|
Огонь, вода и … деньги.Автор статьи: Цой Ия Сергеевна
Деньги — общепринятое мерило успеха в современном обществе. Эта роль базируется на уверенности многих людей в том, что за деньги можно купить всё, осуществить все свои желания (ну, или большую их часть). К тем функциям денег, которые известны нам из общественных наук, можно смело добавить функцию перераспределения богатств (и власти). Вы когда-нибудь задумывались, скольким людям и за что Вы платите, когда что-нибудь покупаете в магазине? Производителю товара; затем продавцу за то, что он доставил товар ближе к Вашему дому и удобно разместил на полке. Транспортным компаниям, которые обеспечили доставку сначала всех компонентов, а потом и самого товара до магазина. Помимо этого, Вы оплачиваете труд производителя упаковки, который не просто завернул товар в бумажку, а сделал так, чтобы Вы заметили и положили в корзину товар именно этой фирмы, и никакой другой. За это же Вы платите талантливым рекламщикам, фотографам, телевизионщикам и копирайтерам. Вы платите арендодателям производственных, торговых и офисных площадей, а также чиновникам, которые дают разрешение на их использование. Вы оплачиваете труд многочисленных бухгалтерий, которые всё посчитают и «оптимизируют» расходы и налоги. Ну да, и ещё, конечно, налог на добавленную стоимость, который, как мы знаем, ложится на плечи конечного потребителя. Уф! Кажется, всё. Или нет? Ах, да, ещё на каждом из этапов путешествия товара от производителя к покупателю Вы отстёгиваете небольшую сумму, которая в совокупности с другими образует прибыль данного поставщика услуг, то есть Вы спонсируете все радости жизни его владельца:) Можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря деньгам мир сейчас устроен так, как он устроен. Они сделали возможным «честный отъём» производимых благ у одной части населения в пользу другой, и для этого теперь не нужно сословное разделение и физическое принуждение к труду. Достаточно, чтобы все были непоколебимо уверены в ценности денег и стремились их зарабатывать. Эта уверенность поддерживается в нас при помощи красивых гламурных картинок, глядящих с обложек журналов, мелькающих на экране телевизора в сопровождении вкрадчивых голосов: «купи!», «выбирай лучшее!», «не соглашайся на компромисс!», «вырази свою индивидуальность!», «будь всегда на высоте!» и т. п. В этом я вижу парадокс общества потребления. С одной стороны, как будто все — и производители, и рекламщики озабочены тем, чтобы как можно лучше и полнее удовлетворить потребности человека. А с другой, ему внушается мысль, что сам он, по большому счёту, ничего не стоит, а ценность его в значительной степени определяется тем, что он ИМЕЕТ. Как ты можешь считать себя заботливой мамой, если не покупаешь малышу эти новые суперсухие памперсы?! Не смешны ли твои претензии на внимание женщин, если у тебя всё ещё нет этого блестящего суперскоростного автомобиля?! Поразительно, но, быть может, закономерно, как легко принялась и расцвела на отечественной почве «великая американская мечта». После периода развитого застоя, когда у большинства людей уже, кажется, пропали какие-либо стимулы трудиться, к нам вдруг пришли они — ДЕНЬГИ. Это само по себе было бы неплохо, если бы они со временем не подчинили себе почти всё. «Мужчина должен трудиться, обеспечивать семью», - слышат мальчики с детства. Очередное поколение вырастает, и вот мы уже редко видим пап, гуляющих с детьми, делающих что-то вместе с ними (правда, иногда бывает наоборот: мама зарабатывает, а папа сидит дома, но, как правило, чувствует себя при этом весьма некомфортно). Максимум совместного времяпрепровождения приходится на шоппинг в торогово-развлекательном центре — так воспитываются будущие потребители, которые с детства видят, как тратятся деньги, но не имеют ни малейшего представления о том, как их зарабатывать. Затем такой правильный отец-добытчик достигает определённого возраста (40 лет плюс-минус). И внезапно обнаруживает себя сидящим почти круглосуточно в офисе над кучей бессмысленных бумажек. Всё разнообразие в его жизни составляет сон (после долгого пути домой по пробкам) и выходные, в которые он также долго отсыпается, а затем, после посещения торгово-развлекательного центра, оказывается, он ещё должен проводить время в обществе каких-то совершенно незнакомых, неизвестно кем воспитанных девочек и мальчиков. Вот тут и случается он — КРИЗИС. О том, как он протекает и чем обычно завершается, снято так много фильмов, написано так много статей, что, право, не хочется повторяться. Я, собственно, немного о другом. О том, что, как любит повторять мой Учитель, «лучший способ борьбы с неприятностями — не допускать их». Может быть, нам пора уже перестать своей верой поддерживать миф о всемогуществе денег? И начать понимать, что самые главные вещи на земле за них всё-таки не купишь? И на восстановление здоровья, в конечном итоге, ты можешь потратить большую часть нажитого непосильным трудом? Что дети прекрасно вырастут и вовсе без памперсов (главное — в любви!), а женщина и мужчина могут быть прекрасными и интересными друг другу независимо от наличия у них дорогих игрушек? Может, пора вспомнить, что самое дорогое, что у нас есть — это время нашей жизни, которым распоряжаемся только мы, и от нас зависит, выменять его на блестящие безделушки или потратить на что-то более ценное? Я вспоминаю главу из моей любимой и всем известной сказки, где главный герой встретил торговца новейшими пилюлями от жажды, которые экономили человеку целых пятьдесят три минуты в неделю: «Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, — подумал Маленький принц, — я бы просто-напросто пошел к роднику…»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|