Всё течет, всё изменяется... Есть в известной песне такие слова: «Я вошёл в эту воду однажды, в которую нельзя войти дважды» («Жажда», В. Бутусов). В них ярко звучит тема конечности, смерти, но также очевидна и тема начала, вечного движения, ведь ни в какую воду мы не можем войти дважды, потому что в этот иной момент мы зайдем туда уже другими и вода тоже изменится.
Вечное течение сопровождает нас и в сновидениях. Воды, реки, полеты, погони... И каждый раз они разные. Мы засыпаем, видим сны и просыпаемся другими. Каждый день с нами происходят изменения, более или менее заметные нам. Мы не можем вернуться и остановить этот процесс, как во сне, так и наяву. Можем, разве что, уловить момент, зафиксировать кадр, сделав эти изменения более ощутимыми и осознанными.
Сюжет сновидения — это то, что нам удается чаще всего запечатлеть из сновидческой жизни. А дальше, можно пытаться уловить течение сновидения — свои чувства, ощущения, фантазии, связанные с ним. Если не уделять им внимание, то из сновидения исчезает «живая вода», которая способна соединить сон с реальной жизнью. «Живая вода сновидения» — это его трансцендентная функция. Она делает нашу психическую структуру более подвижной.
В некоторых славянских мифах, чтобы вернуть жизнь погибшему Герою, сначала его омывают «мертвой водой», тогда его тело, разрубленное на куски, срастается, но остается мёртвым. А омовение «живой водой» вдыхает в него жизнь. В сновидениях, которые, порой кажутся набором бессмысленных образов, запоминание сна и является такой собирательной функцией «мертвой воды». А когда мы начинаем проживать сон, наполняя его реальными чувствами, мы используем «живую» воду.
В Древнегреческих мифах живая и мертвая вода происходит из крови отрезанной головы Медузы Горгоны, собранной Афиной в два сосуда. Эти сосуды были подарены богу врачевания Асклепию. С помощью них он мог оживлять и умерщвлять людей. «Живая» вода происходит из правой части тела Горгоны, «мертвая» из левой, то есть изначально обе были в одном сосуде — её теле. Так же неразделимы внутри психики бессознательное и сознание. От взгляда Горгоны всё превращается в камень, застывает и сохраняется веками, как существуют в бессознательном архетипы — хранители коллективного психического опыта. Асклепий же с помощью другого дара Горгона мог оживить мертвое - «застывшее в камне», подобно тому, как архетипы оживают, наполняясь индивидуальным во сне и наяву, исцеляя нас.
Функция снов сродни назначению живой и мертвой воды для человеческой души. Они хранят и показывают нам то, что есть во внутреннем мире и что возможно прожить в реальности. Вступая в контакт со своими снами, мы открываем новые двери для индивидуации.