Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР

 «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». К. Г.Юнг

     «Выражение человеком своих чувств - важный показатель понимания им мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития». Чаще всего раскрываться человеку мешает застенчивость, неконтактность,  агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний человека. У человека создается свой маленький, но безопасный мир. И в этом мире можно увидеть все мысли и эмоции человека, его отношение к окружающему миру, его эмоциональное состояние.

 

   Как мы знаем, человек особенно может нуждаться в помощи психолога или психотерапевта, если:

  • у него присутствуют страхи и часто возникающая тревожность;
  • возникают нервные тики и неврозы;
  • неадекватное поведение;
  • заниженная самооценка;
  • сложные отношения с родителями, с детьми, с семьей и т.п.
  • бывает депрессивное состояние и суицидальные мысли;
  • перенесенная психологическая травма или насилие.

 

Хотелось бы показать и следующее - для того чтобы раскрыться эмоциями, не дать «углубиться» в себя до потери оптимизма и радости к жизни помогает общение с психологом через «игру в песок». Песок обладает способностью струиться и уводить в землю негативные переживания и страхи. Поэтому результатом песочных игр-занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией при помощи  психотерапевта или психолога, который ненавязчиво подталкивает человека к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку человека и помогают ему самоутвердиться в обществе. Песочная терапия не ставит цель переделать человека, а позволяет через игру научиться быть самим собой.

 

Психологическая  целесообразность   песочной терапии в том,                                                       что   по мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир человека. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет такому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

 

В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие человеку. Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования условия для вхождения человека в расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.

 

      Проводя занятия по психологическому консультированию используя песочную терапию в Центре социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района с ОВЗ и ТМНР в индивидуальной и групповой работы, была разработана авторская программа по песочной терапии. Работая по этой программе отмечается  хорошее  и благоприятное влияние на  психическое и эмоциональное состояние реабилитуемого. Исследуя и работая с ОВЗ и ТМНР было замечено, что на песке клиентам легче воспринимаются такие разделы как:

-«Песочная геометрия»

-«Сказочные буквы»

-«Веселый счет»

-«Подводный мир»

-«Я и мое отражение»

-«Времена года»

 Здесь представлены только некоторые разделы данной программы.

      Для осуществления этой программы были поставлены следующие цели и задачи песочной терапии для работы с ОВЗ и ТМНР:

Цель и задачи песочной терапии.

Цель песочной терапии - стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния и развитие высших психических функций.

 Задачи:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей, формирование коммуникативных навыков;
  • тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие, человек создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных людей).
  • формирование навыков саморегуляции.

 

И для того, чтобы видеть на сколько быстро продвигается осуществление целей и задач у клиентов с ОВЗ или ТМНР ведется дневник наблюдений. Как вы видите, возможностей применения песочной терапии на самом деле различны. Важно какую цель и какие задачи вы поставите и хотите осуществить.



Просмотров: 584
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • цели и задачи песочной терапии
  • Песок в песочной терапии
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть IV.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть I.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть III.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Заключение.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть II.
  • Коррекция психоэмоционального состояния беременной женщины по средствам песочной терапии.
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Плюсы песочной терапии в работе с детьми.
  • Волшебство превращений в песке или немного о песочной терапии
  • Чудеса на песке или исцеляющая сила песочной терапии.
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Работа с детской агрессивностью в песочной терапии
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Групповая работа со сновидениями в практике песочной терапии
  • Работа с лишним весом методом песочной терапии.
  • Краткая характеристика юнгианских представлений, имеющих отношение к песочной терапии
  • Ода песочной терапии
  • Психосоматика в песочной терапии
  • Фигурки в песочной терапии
  • Особенности песочной терапии
  • Польза песочной терапии
  • Положительные эффекты песочной терапии для детей с учетом возрастных особенностей
  • Волшебство песочницы и песочной терапии
  • Есть ли магия в песочной терапии?
  • В чём особенность кабинета песочной терапии?
  • Секреты души в зеркале песочной терапии
  • Психологический тест в стиле песочной терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь