Истоки детской агрессивности

ИСТОКИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

В предыдущей статье мы рассмотрели особенности проявления агрессивности у детей и подростков (http://www.psyoffice.ru/article/12955/). А теперь попробуем разобраться - откуда же берется агрессивность, каковы ее истоки? Это вопрос отнюдь не простой. В научных кругах до сих пор идут споры о природе агрессивности. Некоторые авторы считают, что индивидуальные проявления агрессии на 50% обусловлены генетическими факторами. Но подавляющее большинство психологов считают правомерной теорию социального научения. Они признают определенную роль наследственности, но главные причины ищут в условиях социальной среды ребенка, прежде всего в особенностях семейного воспитания.

Можно выделить три основных психологических источника деструктивного поведения:чувство страха, недоверия к окружающему миру; столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей; отстаивание своих личных границ, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Обычно базовое чувство доверия к миру и людям, чувство безопасности формируется к первому году жизни ребенка. На его формирование влияет много причин. Прежде всего, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Если будущая мать  постоянно испытывает тревогу, страх перед завтрашним днем, эти ощущения передаются ребенку, и он рождается, не имея базовой уверенности в безопасности мира,  его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит  о том, что здесь не  безопасно, здесь много  непредсказуемости. В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему,  любое проявление извне может означать нападение. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.
В значительной мере на формирование отношения к миру  влияет проявление родителями безусловной любви к ребенку, либо отсутствие таковой. Если близкие проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него зарождалось чувство доверия к окружающим. Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка

Материнская депривация – еще один из факторов становления агрессивного поведения.  Исследования показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности.

Г.Э. Бреслав выделяет четыре мотива агрессивного поведения детей: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство

Многие специалисты считают одной из основных причин появления агрессивности недостатки семейного воспитания. Так, Личко А.Е. выделяет 4 ситуации в семье, способствующие формированию агрессивного и  отклоняющегося поведения у детей и подростков:

1) гиперопека: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

3) воспитание по типу "кумира" семьи - постоянное внимание к любому шагу и желанию ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

При либеральном стиле воспитания родители почти не регламентируют поведение ребенка. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности,  импульсивны. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью родителей, ребенка ничто не удерживает, чтобы дать волю  самым разрушительным импульсам.

При отвергающем стиле воспитания родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, когда рождение ребенка было нежелательным. В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, обидчивыми. Неприятие порождает  чувство протеста,  формируются черты неустойчивости, негативизма.

Эгоцентрический стиль воспитания, когда ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится  «смыслом жизни» родителей. При этом интересы окружающих игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды,  расторможен, неустойчив, капризен

Можно выделить еще несколько психологических условий, вызывающих у людей стремление к насилию. Ребенок, которого били, сам будет предрасположен к применению насилия. Во-вторых, если человеку не позволяли высвобождать эмоции, возникавшие в результате обид, у него сохраняются невыраженные чувства, и возникает стремление к проявлению насилия. Насилие - искаженное выражение гнева и страха человека.

Одной из причин агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Властные родители стремятся во всем управлять ребенком, подавляя его волю, не допуская  проявления инициативы и не давая ему быть собой. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом станет направленное на окружающих агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка.

Итак, агрессивное поведение может иметь очень глубинные психологические корни. Если родители заметили подобные особенности у своего ребенка, полезно задуматься о его истоках. Однако, следует помнить, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка  может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

Литература

1. Агрессия у детей и подростков. Под ред. Платоновой Н.М. С-Пб. Речь, 2006.

2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб, 1997.



Просмотров: 386
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Упражнения, направленные на разрядку гнева и агрессивности у ребенка
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Проявление агрессивного поведения у детей
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Тяжелое чувство "неоплатного долга" у ребенка
  • Тяжелое чувство "неоплатного долга" у ребенка
  • Чувство вины за "особого ребенка"
  • Как убить желания и интересы у ребенка. Анти инструкция для родителей.
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • 5 причин плохого поведения ребенка.
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь