|
Магия песочной терапии. Этап 1. Проблемы и решенияАвтор статьи: Денисова Анна
Небесно-голубое дно песочницы, чистый и светлый песок, похожий на коричневый сахар, фигурки сказочных персонажей, диких животных, загадочных существ, дома, замки, цветы, деревья, драгоценные камни. Я приглашаю вас прикоснуться к собственной душе через таинство песочной терапии. Мы уже встречались, знакомились: я – с вами и вашими переживаниями, вы – со мной и моим подходом к работе. Вы рассказали мне, что в свои 32 года вы чувствуете себя никому не нужной: друзья как будто избегают вас, любимого человека нет, работа не приносит удовольствия, всё стало слишком сложно, и у вас нет сил ни бороться, ни мириться с этим. Мы вышли на контакт, определили цели и задачи нашего сотрудничества, договорились о взаимной ответственности и обсудили график встреч. Сейчас я предложила вам расставить фигурки в песочнице. Возможно, вы принялись за эту работу с воодушевлением, возможно, настороженно «что это за детский сад?» Я смотрю на вас, внимательно слушаю, что вы говорите, подмечаю, как ведёте себя со мной, как взаимодействуете с песком, какие фигуры перебираете, медленно или быстро работаете, наблюдаю за вашими эмоциями. Всё самое важное для меня сейчас – это вы. Моя цель – за всем внешним и даже вопреки ему увидеть настоящую вас. Вы, вероятно, ждёте от меня какой-то оценки. Безмолвно звучит: «Ну, как я вам, доктор? Я всё правильно делаю?» Вы ещё не знаете, что оценщик здесь – только вы, а моя задача – показать вам, что вы сами в состоянии ответить себе на эти вопросы, как и в состоянии перестать ожидать одобрения со стороны. Композиция на песке готова, и я прошу вас рассказать, что на ней представлено и какие чувства вызывает картина. - Это замок. Древний, большой и страшный какой-то. Как будто глаза у него в башнях, чёрные и пустые глазницы, фу… Эту девушку заточили в этом замке давно-давно, а может, она родилась здесь, не знаю… Вообще на меня похожа она, такая же запутавшаяся, как я, только она в волосах, а я в себе. Но ей здесь неплохо, даже хорошо, она чувствует себя комфортно, защищённо. Приятная картина. Я вижу противоречие: на фоне общих тёплых эмоций по отношению к картине очевиден страх и отвращение к замку, звучит тяжёлая тема насилия («заточили») и судьбоносности («родилась»). Я знаю, что композиция в песочнице – это результат работы сознательных и бессознательных идей человека, она отражает его актуальное психологическое состояние. Противоречия, открывающиеся на песке, как нельзя лучше отражают суть и содержание внутреннего конфликта, вызывающего у человека переживания. Я начинаю лучше понимать, что с вами происходит, и теперь моя задача – создать условия, чтобы и вы стали лучше понимать себя сами. Когда дело касается души, оказывается ценным только тот опыт, который человек открывает себе сам, благодаря озарению изнутри, а не навязанным интерпретациям, какими бы верными они ни были. Песочная картина – это зеркало вашей души. Обсуждая сюжеты и драмы, разворачивающиеся в песочнице, вы рассматриваете себя. Я являюсь вашим спутником и проводником, я та, кто оставит вас у этого зеркала ровно столько, сколько нужно, пока вы не увидите то, что должны. Я даю вам время, чтобы суметь хорошо рассмотреть себя. - Что ещё привлекает ваше внимание здесь? - Вот озеро. Тут живут разноцветные рыбки. В нём чистая, прозрачная водичка, если, конечно, никто грязными сапожищами в него не заходит. - Такое бывает? - Ну, бывало точно, я думаю. Сейчас вспомнила, как в детстве я всегда полы намывала, такая довольная была, а мама приходила и давай орать на меня, что я грязь навела, потом она сама всё перемывала и ругалась. А мне ещё нужно было идти и извиняться. Так страшно и обидно было… Я вижу слёзы на ваших глазах. Действительно, это тяжёлое воспоминание: грубое обесценивание чувств и действий со стороны самого любимого человека, от которого к тому же вы зависели. Я присоединяюсь к вам в вашей боли, я принимаю и разделяю ваши чувства. - Но тут нет мамы. И не надо. И никого не надо вообще! Я одна. Я вижу, как теперь вы наполняетесь энергией и продолжаете рассказ, сжимая губы. Это гнев. - Что вы сейчас чувствуете? - Ничего! Я присоединяюсь к вашему «ничего!» Всё, что вы скажете мне, заранее верно и правильно для меня как вашего проводника. Всё происходит в своё время. К тому же, проживание чувств оказывает больший терапевтический эффект, нежели осознавание их. … - Вы одна. - Да, одна. - И как вам от этого? - В жизни? В жизни невыносимо, конечно, иначе б я к вам не пришла. А здесь, в песочнице… Честно говоря, уже не очень. …Фу, меня тошнит от всего этого. Я не могу смотреть на эту картину. Мне хочется всё это убрать, изменить. - Что бы вы хотели изменить? - Этот замок. Он ужасный, он пугает. Как я пугаю людей своими депрессняками. Я не хочу, чтоб это тут было. Но и людей не хочу пока. В классической юнгианской песочной терапии есть запрет на изменение созданной в начале встречи композиции. Он существует не просто так. Важно уметь оставаться в актуальной ситуации с целью прожить и пережить, наконец, все эмоции, с нею связанные. Тогда через какое-то время будет иметь место существенно новая психологическая реальность, отражённая в очередной картине. Некоторая безысходность от невозможности получить всё и сразу (быстро изменить и увидеть то, что хочется) – тоже весьма терапевтичное переживание, так постепенно происходит избавление от детских иллюзий, связанных с тем, что мир будет тебе благоволить. Не будет. - Я понимаю ваше желание изменить картину, вы сможете сделать это в следующий раз. Посмотрите сейчас, есть ли здесь то, что вызывает в вас тёплые чувства? - Да, это всё ещё озеро. Так спокойно от него… Не хватает таблички только рядом «В грязных сапогах вход запрещён». Вы улыбаетесь. Я рада, что вы сейчас проживаете приятные эмоции. Я заканчиваю встречу и предлагаю вам назвать вашу песочницу. - Посторонним вход воспрещён. - Как вы себя чувствуете? - Странно. Есть над чем подумать. Наверное, не буду больше никому навязываться со своими проблемами, пока сама с ними не разберусь. И плакать хочется… - Вы можете это сделать. - Я думаю, сделаю это дома. … Я провожаю вас и остаюсь наедине со своими мыслями по поводу прошедшей встречи. Я смотрю на вашу картину, и оставляю её образ и себе тоже.
Аналитический комментарий: Первая песочница обычно отражает уровень проблем и решений. Спутанность мыслей, бессилие, страх, отвращение, обида, гнев, трудности выражения эмоций, подверженность насилию, потребность в защите, одиночество и стремление к нему, амбивалентные желания. Замок (классический символ личности), девушка (Персона) и грязные сапоги (символ насилия в данном случае) рассказывают нам о проблемных уровнях. Работа предстоит большая. Но прогноз благоприятный: уже очевиден сильный ресурс, есть движение (открытые эмоции, осознания). Как решение рассматривается озеро с чистой водой и яркой жизнью внутри него (классический символ Самости), табличка с указанием на то, как следует вести себя в озере окружающим людям (символ очерчивания личностных границ), название песочницы и вывод клиентки в конце сессии.
Я с интересом ожидаю следующей встречи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|