|
Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть III.Автор статьи: Львицын Михаил Сергеевич
Значение Песка и Воды для психотерапевтического процесса. Песок и вода сами по себе очень символичны и как бы соединяют людей с планетой Земля. Водные потоки очищают и восстанавливают жизнь. Часто вода является символом бессознательного и эмоций. Также это метафора всего женского, плодовитости, «фонтана» жизни. Вода — источник всех возможностей. Песок часто символизирует землю. Дети и взрослые подсознательно работают или играют на земле, чтобы ощущать себя в физической реальности. Земля — это женский символ, она обеспечивает питание, плодовитость и любовь. Согласно де Доменико, «песок — основа для создаваемого мира. Песок поддерживает, скрывает или уничтожает образы в подносе» (1988) [цит. по Сакович, 2008, с. 41]. Песок Песок образует естественную границу между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивую, непреходящую основу бытия - то, что поддерживает, питает и включает в себя все формы жизни (Штейнхард Л., 2001).Песок и вода помогают людям регрессировать к ранним детским воспоминаниям. Эти элементы способствуют индивидуации. В зависимости от того, какой песок используется, влажный или сухой, мир, созданный клиентом, сохраняет форму вещей или течет и изменяется бесконечно. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми не обладают другие материалы. В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой (Штейнхард Л, 2001). В психотерапевтическом кабинете песочница представляет собой одну из разновидностей невербальной символической игры. При этом с песком контактируют одни лишь руки. Человек не выбирает песок — он уже заполняет поднос, так же как человеческая сущность «заполнена» плотью. Так же как тело, песок можно ощутить, прикасаясь к нему. Песок символизирует бесформенность, за которой следует этап сотворения форм, что происходит на каждой сессии. Песок и вода иногда побуждают клиента к проявлениям несимволического поведения, например, к разбрасыванию песка, его высыпанию из подноса или к просьбе дать больше песка, чем может поместиться на подносе с низкими бортами (Сакович, 2008). Потребность в настоящей, а не символической воде вызывает у некоторых клиентов желание поместить в песочницу какой-либо наполненный водой сосуд либо налить воду непосредственно на поднос. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате ее размывания водой и образования трещин. Песок может быть очень мелким и белым, желтоватым и коричневатым или даже почти серым или красноватым. Де Доменико говорила о важности цвета песка при его подборе. Различные цвета вызывают различные чувства. Клиент выберет цвет согласно своей потребности (Сакович, 2008). Например, белый песок в песочнице формирует нейтральный контрастный фон, на котором хорошо видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. На фоне более темного песка цвета естественных предметов и миниатюр «скрадываются», и их формы выделяются не столь отчетливо (Штейнхард Л, 2001). Песок выбирается тщательно. Различный по структуре песок вызывает уникальные чувства. Чем он мельче, тем лучше. Более мелкий песок обычно успокаивает и имеет тенденцию способствовать более глубокому измененному состоянию, чем при работе с крупным песком. У некоторых клиентов крупный песок вызывает тревогу. Грубый песок более основателен. Можно наполнить поднос смесью из нескольких сортов песка. Преимущество такой песочницы состоит в том, что она позволяет клиенту быстро регрессировать к детству. Обычно на подносе находится вполне определенное количество песка. Это является метафорой либо того количества материи, которое имеется во Вселённой, либо той энергии, которой располагает человека. Песок, так же как материя и энергия, может переходить из одного состояния в другое и перемещаться в новое место. В природе под воздействием воды и ветра он может перемещаться на большие расстояния, и в то же время всегда является частью общей земной субстанцией. В процессе психотерапии энергия клиента направляется и перераспределяется более равномерно, что символизирует перемещение клиентом песка из одной части подноса в другую от сессии к сессии. Ровная поверхность песка говорит о равномерном распределении энергии. Любое давление руки на песок вызывает нарушение равновесия и определенное напряжение в композиции: появление более высоко и более низко расположенных участков; скопление песка в одной части и уменьшение его количества в другой; формирование горизонтальных и наклонных плоскостей и т. д. Весь песок может быть сдвинут в одну часть песочницы. Это создает скопление песка, отчетливо выделяющееся на фоне голубого цвета внутренней поверхности подноса: остров в центре, окруженный со всех сторон водой; песчаный участок на одной половине подноса, в то время как другая представлена голубым цветом; песок, обрамляющий голубое пространство в центре песочницы. Песок может вызывать ассоциации со зноем, холодной водой, наготой, похоронами или строительством. Некоторые клиенты избегают пользоваться песком, словно его пластические свойства никак ими не восприняты. Такие клиенты воспринимают песок так же, как стол или пол, в результате чего его пластические и тактильные свойства остаются неиспользованными.
