Индикаторы нормы и нарушений в символике песочной терапии.

 Индикаторы нормы и нарушений в символике песочной терапии

Нормы развития

2-4 года

Использование только части песочного подноса (ближе к бортам или углы)

Песок используется только для заливания водой или закапывания

Фигурки тыкает в песок или бросает их

Фигурки оставляет захороненными или наполовину захороненными

Мир очень хаотичен или беспорядочен

Интенсивное использование фигурок животных, а не людей

Рассыпает фигурки за борта песочного подноса

Крайнее, большое сходство выраженности мира от одного к другому ребенку

5-7 лет

Более широкое использование пространства песочницы

После 4 лет начинают появляться небольшие острова

Продолжается использование фигурок животных

Начало появления отгороженных и жестко определенных (территориально) миров

Около 7 лет начало появления стадии борьбы (непрерывные сражения между воинствующими группами солдат, ковбоев и индейцев, рыцарей, правителей – особенно у мальчиков)

Много большой драматической деятельности и активной игры

Поливание водой песка, людей и других фигурок

Частая презентация пищевых тем (кормление животных, людей и пр.)

8-10 лет

Отгороженные, ригидные, жесткие миры – пик проявления в 10 лет – формирование границ

Продолжается этап борьбы

Больше внимания фактической реальности

С возрастом ребенка, увеличивается конструктивность в использовании песка (холмы, дороги, тоннели и пр.)

Постепенное развитие к ориентации темы

11+ лет

Мир гештальт ориентированный (осознанный или осознание своих чувств своей включенности в происходящее вокруг), где все сцены мира в песочнице развиваются вместе

Изображается организация моделей, паттернов и взаимозависимость частей

Концептуальное или символическое представление городов или деревень

Ландшафты с населенными пунктами характерны для этого возраста

С 11 лет до подростничества, джунгли, леса и животные появляются снова, подобно дошкольному возрасту, но представлены более реалистично (масштаб, соответствие местности обитания и привычек и пр.)

 

Индикаторы расстройств после пяти лет

  1. Появление очень пустых, одиноких миров – может демонстрировать удаление, апатию, недоступность
  2. Большое пространство песочного подноса игнорируется, за исключением определённых символических ситуаций. Некоторая разреженность может быть как определенный порядок, когда пространство кажется сбалансированным.
  3. Животные гибельны для других животных или людей, за исключением реалистичных ситуаций, таких как охота хищников для питания.
  4. Очень дезорганизованные, хаотичные миры могут указывать на регресс к 2-4 годам.
  5. Сильно укрепленные миры без каких-либо ворот или въездов может предполагать страх импульсов, необходимость защищать внутреннюю сущность («the inner Self»), навязчивые черты (мании, обсессивность, компульсивность)
  6.  Чрезмерный акцент на ситуациях или вещах, которые не имеют никакого оправдания в реальности
  7.  Похороны объектов, заталкивание, вдавливание фигурок вниз в песок, заливание песком людей и вещи – демонстрирует регресс и возможно садистическое отношение направленное к себе и другим
  8.  Нет человеческой фигур в сцене, безлюдный мир – демонстрирует чувство отчуждения, страх угрозы и т.д. Но если сцена не находится на архитипическом уровне.
  9. Постоянное, непрерывное садистическое насилие членов семьи и уязвимость жертв – предполагает прошлую травму, жестокое обращение в доме и/или само насильственное поведение (self-abusive)

10. Избегание или постоянное нежелание, неспособность касаться песка – демонстрирует отключение от части себя, Самости (Self)

11. Изображение странных, сатанистских или экстремально примитивных сцен (рептилии) – может показывать тенденцию по направлению к психотическим состояниям

12. Скученность фигур в тугую массу может предполагать анально-садистическое отношение (регресс на анальную стадию развития, дифицитарность на этом этапе развития)

 

Индикаторы силы, прогресса, переработки, интеграции

  1. Конструктивное использование песка через создание холмов, рек, долин, тоннелей  - указывает на хорошее использование творческих ресурсов в адаптации к внешней реальности.
  2. Описание конфликта внешнего и внутреннего мира с постепенной проработкой этого конфликта.
  3. Выражение агрессии чтобы решить неудовлетворенные чувства
  4. Переход от хаоса к порядку и особенно реконструкция предыдущих сцен
  5. Краткая регрессия, переработка и возвращение в настоящий уровень развития (обычно изображается в нескольких подносах за период) – показывает борьбу и реорганизацию (личности, внутреннего мира)
  6. Рост в воображении и изобретательности
  7. Более сложные речевые описания событий в песочной композиции
  8. Объединение противоположностей в композиции, таких как плохое-хорошее, далекое-близкое, левое-правое, изображения с момтами, дорогами и реками и т.д. и/или драматическая, сюжетная игра
  9. Прогресс в организации логических моделей и конструкций

10. Высоко символическое или мифологическое представление, изображающее внутренний, духовный мир, качества личности

11. Внутренняя упорядоченность по направлению к центру подноса с песком, часто в виде круга. Это имеет символику духовности, Самости. Упомянутый Д. Калфф как Self-tray, что веден по направлению к новому уровню развития и функционирования личности.

Использованная литература:

Geri Grubbs The Sandplay Categorical Checklist for Sandplay Analisis (Rubedo Publications, Woodinville,WA)

                                                                                                                          

Шевелёва Елена Витальевна,аналитический психолог, член The Association for Sandplay Therapy. Консультирование, психодиагностика, психокоррекция, терапия (очно, скайп), семинары, супервизия (ППЛ)

Сайт "Песочная sandplay терапия в Казахстане" http://sandplay.asia.kz/

 



Просмотров: 640
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Песок и не только. Использование различных наполнителей в работе песочного терапевта.
  • Использование песка в работе с детьми
  • Использование убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями: ролевая игра.
  • Использование людей) Инструкция)
  • Жизнь как горсть песка уходит сквозь пальцы? Может быть иначе!
  • Использование близких людей в удовлетворении собственных потребностей
  • Использование песочной терапии в детских мини-группах
  • Sandplay (песочная терапия), "Ростральная сказка".
  • Песочная терапия Sandplay
  • Песочная терапия (Sandplay).
  • Песочная терапия, SANDPLAY, или «Сад души»
  • Использование своих чувств в терапии
  • Песочная терапия Юнга (Sandplay). Как это работает?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Влияние мужского и женского внутреннего мира на развитие личности
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Использование в гештальт-терапии «здесь и сейчас»
  • Использование глинотерапии в работе психолога или "Научите жить по-другому"
  • Использование глинотерапии в работе психолога или "Научите жить по-другому"
  • Где искать поддерживающих людей, кто ими может быть.
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Фильм - исследование отношений людей через призму секса. Он может вас шокировать...
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Использование Пирамиды логических уровней в целеполагании.
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Классификация миниатюрных фигурок, используемых в песочной Sand-play терапии
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь