|
Индикаторы нормы и нарушений в символике песочной терапии.Автор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Нормы развития 2-4 года Использование только части песочного подноса (ближе к бортам или углы) Песок используется только для заливания водой или закапывания Фигурки тыкает в песок или бросает их Фигурки оставляет захороненными или наполовину захороненными Мир очень хаотичен или беспорядочен Интенсивное использование фигурок животных, а не людей Рассыпает фигурки за борта песочного подноса Крайнее, большое сходство выраженности мира от одного к другому ребенку 5-7 лет Более широкое использование пространства песочницы После 4 лет начинают появляться небольшие острова Продолжается использование фигурок животных Начало появления отгороженных и жестко определенных (территориально) миров Около 7 лет начало появления стадии борьбы (непрерывные сражения между воинствующими группами солдат, ковбоев и индейцев, рыцарей, правителей – особенно у мальчиков) Много большой драматической деятельности и активной игры Поливание водой песка, людей и других фигурок Частая презентация пищевых тем (кормление животных, людей и пр.) 8-10 лет Отгороженные, ригидные, жесткие миры – пик проявления в 10 лет – формирование границ Продолжается этап борьбы Больше внимания фактической реальности С возрастом ребенка, увеличивается конструктивность в использовании песка (холмы, дороги, тоннели и пр.) Постепенное развитие к ориентации темы 11+ лет Мир гештальт ориентированный (осознанный или осознание своих чувств своей включенности в происходящее вокруг), где все сцены мира в песочнице развиваются вместе Изображается организация моделей, паттернов и взаимозависимость частей Концептуальное или символическое представление городов или деревень Ландшафты с населенными пунктами характерны для этого возраста С 11 лет до подростничества, джунгли, леса и животные появляются снова, подобно дошкольному возрасту, но представлены более реалистично (масштаб, соответствие местности обитания и привычек и пр.)
Индикаторы расстройств после пяти лет
10. Избегание или постоянное нежелание, неспособность касаться песка – демонстрирует отключение от части себя, Самости (Self) 11. Изображение странных, сатанистских или экстремально примитивных сцен (рептилии) – может показывать тенденцию по направлению к психотическим состояниям 12. Скученность фигур в тугую массу может предполагать анально-садистическое отношение (регресс на анальную стадию развития, дифицитарность на этом этапе развития)
Индикаторы силы, прогресса, переработки, интеграции
10. Высоко символическое или мифологическое представление, изображающее внутренний, духовный мир, качества личности 11. Внутренняя упорядоченность по направлению к центру подноса с песком, часто в виде круга. Это имеет символику духовности, Самости. Упомянутый Д. Калфф как Self-tray, что веден по направлению к новому уровню развития и функционирования личности. Использованная литература: Geri Grubbs The Sandplay Categorical Checklist for Sandplay Analisis (Rubedo Publications, Woodinville,WA)
Шевелёва Елена Витальевна,аналитический психолог, член The Association for Sandplay Therapy. Консультирование, психодиагностика, психокоррекция, терапия (очно, скайп), семинары, супервизия (ППЛ) Сайт "Песочная sandplay терапия в Казахстане" http://sandplay.asia.kz/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|