Вода Без воды нет жизни. Две трети нашей планеты покрыто водой, а человеческое тело на те же две трети состоит из нее. Человек потребляет больше воды, чем иные наземные существа. Человеческий плод развивается в амниотической жидкости. Выражение разнообразных человеческих чувств ассоциируется с различными жидкостями — слюной, слизью, потом, слезами, мочой и кровью. Вода изменяет свою форму под воздействием температуры и гравитации — испаряется, замерзает или течет. Ее различные агрегатные состояния являются метафорами человеческих чувств. В повседневной речи слова, обозначающие свойства воды, нередко используются как метафоры, например: «прозрачный намек», «плыть по течению», «мелко плавает» и т. д. Вода отражает то, что находится вне ее; поддерживает то, что лежит на ее поверхности и позволяет четко видеть то, что находится в ее толще. Клод Моне, французский импрессионист, посвятил последние годы своей жизни изображению водяных лилий, плавающих на поверхности водоемов. Его картины передают тройственное свойство воды — способность отражать, быть прозрачной и поддерживать на поверхности расположенные на ней растения (Wildenstein, 1996) [цит. по Штейнхард Л., 2001, с. 120]. Вода издает различные звуки, включая капель, приятное журчание, успокаивающий шум ручья или прибоя, могучий грохот прилива и штормовых волн. Не имея возможности течь, вода превращается в болото. Она растворяет различные вещества и изменяет их свойства. Размывая породу, вода превращает ее в песок, перенося и накапливая его затем на берегах рек и океанов. Она очищает и охлаждает, но может проливаться на землю бурными потоками в виде дождя или наводнений. «Любая вода символизирует Beликую мать и ассоциируется c рождением, женским началом, вселенским чревом, первичной материей, водами плодородия и обновления, а также с основой жизни» [цит. по Дж. Купер, 1995, с. 39]. Райс-Минухин (Ryce-Menuhin, 1992) [цит. по Штейнхард Л., 2001, с. 121] сравнивает процесс психического развития с течением воды, ссылаясь на перевод 29-й гексаграммы (где речь идет о Водах Бездны) из «Книги перемен» (Wilhelm, 1951, р. 115) [цит. по Штейнхард Л., 2001, с. 121]: Она течет и течет, заполняя все пространства; она не пытается обойти стороной опасные места или обрывы; ничто не может отнятьу нее присущих ей качеств. Во всех обстоятельствах она остается верной себе самой. Так строгое следование истине в сложных ситуациях позволяет сердцем постичь суть происходящего, а когда суть происходящего постигнута сердцем, линия поведения складывается сама собой. Кальфф сравнивает изображение клиентом потока, увлекающего за собой камни, с описанием текущей воды в «Книге перемен»: «Вода течет непрерывно и достигает своей цели. Она течет и нигде не накапливается. Она не утрачивает своих свойств даже тогда, когда течет в опасных местах» (Kalff, 1980, р. 79) [цит. по Штейнхард Л., 2001, с. 122]. Мифы о воде, например, о «мертвой», заживляющей раны, сращивающей отделенные друг от друга части тела, и «живой воде», исцеляющей, воскрешающей из мертвых или дарующей бессмертие, широко распространены в верованиях и фольклоре многих народов. В Библейских книгах в понятие «живая вода» вкладывается более широкое содержание (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., 2010). Она предстает перед нами в двух ипостасях. С одной стороны, как объект реального мира. В этом случае «живой» называют свежую проточную воду. С другой стороны, «живая вода» является символом высших духовных ценностей: истины и Бога, как носителя совершенной истины (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., 2010). Здесь делается видимый акцент на приоритет духовных ценностей, как необходимого условия существования человека. Вода является обязательным участником обрядов очищения и принятия веры. В Книгах Пророков живая вода становится метафорой Бога: «..два зла сделал народ Мой: Меня, источник живой воды, оставили, высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Книга пророка Иеремии, 2: 13) [цит. по Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., 2010, с. 53-54]. Вода – это жизнь, Бог, высшие ценности, здоровье, чувство, интуиция. В союзе песка и воды материя напитывается чувством, жизнью и приобретает способность образовывать новые формы. Благодаря воде человек как бы «приручает» песок. Символизируя чувство, текучесть, гибкость, вода связывает человека с Вечностью, воплощенною в песке (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., 2010). Иными словами, в контексте песочной терапии, клиент соприкасается с материей и духом, в результате чего возникает новый мир. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|