Работа с детской агрессивностью в песочной терапии

Очень часто клиентами детского психолога становятся детишки, которых взрослые относят к категории агрессивных. Они никак не могут поладить со сверстниками, дерутся, устраивают потасовки. Порой искренне раскаиваются, обещают больше так не поступать, но снова и снова оказываются в эпицентре всевозможных неприятностей.

Причины детской агрессивности различны. О них подробно говорилось в статье «Истоки детской агрессивности» http://www.psyoffice.ru/article/13429/. Как же помочь таким детям справиться со своей неконтролируемой активностью? Общие беседы о необходимости "хорошо себя вести" абсолютно неэффективны. Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной фрустрации,  сильными чувствами тревоги, вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно скорректировать поведение. Поэтому первый шаг в работе— гармонизация эмоциональной сферы ребенка. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания ребенку позволяет метод песочной терапии. Я активно использую его в работе с агрессивными детьми и именно на нем хочу остановиться.

Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В подносе с влажным или сухим песком ребенок распо­лагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком он облекает в физическую форму самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чув­ства. Песочная терапия является практическим методом, который выстраивает мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, невербальным и вербальным. Поднос — пространство, где можно создать собственный мир и преобразовать существующий. Человек, играющий в песочнице, воплощает фигуру Волшебника, ему предоставляется возможность творческого изменения ситуации или состояния. На песочном листе  раскрывается внутренний мир клиента. Его можно рассматривать, ощущать, изме­нять,  фотографировать. Можно вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы.У детей, для которых игра и жизнь  почти синонимы, объективизация бессознательного мате­риала  ведет к интеграции и перенесению опы­та в существующую действительность

Приведу несколько примеров из практики использования песочницы в работе с агрессивными детьми. Сколь различны истоки детской агрессивности, столь же разнообразны миры, создаваемые ими. Дима (2 класс), направлен классным руководителем, который обеспокоен частыми вспышками гнева, конфликтами с одноклассниками, драками, жестокостью по отношению к сверстникам. В процессе построения мира все свои действия сопровождал комментариями, использовал фигурки различных монстров и отрицательных героев мультфильмов и компьютерных игр, "пронзал, протыкал, вспарывал, разрубал" символических героев.  

Работа с детской агрессивностью в песочной терапии

В каждом сеансе у него появлялся новый вполне конкретный «враг». Так, на первой сессии представил себя драконом, отметил, что у него «демоническое настроение». Против себя выставил 5 врагов. Каждый «враг» представлял конкретного одноклассника.

В следующей сессии произошла смена врага. На третьем занятии сообщил, что помирился с Дашей, с которой «воевал» на предыдущей встрече. В начале работы у него возникло желание построить «прикольный мир», но через некоторое время прозвучало: «Я неожиданно построю мир дьявола». После 5 встреч список «врагов» был исчерпан. Последняя картина была посвящена предстоящему отдыху с родителями на горном курорте. В результате поведение в школьных ситуациях, по оценке классного руководителя, значительно изменилось.

Агрессивность Семена (7 лет) носила скорее импульсивный, нежели враждебный характер. Во время игры в песочнице он практически ничего не комментировал. В поднос выставлялось большое количество игрушек, через некоторое время начинались боевые действия. Было непонятно кто и с кем воюет, где - хорошие, где плохие. В течение 40-50 минут звучали только: «Бжжж, пффф, пшшш и т.п.», многие фигуры многократно закапывались и снова откапывались. Наличие проблем с выстраиванием границ проявлялось через рассыпание песка за пределы песочницы. Затем резко произносил: "Все" и заканчивал работу. В песочнице оставалась полная разруха и свалка из игрушек. Ребенок выглядел  обессиленным. Но в течение недели, по словам мамы, количество конфликтов значительно уменьшалось.

Примерно к 10 сессии в игре появились мирные сцены обеда, строительства жилья, стало больше комментариев, что говорит о позитивной динамике. После 17 сеансов мама сообщила о стабилизации поведения в школе и приняла решение об окончании работы.

Данил (8 лет) в процессе построения мира активно использовал воду. В песочницу выливалось большое количество воды. А когда на одной из сессий я  не приготовила воду заранее, в сюжете песочной истории неожиданно прозвучало: «И искал он воду, искал…». У данного ребенка позитивные изменения в поведения проявились уже после третьего занятия.

Интересно отметить, что некоторые дети предпочитают работать с сухим песком, некоторые очень активно используют воду. В юнгианской песочной терапии использование  большого количества воды связывается с разрушением различных форм. Я считаю, что с помощью воды ребенок избавляется от подавленных негативных эмоций. Еще один удивительный случай из практики. Илья, 7 лет – привела мама с жалобами на агрессивность, «непослушание», поступки назло требованиям взрослых. Во второй сессии начал построение мира с сюжетной картины. Вылил в песок пол литра воды, вопросительно посмотрел на психолога.

Получив одобрение набрать еще воды, практически побежал за следующей порцией. Вылив ее, тщательно вымешал песочное тесто и снова побежал за водой. Длилось это до тех пор, пока не получилось реальное море. В общей сложности он вылил в поднос порядка 5-6 литров воды. Закончил работу с чувством глубокого удовлетворения. После этого занятия произошли значительные позитивные изменения в поведении.

Т.о., песочная терапия – эффективный метод работы с агрессивными детьми, особенно младшего школьного возраста. Ребенок получает возможность в безопасной форме отреагировать свою агрессию, выразить гнев и проработать негативные эмоции. Он проживает и усваивает опыт безоценочного и безусловного принятия его самого и его действий, что повышает самооценку и дает ощущение собственной значимости.



Просмотров: 643
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интерпретация картины Рене Магритта "После воды облака"
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Взгляд внутрь себя через природные метафоры [Дни, когда идёт снег и У тёмной воды]
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Что делать, если ребенок боится воды?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • КРОВЬ ГУЩЕ ВОДЫ ИЛИ НЕСКОЛЬКО "СЕМЕЙНЫХ" ЗАРИСОВОК ИЗ ЖИЗНИ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Плюсы песочной терапии в работе с детьми.
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Можно ли запланировать то, что вы будете проживать во время сессии холотропного дыхания?
  • "Плотоядная Матрешка". Наблюдения из практики песочной терапии.
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
  • "Мир взрослых". О детской тревоге.
  • Что мы знаем о детской агрессивности?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Не пойду купаться! Не хочу". Аквафобия, гидрофобия - страх воды, плавания
  • Метод интегративной песочной психотерапии в работе с детьми, пережившими сексуальное насилие.
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь