|
Работа с детской агрессивностью в песочной терапииАвтор статьи: Шуликова Ирина Викторовна
Очень часто клиентами детского психолога становятся детишки, которых взрослые относят к категории агрессивных. Они никак не могут поладить со сверстниками, дерутся, устраивают потасовки. Порой искренне раскаиваются, обещают больше так не поступать, но снова и снова оказываются в эпицентре всевозможных неприятностей.
Причины детской агрессивности различны. О них подробно говорилось в статье «Истоки детской агрессивности» http://www.psyoffice.ru/article/13429/. Как же помочь таким детям справиться со своей неконтролируемой активностью? Общие беседы о необходимости "хорошо себя вести" абсолютно неэффективны. Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной фрустрации, сильными чувствами тревоги, вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно скорректировать поведение. Поэтому первый шаг в работе— гармонизация эмоциональной сферы ребенка. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания ребенку позволяет метод песочной терапии. Я активно использую его в работе с агрессивными детьми и именно на нем хочу остановиться. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком он облекает в физическую форму самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия является практическим методом, который выстраивает мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, невербальным и вербальным. Поднос — пространство, где можно создать собственный мир и преобразовать существующий. Человек, играющий в песочнице, воплощает фигуру Волшебника, ему предоставляется возможность творческого изменения ситуации или состояния. На песочном листе раскрывается внутренний мир клиента. Его можно рассматривать, ощущать, изменять, фотографировать. Можно вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы.У детей, для которых игра и жизнь почти синонимы, объективизация бессознательного материала ведет к интеграции и перенесению опыта в существующую действительность Приведу несколько примеров из практики использования песочницы в работе с агрессивными детьми. Сколь различны истоки детской агрессивности, столь же разнообразны миры, создаваемые ими. Дима (2 класс), направлен классным руководителем, который обеспокоен частыми вспышками гнева, конфликтами с одноклассниками, драками, жестокостью по отношению к сверстникам. В процессе построения мира все свои действия сопровождал комментариями, использовал фигурки различных монстров и отрицательных героев мультфильмов и компьютерных игр, "пронзал, протыкал, вспарывал, разрубал" символических героев. В каждом сеансе у него появлялся новый вполне конкретный «враг». Так, на первой сессии представил себя драконом, отметил, что у него «демоническое настроение». Против себя выставил 5 врагов. Каждый «враг» представлял конкретного одноклассника. В следующей сессии произошла смена врага. На третьем занятии сообщил, что помирился с Дашей, с которой «воевал» на предыдущей встрече. В начале работы у него возникло желание построить «прикольный мир», но через некоторое время прозвучало: «Я неожиданно построю мир дьявола». После 5 встреч список «врагов» был исчерпан. Последняя картина была посвящена предстоящему отдыху с родителями на горном курорте. В результате поведение в школьных ситуациях, по оценке классного руководителя, значительно изменилось. Агрессивность Семена (7 лет) носила скорее импульсивный, нежели враждебный характер. Во время игры в песочнице он практически ничего не комментировал. В поднос выставлялось большое количество игрушек, через некоторое время начинались боевые действия. Было непонятно кто и с кем воюет, где - хорошие, где плохие. В течение 40-50 минут звучали только: «Бжжж, пффф, пшшш и т.п.», многие фигуры многократно закапывались и снова откапывались. Наличие проблем с выстраиванием границ проявлялось через рассыпание песка за пределы песочницы. Затем резко произносил: "Все" и заканчивал работу. В песочнице оставалась полная разруха и свалка из игрушек. Ребенок выглядел обессиленным. Но в течение недели, по словам мамы, количество конфликтов значительно уменьшалось. Примерно к 10 сессии в игре появились мирные сцены обеда, строительства жилья, стало больше комментариев, что говорит о позитивной динамике. После 17 сеансов мама сообщила о стабилизации поведения в школе и приняла решение об окончании работы. Данил (8 лет) в процессе построения мира активно использовал воду. В песочницу выливалось большое количество воды. А когда на одной из сессий я не приготовила воду заранее, в сюжете песочной истории неожиданно прозвучало: «И искал он воду, искал…». У данного ребенка позитивные изменения в поведения проявились уже после третьего занятия. Интересно отметить, что некоторые дети предпочитают работать с сухим песком, некоторые очень активно используют воду. В юнгианской песочной терапии использование большого количества воды связывается с разрушением различных форм. Я считаю, что с помощью воды ребенок избавляется от подавленных негативных эмоций. Еще один удивительный случай из практики. Илья, 7 лет – привела мама с жалобами на агрессивность, «непослушание», поступки назло требованиям взрослых. Во второй сессии начал построение мира с сюжетной картины. Вылил в песок пол литра воды, вопросительно посмотрел на психолога. Получив одобрение набрать еще воды, практически побежал за следующей порцией. Вылив ее, тщательно вымешал песочное тесто и снова побежал за водой. Длилось это до тех пор, пока не получилось реальное море. В общей сложности он вылил в поднос порядка 5-6 литров воды. Закончил работу с чувством глубокого удовлетворения. После этого занятия произошли значительные позитивные изменения в поведении. Т.о., песочная терапия – эффективный метод работы с агрессивными детьми, особенно младшего школьного возраста. Ребенок получает возможность в безопасной форме отреагировать свою агрессию, выразить гнев и проработать негативные эмоции. Он проживает и усваивает опыт безоценочного и безусловного принятия его самого и его действий, что повышает самооценку и дает ощущение собственной значимости. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|