Вопрос «Как вы сейчас себя чувствуете», и зачем мы все это обсуждаем.

В технике психоаналитически ориентированного специалиста очень часто встречается вопрос «как вы сейчас себя чувствуете», и клиенты часто не только не понимают его ценности, но и раздражаются на него.

 

Тем не менее они же приходят на терапию с повышенной тревожностью, паническими атаками, отыгрыванием тревоги в еде ( ночные «зажоры»), импульсивным и неконтролируемым поведением (в еде, в сексе, в покупках, в сменах мест жительства, работы, знакомств и и тд). Их пищевое поведение обычно хаотично: они с трудом выдерживают диеты и быстро срываются с них в новый виток набора веса. Они чувствуют свое тело, но абсолютно не управляют им.

 

Другие клиенты приходят казалось бы с ровным эмоциональным самочувствием: «все нормально» и с повышенным интересом к навязчивой магии цифр: я вешу столько –то, а надо столько. Я ем столько-то, а надо столько. Их тревога перешла в цифровую парадигму, и цифры побеждают. Такой клиент на сессии ровным голосом может рассказывать о том, как в общем-то все хорошо, но цифры все не те. Эти клиенты проявляют в пищевом поведении завидное постоянство: они хорошо удерживаются на диетах или ограничениях питания, послушно ходят в спортзал или считают шаги, но проблема в том, что они либо доводят себя до голодной смерти, либо до анормального самочувствия, когда организм вдруг начинает разваливаться- как будто с ним нет никакой обратной связи.

 

Первых мы можем в целом отнести к право-полушарным- людям с доминирующим эмоциональным фоном. А вторых к левополушарным- к доминирующим рассудочным или обсессивно-рассудительным.

И проблема не в том, что у них такова их психическая конституция, а в том, что вторую половину полушария они не задействуют или привычно «вытесняют», игнорируют. Во второй половине жизни у них проявляется внешняя ассиметрия, которая особо заметна на лице: одна половина лица вздернута, возбуждена, вторая опущена вниз.

 

Тех, кто больше чувствует эмоции, затапливает тревога или агрессия- эмоции, которые абсолютно невыносимы и не контролируемы. Спады настроения подчиняют весь график их жизни, им могут поставить диагноз би-полярное расстройство разных типов. Среди них много людей с перееданием- постоянным или систематическим, они также замечают у себя приступы тревоги вплоть до панических атак и большое разнообразие разных соматических симптомов: аллергии, чесотки непонятного происхождения, головные боли, головокружения. Они много чувствуют и ощущают, но назвать или различить (дифференцировать) эти чувства не могут.

 

Вторые рассудочные люди могут наблюдать у себя навязчивое увлечение логикой и цифрами : размеры, диеты, подсчеты калорий.

Сюда могут попасть люди с анорексией или булимией( с тем типом булимии, в котором доминирует компенсаторное контролирующее поведение). Обращение к их эмоциям ставит их в тупик. Они с трудом различают свои чувства, их обращение к телу выбивает их буквально из себя. В себе они его особо не чувствуют и заменяют рассудительными умозаключениями.

Обоим мы привычно задаем вопрос на сеансах психотерапии: «как вы при этом себя чувствовали?»

 

Именно этот простой вопрос злит оба типа клиентов одинаково. Первых потому что они не могут ЭТО назвать никак. Вторых, потому что обратиться внутрь своего тела или к своим эмоциям для них непривычно.

 

Что происходи с  нашим мозгом при всем этом?

 

Обращение к эмоциям активизирует нашу правую половину мозга, а к рассуждениям ( назвать эмоцию)  правую половину мозга. Делать одновременно то и другое мы можем за счет сплетения волокон, соединяющих оба полушария, эта часть мозга называется «мозолистое тело».

Называя свои эмоции мы прокладываем мостик от правого к левому полушарию, то есть идет от чувства к мысли., Обращаясь от рассуждения к чувствованию мы прокладываем мостик  от левого полушария к правому. Напоминаю, что неспособность различать свои эмоции и эмоции собеседника ( которые считываются, как правило, с выражения лица) называется алекситимией, и она в особенности присуща людям с анорексией и булимией компенсаторного типа. ( Есть булимия, при которой больше встречаются приступы объедания и тогда ее могут отнести к подтипу перееданий, а есть булимия, которая больше настроена на компенсаторное поведение, и тогда она больше относится к подтипу ОКР-обсессивно-компульсивного расстройства).

У маленького ребенка в самом начале его жизни функционирует больше правое полушарие. Это развитие ребенка в до-вербальный период: он считывает эмоции матери бессознательно. Он ощущает свои эмоции и телесные переживания, но назвать их не может. Его состояние можно сравнить с состоянием человека  с паническими тревогами: когда ему плохо, это просто плохо, и оно не регулируется, более того, он настолько сильно, что затапливает психику ребенка.

Начиная со второго года жизни у ребенка начинает развиваться вторая половина мозга- логическая, он начинает различать слова, понимать их, говорить их и подбирать эквиваленты своим чувствам и эмоциям.

Между двумя половинками мозга происходит обмен информации: то, что чувствуется можно назвать, и то, что описывается словами-  к этому находится эквивалент из области чувств и ощущений.

Это еда и это вкусно и хорошо. Это мама, и это приятно и радостно. Это чужой человек и это тревожно. Это новый предмет- его нужно взять попробовать на вкус и дать ему название.

Почему происходит перекос и отключение одной из половинок из психической жизни?

Это очень сильно зависит от мамы и от того, насколько она сама различала свои чувства, могла с ними совладать, была тревожной, или тревога затапливала ее в тот период, когда рос ее ребенок. Или это была мама, которая взвешивала, подсчитывала, редко улыбалась и всю жизнь отмеряла по линейке.

Тип нервного функционирования мамы ребенок считывает бессознательно в самом раннем детстве и берет себе за шаблон психического функционирования.

Если его психика пластична, если он конституционно крепок, если в его жизни не было стрессов, он в дальнейшем сможет в процессе своего развития развиться и компенсировать те недостатки, которые унаследовал или получил в раннем детстве.

А если нет, если его психика конституционно слаба, если в его детстве было много болезненного опыта, с которым ребенок не справился, то он приносит во взрослую жизнь непереносимость тревоги или одержимость идеями и цифрами.

Хорошая новость: это лечится. Психотерапевт, психолог, психо-аналитик  будет работать мозолистым телом своего клиента, соединяя половинки мозга в одно целое.

Итак: как Вы сейчас себя чувствуете?

Какие мысли появились после этой статьи?

 

Вопрос Как вы сейчас себя чувствуете  и зачем мы все это обсуждаем



Просмотров: 718
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Как вернуть радость жизни, если вы чувствуете, что потеряли себя.
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?
  • Письма подростку (7) Познай себя и свои эмоции (2)
  • Письма подростку (5) Познай себя и свои эмоции
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Что делать, если вы не понимаете свои эмоции?
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Эмоции Женщины, которая Ценит и Любит себя.
  • Люди которые нас окружают. Если эмоции отсутствуют.
  • Если вы чувствуете себя ответственной за мамину жизнь.
  • Если бы Вы любили себя так же сильно, как своего мужчину...
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • Зачем эмоции и чувства в нашей жизни? (Мост Перемен, Вып.1)
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • "Хлеба и зрелищ" тогда и сейчас. Эмоции в нашей жизни
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Чувства и эмоции в жизни женщины.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Почему люди не чувствуют эмоции?
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Эмоции и разум: как гармонизировать на уровне мозга?
  • Какие уроки ты будешь проходить по жизни,если не любишь себя
  • Как прийти в себя, когда эмоции зашкаливают?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь