|
Мертвая идентичность и живая аутентичностьАвтор статьи: Алексей Фисун
смотрит внимательно, что-то думает. Жена кричит: - Вася, иди завтракать. Он бьет себя по лбу: - Точно, ВАСЯ. Анекдот
Как же задолбала эта идентичность! Огромное количество времени жизни уходит на поддержание этой самой идентичности, на бесконечное кормление своего разжиревшего Я. Один из самых загадочных и мистических ритуалов заключается в завешивании зеркал черным крепом в доме покойника. Это делается для того, чтобы душа умершего не испугалась, не увидев отражения своего тела в зеркале. Как будто при жизни мы не пугаемся от увиденного своего изображения! Душа бесплотна, чиста и легка, а мы вынуждены смотреть на себя и пытаться как-то соотносить свои чувства и мысли с тем образом, который сами из себя представляем. Огромное количество современных технологий нацелено на то, чтобы постоянно напоминать нам о том, кем мы являемся и о чем мы думали вчера. С утра, зайдя в какую-нибудь социальную сеть – мы видим там одних и тех же людей, постящих одни и те же мысли, на которых мы сами и подписались добровольно. А мы для того и подписались, чтобы снова и снова подкреплять себя, свой образ мира с помощью внешних стимулов, потому что внутренних никогда и не было. Потому что идентичность это фейк, самообман. Потому что каждую ночь нам сняться разные сны и если бы мы оставались одними и теми же – то нам снилось бы примерно одно и то же. Никто не остается прежним. Все течет, все меняется. Я, когда после трехмесячного отсутствия дома, приезжаю обратно, то испытываю серьезный кризис идентичности. Я хожу по своему дому, как по дому умершего человека и думаю: неужели это мое, неужели это сделал я? Зачем? Нет, я помню как я это сделал, но я совершенно не помню того состояния, в котором я сделал. Усилием воли я не могу в нем снова оказаться. Оно утекло, улетело, воспарило. Я стал другим и никак не могу войти в это прежнее чувство. Но социальная жизнь заставляет нас быть идентичными, отвечать за себя прежних, носить с собой паспорт для удостоверения личности. Идентичность – это всегда мертвечина, это то, что прошло, ушло навсегда. Жизнь же ищет себя в духе, в подлинности самоосуществления. Живая жизнь хочет быть только самой собой, здесь и сейчас, т.е. аутентичной, настоящей. Свою подлинность нельзя вывести из параметров своего Я. Наоборот, самоосуществление – оно возможно только если протискиваешься сквозь жесткие грани социальных атрибутов, если вылезаешь из своей идентичности, как змея из старой кожи, потому что идентичность – это всегда про вчера и всегда про то, что может быть понятно другим. А подлинность, аутентичность – это про свое собственное понимание своего предназначения, которое смутно, неясно, неопределенно как все новое. Мы творим свою жизнь. Иной раз как произведение искусства. И подчас мы создаем свой Мир, свой Космос из такого «сора», за который мы «не ведаем стыда» - потому что таким образом создаем новизну, уникальность. Новое не имеет имени, названия, потому что определенность приходит потом, когда гибкое и слабое (живое) становится твердым и хрупким (мертвым). Идентичность нужна для классификации, для системы компьютерного распознавания лиц в толпе, для помещения в файлы, в каталог, для паспортизации. Идентичность не может быть душевной, потому что «души прекрасные порывы» не поддаются систематизации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|