Эмоции и разум: как гармонизировать на уровне мозга?

Эмоции и разум часто противопоставляются в нашей культуре, если ввести в интернет поиске картинки по теме эмоции и разум, то они выглядят чаще всего так:

Эмоции и разум как гармонизировать на уровне мозга



Нередко люди, интересующиеся психологией, а также сами психологи и психотерапевты задаются следующими вопросами:

Что появилось раньше: эмоции или разум?

Существует ли разум без эмоций и существуют ли эмоции без разума?

Что на что влияет: влияют ли эмоции на то, что человек думает о себе и об окружающем его мире или, наоборот, то, как он о всем этом думает влияет на его эмоции?

 Какую роль в нашей жизни отыгрывают эмоции, а какую наш разум?

 Обо всем этом мне бы хотелось поговорить в этой статье.

Начнем, с того, как устроен наш мозг, какие его части отвечают за эмоции, а какие за разум.

Наш мозг складывается из трех слоев, которые один за одним наслаивались в процессе эволюции. Впервые такую организацию мозга предложил нейропсихолог Пол МакЛин. Он выделял три уровня оболочек мозговой структуры:

  • Рептильный мозг – самая древняя часть мозга, отвечает за первичные инстинкты,то есть:
за автоматические реакции возбуждения и торможения,
за включение реакций атаки, замирания или отступления,
за состояние сна и бодрствования,
за стремление к размножению и удовлетворения базовых потребностей (питание организма, безопасность, самосохранение). 

 Рептильная часть мозга есть у большинства живых существ на планете (рептилий, птиц, млекопитающих), она обеспечивает выживание самого организма и вида в целом.

  • Лимбическая система –следующая надстройка мозга, именно она отвечает за эмоции. Лимбическая система присутствует у всех птиц, млекопитающих, в том числе и человека.
Она отвечает не только за появление различных эмоций, но также отвечает за их регуляцию в зависимости от условий окружающей среды, что влияет на поведение организма. Также она ответственна за действие механизма борьбы или бегства („fight or flight). Именно в лимбической системе находится центр удовольствия, система вознаграждения и наказания, что влияет на формирование зависимого поведения.

 В 50-х годах 20 столетия был проведен эксперимент над крысами. В углу клетки производился электрический разряд, который ударял прямо в лимбическую систему крыс, и вместо того, чтобы избегать этого угла, крысы начали там концентрироваться. Позже был разработан специальный рычаг, на который крысы могли нажимать, чтобы стимулировать центр удовольствия самостоятельно. История закончилась печально, тем, что крысы без остановки нажимали на рычаг, пока не умирали от недостатка еды и воды. Исходя из данного эксперимента был сделан вывод, что эмоциональные потребности являются более важными для организма, чем базовые.

Другая печальная история произошла с мужчиной, попавшим в автокатастрофу, из-за чего у него повредился участок мозга в области лимбической системы. После проведенной операции на головном мозге, у молодого человека полностью пропали все эмоции, кроме того он не чувствовал опасности и спокойно шел на риск. Психологи предложили ему эксперимент, в котором необходимо было сыграть в азартную игру и остановиться в тот момент, когда риск бы превысил выгоду. Однако он не мог остановиться и продолжал играть даже тогда, когда вероятность проигрыша была высока, а вероятность выигрыша была минимальной. Отсутствие эмоций у этого мужчины привело к тому, что его семья распалась: жена не выдержала безэмоциональности мужа, по ее словам, перед ней был уже совершенно другой человек.

Лимбическая система неразрывно связана со следующей структурой, которая называется: 

  • Неокортекс – самая новая часть мозга, именно она делает человека разумным. Именно в этой части мозга эмоции переходят из области неосознаваемого в осознаваемое. Неокортекс или новая кора головного мозга представляет собой совокупность нейронов и их соединений, что называется серым веществом. У человека новая кора занимает большую площадь от всей коры.
Неокортекс отвечает за высшие когнитивные функции, такие как мышление, планирование, торможение биологических инстинктов, достижение целей, принятия решений, умения откладывать удовлетворение потребностей на потом.  Благодаря гармоничной работе новой коры, поведение человека является адекватным в обществе. Также кора отвечает за формирование более сложных эмоций.

В связи с тем, что лимбическая система и новая кора головного мозга имеют множество соединений, эмоции и разум тесно взаимосвязаны друг с другом.

Итак, в связи с описанной структурой мозга, постараюсь ответить на вопросы, которые я задавала в начале статьи:

Что эволюционно появилось раньше эмоции или разум?

Ответ однозначен – эмоции, потому как лимбическая система, которая отвечает за появление эмоций, является более древним образованием.  

Что оказывает влияние эмоции на разум или разум на эмоции?

Соединений, идущих вверх от лимбической системы к неокортексу больше, чем соединений, идущих вниз от коры к лимбической системе. Именно поэтому некоторым людям порой так сложно контролировать свои эмоции в стрессовой ситуации, их разум как будто бы отключается в такие моменты. По этой причине эмоции иногда больше влияют на человека, чем логические рассуждения, когда человек говорит: "Разумом я это понимаю, но ничего не могу с собой поделать."

Для того, чтобы уметь контролировать свои эмоциональные реакции, необходимо тренировать свой ум, то есть выводить эмоции из неосознаваемых в осознаваемые. Осознанная и проговоренная эмоция перестает оказывать такое сильное действие на поведение человека. Именно это происходит на сеансе психотерапии, когда психотерапевт спрашивает клиента о том, что он чувствует.

Существует ли разум без эмоций? Может ли человек не испытывать эмоции?

 Если вы здоровый человек и ваша лимбическая система не нарушена, то вы НЕ можете не испытывать эмоции. Многие люди говорят о себе, что они не испытывают никаких эмоций. В психологии это состояние называется алекситимия – невозможность передать словами собственные эмоции. То есть на самом деле человек испытывает эмоции, просто он их не осознает, а соответственно не может подобрать слова к тому, что чувствует. И эти неосознаваемые эмоции проявляют себя различным образом, управляют поведением человека, только он этого не замечает, думая, что совершает сознательные выборы.

Существуют ли эмоции без разума?

Эмоции могут присутствовать даже тогда, когда неокортекс (разум) еще не развит как, например, у многих животных или новорожденных детей. Животные и младенцы также испытывают эмоции в силу наличия у них лимбической системы, просто их эмоции не такие сложные, как у взрослого человека.

Поэтому идея о том, что эмоции появляются от мыслей и убеждений человека, не во всех случаях себя оправдывает.

Объясню почему. Сознание и убеждения определяется речью. А это в свою очередь могло бы быть свидетельством того, что грудные дети и животные не обладают эмоциями.  Но, как мы уже знаем, это не так. Следовательно, не только мысли влияют на появление эмоций, но также и эмоции формируют убеждения человека о себе и об окружении. Все это приводит к выводу, что некоторые эмоции появляются не от того, что мы думаем, а непосредственно от самих изменений в окружающей среде и внутри нас, а также от того, удовлетворены ли наши потребности.   Например, если грудной ребенок голоден, то это приводит к тому, что испытывает определенные эмоции, которые провоцируют плач, а это, в свою очередь, помогает родителю должным образом вовремя отреагировать и удовлетворить потребность младенца. Позже, когда человек уже становится взрослым, отслеживание внутренних эмоциональных реакций позволяет ему самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Поэтому в психотерапии важно не только работать с убеждениями и приводить мысли клиента в порядок, но точно также важна работа по осознанию и проживанию эмоций.

Зачем нужны эмоции?

Эмоции делают нашу жизнь более яркой, богатой и интересной. Благодаря взаимному обмену эмоциями наши отношения с окружающими становятся более близкими и полноценными.



Вместе с тем, эмоции могут приносить дискомфорт, так как сигнализируют нам об изменениях в окружающей среде, маркируют наши неудовлетворенные желания. Поэтому так важно их осознавать. Осознание эмоций является очень разумным актом, то есть таким образом запускается в действие кора головного мозга, как главного их регулятора, что позволяет эти эмоции проживать, искать доступные способы удовлетворения желаний или сознательно откладывать их удовлетворение «на потом».

Если лимбическая система отвечает за наше «ХОЧУ», то неокортекс отвечает за «НАДО». Одной из целей психотерапии является приведение в баланс действие этих двух систем. Именно это состояние психики и является основой здоровой, зрелой личности.

Фактически психотерапевт работает не только с самим клиентом, а они вместе формируют новые связи и дорожки в головном мозге, которые в последующем влияют на появление нового поведения, новых эмоций и переживаний.

  Записатья на консультацию вы можете по телефону: +48500482148 ( также Whatsapp, Viber)



Просмотров: 592
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, когда эмоции и разум противоречат друг другу?
  • Эмоции vs. Чистый разум
  • Эмоции. Часть 1. Для чего нужны эмоции?
  • Как переживать эмоции. Прием изменения интенсивности эмоции
  • Эмоции и чувства. Как контролировать эмоции
  • Эмоции. Часть 2. Подавленные эмоции.
  • Как эмоции влияют на человека?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Куда приводит запрет на проявление эмоций. Подавленные эмоции
  • Механика эмоций: базовые эмоции в инфографике
  • Что такое эмоции? Виды эмоций
  • Как мысли влияют на наши эмоции и поведение?
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Что делать, когда эмоции разрывают человека изнутри?
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Эмоции - это просто эмоции
  • Почему мы не проживаем эмоции. Чать II. Деструктивные способы проживания эмоций
  • Эмоции – как письма… или как избавиться от «бумеранговых» эмоций?
  • Эмоции в жизни человека
  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Эмоции «Санкции на эмоции»
  • Эмоциональная гигиена. Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 1 - подавлять эмоции
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 2 - скрывать токсичные эмоции за маской «у меня все хорошо»
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Как тело влияет на наши эмоции,наше настроение
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Влияет ли наша еда на наши эмоции?
  • Люди которые нас окружают. Если эмоции отсутствуют.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь