вызывают воспоминания, хранящиеся в памяти. Иногда тот или иной предмет может «оживить» забытые события и переживания, и это вызывает яркие и волнующие ощущения. Воспоминания естественным образом вплетены в повседневную жизнь, и драматичным для человека становится именно отсутствие воспоминаний, а не их наличие. Отсутствие воспоминаний может вызвать переживание экзистенциальной тревоги. «Белые пятна» в жизненной истории человека осознаются им по мере взросления. Ситуации детей, не имеющих сведений о том, откуда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимы с состоянием человека, пережившего потерю памяти и осознающего это. Важно понимать, что отсутствие биографической работы с историей жизни, работы с чувствами по поводу событий прошлого — не означает отсутствия у детей воспоминаний и влияния этих воспоминаний на их жизнь. Эти воспоминания могут быть отрывочными и хаотичными, представленными в словах, картинках или неясных эмоциональных образах (в зависимости от того, в каком возрасте и что именно происходило с ребенком). С одной стороны, эмоциональные состояния, связанные с травматичными событиями в прошлом, могут всплывать по разным поводам в ходе текущей жизни ребенка, проявляясь в непонятных для окружающих людей реакциях. А если сам ребенок не понимает, что с ним происходит и с чем это может быть связано, то у него будет возрастать внутренняя тревога, усиливаться ощущение собственной неадекватности. Обязательной составной частью психологической работы с детьми, потерявшими отношения с родителями, должно быть решение следующих задач: - восстановление в памяти, обеспечение непрерывности, заполнение пустых мест в личной истории ребенка; - «пересочинение», придание нового смысла трудным темам и эпизодам; - поиск и актуализация в памяти позитивных, ресурсных уникальных эпизодов, включение их в «текст» истории, которую мо-жет рассказывать ребенок о себе. © Небольшой кусок текста из моей методички "Самовольные уходы. Куда и зачем бегут наши дети", г. НИжний Тагил, 2016 год. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|