Метод интегративной песочной психотерапии в работе с детьми, пережившими сексуальное насилие.

Часто       руки знают, как решить проблему, с которой

интеллект боролся напрасно.

                                                   К.Г. Юнг.

 

Дети, пережившие сексуальное насилие, поступают в социальное учреждение испуганными, психологически закрытыми. У них наблюдается широкий спектр личностных деформаций в эмоционально-волевой сфере, затрудняющих социально-психологическую адаптацию к новым условиям: они плаксивы, обидчивы, агрессивны, подвержены резким перепадам настроения. Многие дети пугливы, не доверяют взрослым, не соглашаются на диагностику.

             В подобных случаях необходимы такие методы психологического воздействия, которые дают возможность естественного и безболезненного вмешательства в психику ребенка. Один из них – метод интегративной песочной терапии, который служит дополнением к другим методам коррекционной и психотерапевтической работы и позволяет решать следующие задачи: диагностические, коррекционные, терапевтические, творческого развития.

Последователь метода интегративной песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф считает, что «Картина на песке может быть понята, как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Прежде чем приступить к проведению сеанса песочной психотерапии, необходимо подготовить оборудование для работы с песком.

                             

В кабинете психологии для этой цели выделила достаточно   освещенное место у стены. Деревянный ящик   с промытым, просеянным и прокаленным песком поставила на низкий стол, к нему подобрала удобные   стулья. Над ящиком закрепила светильник на гибкой ножке (картина на песке   должна быть хорошо освещена).Внутренняя поверхность ящика окрашена масляной   краской в голубой цвет. На дне лежит стекло –голубая прозрачная поверхность   символизирует воду. Линия песка задает «линию горизонта».

Вдоль стены расположены полки с игрушками и предметами, отражающими все   стороны жизни людей: дома, мосты, предметы живой и неживой природы, духовные   символы, предметы, символизирующие смерть, сближение и разъединение. Кроме игрушек   есть небольшие карточки, на которых написаны слова с абстрактными значениями:   "нежность", "любовь", "отношения".Если ребенку   необходим предмет, которого нет на полках,   можно предложить вылепить его из глины или соленого теста.

Песок необходимо прокаливать в духовой печи 1 раз   в 3 дня. Во время карантина – каждый день. Дополнительная обработка –   кварцевание песка в течение 25 минут ежедневно.

В расстановке предметов на полках не стоит придерживаться слишком строгого порядка, ибо ребенок,   выбирая предметы, почувствует, что они ему не принадлежат, а принадлежат   тому, кто этот порядок создал. Каждый предмет, который привлечет ребенка, не   случаен, у предмета есть символическое значение, связанное с подсознанием. Привлекать   может цвет, отблеск, сходство с чем-либо. Когда создается картина на песке,   она сама по себе приобретает смысл. Песочное поле и множество фигурок дают ребенку   возможность заглянуть в свое внутреннее пространство. Проходя мимо сотни фигурок, он возьмет в руки только те,   которые имеют значение здесь и сейчас.

Интересно наблюдать за ребенком, который впервые входит в комнату с   песочницей. Прежде чем он успевает осознать, что делает, его руки сами   начинают просеивать песок, строить тоннели, горы. Затем добавляются   миниатюрные фигурки, игрушки, появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок   полностью погружается в игру.

Многие из воспитанников не имеют в жизни возможности наиграться вдоволь,   они редко фантазируют, занимаются творчеством. Поэтому занятия с песком - очень   привлекательный метод психотерапии: не надо уметь рисовать, двигаться, даже   говорить. Единственное, что нужно сделать - выбрать на полках предметы,   которые привлекут внимание и с их   помощью создать на песке картину.

                   Песочная терапия особенно плодотворна в работе с детьми, которые не могут или боятся выразить   свои чувства, как бывает при пережитом сексуальном насилии. Здесь на первый   план выходят заниженная самооценка, повышенная тревожность, немотивированная   агрессия. В процессе работы с песком дети заново переживают травматическое   событие, самостоятельно выстраивают позитивные картины, избавляются от   тяжелых переживаний.

                 К.Г.   Юнг утверждал, что процесс игры с песком «высвобождает   заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные   в человеческой психике».

В песочной психотерапии выделяют четыре стадии: хаос, покой, борьба и разрешение   конфликта.

На стадии «хаос»   ребенок берет множество игрушек, беспорядочно расставляет их на поверхности, часто перемешивает с песком.   Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения. Через «хаос»   происходит постепенное «проживание» психоэмоционального напряжения и освобождение   от него. Повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить   эмоциональное отношение к ней.

Стадия покоя-   пассивная фаза. Уменьшается количество используемых фигурок, появляется   сюжет. Ребенок в этот период будто восстанавливает силы, внутреннюю энергию   для следующей стадии.

На стадии «борьба»   на песок бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида,   тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения.  На этой стадии дети очень активно строят   войну, драки, конфликты. Происходит столкновение и противостояние «хороших   сил с плохими». Добро сражается со злом, хищники с травоядными, индейцы с ковбоями,   пираты с моряками. Идет схватка, война, тяжелое противоборство. В таких играх   нет победителя, но ребенок всегда знает, что он на стороне «хороших сил»,   уверен, что добро победит. Этот опыт важен для него. Давая названия картинам   на данной стадии, дети употребляют слова: «Война», «Мир и война», «Хорошие и   плохие». На этой стадии ребенок должен отвоевать трудности, свои проблемы. Его   нельзя торопить или помогать ему.

Постепенно картина принимает напряженный и   организационный характер: противнику сохраняется жизнь, дарится свобода. Это   знак, что стадия борьбы подходит к концу.   Появляются первые признаки уравновешенности, порядка. Через некоторое   время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и   восстанавливают справедливость.

На стадии «разрешения   конфликта» можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой,   возвращение к естественным занятиям. Животные в парах находятся в загонах, в   городе есть некое движение, проложены дороги, по которым можно безопасно   ездить, мосты, дорожные знаки. В садах растут растения, люди заняты делом. Видно,   что проблема разрешилась и ребенок пытается занять свое место в измененном   мире.

 

Работу с ребенком   начинаю со знакомства с песком:

Предлагаю сесть за стол, положить   руки на песок, закрыть глаза и представить себе, что с каждым выдохом уходят   страх, тревога, напряжение. Ребенок сидит некоторое время, ощущая руками   гладкость, сыпучесть, тепло песка. Включаю тихую, спокойную музыку. Прошу ребенка сосредоточить внимание на руках в центре   ладоней, там, где ощущается биение сердца, и постараться почувствовать пульс.   Предлагаю подвигать ладошками по песку   так, как захочется, зарыться руками в песок. Этот момент важен тактильными   ощущениями. Ребенок начинает осваивать пространство песочницы, иногда рисует   удивительно красивые узоры.

Выбор предметов: после   этого предлагаю открыть глаза, взять корзинку и, двигаясь вдоль полок, класть   в корзинку то, что привлекает внимание. Выбирая предметы, ребенок должен доверяться своим чувствам,   откликаться на все, что покажется важным для него, не задумываясь и не отвечая себе, почему.

Создание картины:во   время работы сажусь поодаль и даю возможность ребенку сосредоточиться на своих чувствах. После того, как работа   закончена, предлагаю еще раз внимательно посмотреть на получившуюся картину.   Спрашиваю, не хочет ли он что-то изменить в картине или добавить? В стадии   хаоса ребенок часто испытывает растерянность, подавленность и может   отказаться отвечать. Не стоит   требовать от него ответа. Как правило, разговор начинается в стадии борьбы.   Дети начинают рассказывать о психологических травмах, событиях, о которых   боялись вспоминать. Бывает, что они не могут сдержать своих чувств: плачут,   злятся, ругаются, закапывают какие-то персонажи в песок. Правильный подход к   беседе помогает ребенку пережить негативные чувства, увидеть позитивный выход   из ситуации. В картину добавляются символы: солнце – как символ надежды; вода   – как олицетворение очищения, выхода из темноты; мосты - как выход, дорога в   будущее; Картина приобретает упорядоченность и гармонию.

