|
SAND PLAY - песочная терапия с детьмиАвтор статьи: Татьяна Олеговна Кушниренко
Песок нередко действует на детей как магнит. И дети с удовольствием взаимодействуют с этим чудодейственным материалом. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даже взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе". Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами). Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью и в зависимости от запросов родителей. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Метод песочной терапии возник достаточно давно, и помощь песка действительно дает волшебный и чудодейственный, а порой и лечебный эффект. Я занимаюсь песочной терапией больше 5 лет и Мне приходилось это наблюдать неоднократно.Чаще, конечно песочную терапию я использую в работе с детьми, как способ отреагирования внутренних эмоциональных переживаний, однако и взрослые с удовольствием приобщаются к такому взаимодействию. В своей практике я очень люблю использовать песок потому как не всегда человек, а особенно ребенок, может рассказать консультанту, что с ним происходит. Соприкасаясь с песком, ребенок в расслабленном состоянии создает образы и строит с удовольствием. Иногда постройки – это целые картины. Чаще всего дети используют игрушки, фигурки и вспомогательные атрибуты. Однако бывают случаи, когда ребенок говорит: «Я хочу рисовать», и тогда я предлагаю ему создать картину прямо на песочном листе. Как строится работа с ребенком методом песочной терапии: Для начала я всегда проясняю запрос с родителем: «Что волнует, и что хотелось бы получить в результате сессий?» Затем оговаривается количество посещений с учетом того, какой результат хотелось и что возможно сделать в той или иной ситуации. Следующий шаг- это комплексное взаимодействие с ребенком. С какими запросами обращаются родители: - наличие страха - тревожность - агрессивность - нестандартное поведение - неврозы (энурез, заикание) - симптомы. На индивидуальных занятиях ребенок сможет отреагировать с помощью песка высокую степень агрессивности или тревожности и страха. Возможна работа с симптомами: частые болезни и простуды у ребенка как психологический фактор. Неврозы на начальных стадиях и проявлениях: заикание, энурез. В зависимости от сложности темы, оговаривается предварительный результат и количество прохождения песочных сессий для реальной помощи, метод песочной терапии предполагает обычно от 5 до 10 сессий. Иногда бывают и исключения, когда достаточно 2 или 3 сессий. Я с трепетом отношусь к детям, которые ко мне приходят! Каждый ребенок – это удивительный внутренний мир и одновременно богатая душа. С уважением, Татьяна Кушниренко, психолог центра Марина Стуколова и Ко,г. Оренбург Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|