         В   процессе сеанса веду протокол и наблюдаю за ребенком:

-если он берет все игрушки и предметы   подряд - ему важно проработать свое   внутреннее напряжение.

-строит только хороший или только   опасный мир - видит в жизни только   одно.

-стесняется, не может работать при   наблюдателе - в жизни много контроля.

-часто поглядывает на психолога,   перестает работать - ждет помощи, одобрения своих действий.

                 Бывает, что ребенок отказывается брать игрушки и начинает строить   картину из песка. Психологу важно понять, какие воспоминания не дают ему   покоя, что он чувствует в настоящее время, какие имеет стремления, желания.

Интерпретация   картины на песке:

Сначала мысленно делю песочную   поверхность на три части по горизонтали и вертикали, оцениваю картину:                                                                                                                                 

        

Воспоминания.

   

 

   
   

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мысли, фантазии в настоящее время.

 

   

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мечты, планы на будущее.

   

Прошлые эмоциональные переживания.

   
   

Актуальное эмоциональное состояние.

   
   

Стремления, желания.

   
   

Действия в прошлом.

   

 

   
   

Действия, реализуемые в данный     момент.

   
   

Действия, возможные в будущем.

   

 

             Случается, что на одной из стадий работа заходит в тупик. Обычно это бывает на стадии разрешения: ребенок построил мир, в котором хотел бы жить, но не готов к позитивному взаимодействию с окружающими, не может простить человека, причинившего боль, испытывает материнскую депривацию. Если «проживание» психотравмирующей ситуации мучительно для ребенка, применяю эмоционально-образную психотерапию, работая с чувством страха, обиды, ненависти до тех пор, пока ребенок не переосмыслит случившееся, сможет принять измененное чувство, с которым готов жить. После этого вновь возвращаюсь к картине на песке.

Картины фотографирую, чтобы наблюдать, как идет процесс исцеления.

Пример:

Ваня К. 6 лет. Подвергался сексуальному насилию. Пугливый, тревожный, неуверенный в себе мальчик. Болезненно переживает неудачи, сторонится сверстников, не доверяет взрослым. Углубленная диагностика эмоционального состояния указывает на пережитое чувство страха, душевную травму. В рисуночных техниках ребенок, как основной, использует коричневый цвет, что дает основание предполагать – душевная травма связана с физической болью. Численные показатели цветовых предпочтений по методу Люшера указывают на высокие значения вегетативного коэффициента (6 баллов), а так же на отклонения от аутогенной нормы (2 балла), что указывает на высокий уровень нервно-психического напряжения, хроническое переутомление нервной системы, бессознательное вытеснение из памяти чего-то неприятного. Ребенок замкнут, не идет на контакт, отказывается отвечать на вопросы.

Предлагаю Ване подойти к песочнице. Мальчик опустил руки в песок, с интересом стал исследовать дно короба, пересыпать песок, строить кучки. Обнаружил на дне голубое стекло, похожее на воду, обрадовался, слегка расслабился. На предложение построить свой мир выбрал игрушки, приступил к строительству.

Первую стадию хаоса Ваня пропустил, что говорит об определенности его чувств и переживаний. Дом расположил в зоне прошлых событий. Возле дома поставил большую корягу, намного выше дома, острый шип которой направил на дом. Она символизирует опасность, а так же то, что ребенок не имел в доме защиты. Там же оформил большое озеро.

Всех обитателей дома Ваня представил животными: мама и ее друг дядя Женя – раки, они живут в доме, находятся близко друг к другу, что говорит о их близкой связи, но отстранены от ребенка и его проблем. Сам Ваня – кузнечик на цветке. Для отца выбрана самая агрессивная фигура – крокодил в озере, открытой пастью он явно угрожает кузнечику. Это говорит прежде всего о страхе перед отцом, неприятии его, как родного человека.

2 стадия: борьба.

Мальчик испытывает напряжение, беспокойство. Берет большие фигурки животных с рогами, шипами, копытами и ставит их перед озером, закрывая цветок с кузнечиком от крокодила. Фигур уже много, но Ваня берет все новые и продолжает закрывать кузнечика. При этом приговаривает: «Бедный кузнечик, бедный кузнечик».

-Психолог: почему кузнечику надо так много защитников?

-Ваня: кузнечик боится крокодила, он делал ему очень больно.

-Психолог: кузнечик еще кого-нибудь боится?

-Ваня: нет, только крокодила.

-Психолог: крокодил говорит, что кузнечику больно делал рак.

-Ваня: (возмущенно): он все врет! Крокодил говорил кузнечику: «Никому не говори, что мы с тобой делали, я тебе куплю конфет. Дядя Женя плохой, это он тебе делал больно».

Начинается проработка внутреннего напряжения, отреагирование отрицательных эмоций: ребенок берет фигуры животных, защищающих кузнечика, в исступлении бьет крокодила каждой из них. Это происходит достаточно долго – идет сражение добра и зла.

Ваня отвоевывает свои трудности, мстит за перенесенный страх и боль. Затем закапывает крокодила в песок.

-Психолог: может быть кузнечик простит крокодила, он больше не будет его обижать?

-Ваня: нет! Он будет! Будет делать больно!

-Психолог: Ваня, тебе не нравится картина, которую ты построил. Построй картину, в которой кузнечику никто не будет угрожать, чтобы он мог радоваться солнышку, прыгать с цветка на цветок, дружить с бабочками.

3 стадия: порядок.

Ваня убирает животных-защитников, обитателей дома, которые не принимают видимого участия в жизни кузнечика, разравнивает песок. В зону будущего добавляет насекомых: муравья, стрекозу, жучка, бабочку. Сажает цветы. На бортик прикрепляет солнышко. В озеро поселяет рыбок. Играет: насекомые летают с цветка на цветок, доброжелательно разговаривают друг с другом. Таким Ваня хочет видеть свой мир, без страха и боли.

Игрушек стало мало, картина стала светлой, спокойной, упорядоченной.

-Психолог: что ты сейчас чувствуешь?

-Ваня: мне хорошо. Картина сейчас мне нравится.

-Психолог: кузнечика уже не надо охранять?

-Ваня: нет. Если крокодил появится, то кузнечика есть кому защитить. (Отрывается от игры, добавляет задумчиво: здесь меня все охраняют…).

Зона настоящего времени на песке осталась пустой. Это свидетельствует о том, что мальчик не хочет переносить в настоящее тяжелые воспоминания, но построить без них свой мир еще не удается.

На этом сеанс закончился. Ролевая игра на песке дала возможность ребенку отреагировать негативные эмоции, выразить свое отношение к отцу, перенести свою боль на кузнечика.

Результаты последующей диагностики показали, что уровень тревожности ребенка значительно снижен. Эти данные позволили вести дальнейшую работу на более благоприятном психологическом фоне.



Просмотров: 659
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Ваня+Коля+Петя=Саша. Анализ бывших "любовей" и его итог.
  • Дети интроверты. Почему ребенок замыкается в себе. Пример песочной расстановки.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Зачем нужен психолог, если ребенок плохо говорит
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ваш ребенок идет в первый класс. Детский психолог - родителям
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Как реагировать, если ребенок говорит негативные слова по отношению к маме.
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Ребенок не говорит. 12 признаков, которые нужно проверить.
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Песок в песочной терапии
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Если ребенок не говорит волшебные слова
  • Семейный психолог, ребенок до 3 лет, семья и возможности терапии.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь