Использование песка в работе с детьми

Использование песка в работе с детьми

Куличковская Елена 

Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звезды. Но когда звезды падают вниз, их  уже не отличишь от простого песка. Звезды – это песчинки, которые над головой, а песчинки – это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин 

Смысловое значение песка.

Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это прекрасное средство для «заботы о душе».

Рассказ о песках

Идрис Шах

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река попыталась, было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что ее продвижения вглубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:-    Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.-    Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.-    Но как это может произойти?-    Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?-    Ветер, - продолжал песок, - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.-    Но как я могу проверить это?-    Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.-    Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?-    Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная задача выполнима.И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее, и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.-    Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.Река узнавала, а пески шептали:-    Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке. 

Эта притча знаменитого суфийского мистика дает нам почву для размышлений о нашей жизни, о том как мы относимся к происходящему. Можем ли мы отдаться помогающей нам силе, тогда когда мы не в состоянии все держать под контролем, или мы упорно будем биться сами, но как нам кажется все контролировать и осознавать??? 

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от негатива и прорабатывает многие внутренние процессы.

Для организации процесса песочной терапии потребуются:

песочница;

кварцевый песок;

вода;

коллекция миниатюрных фигурок (до 8 см). 

Прямоугольник - из всех геометрических форм наиболее рациональная, наиболее надежная и правильная фигура; это объясняется тем фактом, что всегда и везде прямоугольник был излюбленной формой, с помощью которой человек приспосабливал пространство или какой-либо предмет для непосредственного использования в своем быту, например: дом, комната, стол, кровать и т.п.Квадрат подразумевает с трудом удерживаемое господство, рожденное абстрактным стремлением к власти.Круг исключает все земные ассоциации посредством небесной символики.

 Песочницу нужно разместить на столик удобный по высоте для вашего ребенка, чтобы он мог самостоятельно в нем играть, спокойно доставал до каждого уголка песочницы.

Песочница - прямоугольный деревянный ящик (70/50/8(10) см), окрашенный изнутри в насыщенный голубой цвет, а снаружи покрытый лаком или покрашенный коричневой краской. Если нет возможности сделать деревянный ящик можно использовать и пластмассовые прямоугольные емкости (особенно для детей от 2,5 до 4 лет), хорошо, если они будут приятного цвета (голубого, синего, зеленого). 

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Лучше использовать желтоватый, кварцевый песок.Перед тем как дать ребенку возможность играть в домашней песочнице необходимо его подготовить.

1.      перебрать,

2.      промыть,

3.      просушить на противне в духовке, чтобы пошел пар,

4.      вынуть из духовки и опять промыть,

5.      просушить в духовке,

6.      промыть

7.      опять в духовку, просушить досуха,

8.      просеять через сито, чтобы он был струящийся приятный.

На песочницу нужно чуть более половины ведра песка.

Песочница заполняется песком наполовину.Затем по мере использования песок можно дезинфицировать ультрафиолетовой лампой, просеивать или заменять новым. 

Песок очень древний материал. В нем сосредоточен сильный заряд энергетики. Песок олицетворяет контакт с телом матери, дает сильные эмоциональные потрясения (от расслабления, покоя до тревоги).Песок символизирует жизнь и смерть.Песок можно жать, давить, создавать и разрушать и он не исчезает.Взаимодействие с песком происходит по принципу кожа к коже.Песок – отцовская составляющая, это жесткая структура, миллионы мелких частиц представляющих структуру, где можно строить высь.Он может засасывать и поглощать, стабилизировать почву. Песок можно просто струить, он позволяет выражать много чувств (потери, отдыха, печали и т.п.). Не требуется особенных талантов, творческих изысков. Это не вызывает такой тревоги как рисование.

 

Материалы для игры в песочнице:

- камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы (любые природные материалы);

- фигурки: людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, машинки, дома, мосты, заборы, сокровища (бусинки, цветные камешки, цепочки и т.п.);

- кубики, пасочки, лопатки, грабельки, ведерки и др.

Это все основные составляющие картины мира.

Важно чтобы все эти предметы можно было легко помыть.

 Для игры вам понадобиться емкость с водой, чтобы ребенок смог намочить песок и слепить из него гору, пещеру, пасочку и т.п.

 

Вода – источник всего сущего во вселенной, символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон). Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, prima materia, водами плодородия и свежести, источником жизни.Вода сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью.Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает. Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации — вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую
 
  

Организация песочницы может вызывать у некоторых родителей и педагогов  много вопросов, связанных с уборкой и опасением, что в будет «много грязи».

           Все эти вопросы достаточно быстро и просто урегулируются с ребенком:

Во первых, лучше сделать для песочницы крышку и когда она не используется держать ее закрытой, у ребенка появиться еще один столик для игры и работы.

Во вторых, ребенок должен знать, где находятся инструменты для уборки рассыпавшегося песка и пролитой воды (тряпка, веник, пылесос) - это позволит еще и приучить его к домашней работе.

В третьих, процесс работы в песочнице настолько интересен и захватывающ, что не только ребенок, но и взрослый находит там отдохновение и возможность разрешения своих проблем и переживаний.

 4. Кому и для чего показана работа в песочнице?!

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ему:

- развить более позитивную Я - концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

 

Цель терапии через песок - дать возможность ребенку быть самим собой.

 Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить словами.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться:

- с целью диагностики состояния ребенка;

- с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

- в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;

- в процессе обучения;

- в работе с ребенком не только психолога, но и логопеда и дефектолога, воспитателя.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

 

Применение песочницы особенно благотворно для работы с детьми дошкольного возраста

До 3 лет игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, посредством песка малыш «простраивает» свою жизнь, играя в «куличики» и «пасочки» он формирует свое представление о мире, «допекает, доделываем» то, чего он не получил от родителей. 

С 3 лет работа в песочнице носит уже терапевтический, коррекционно-развивающий характер. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата (проблем с речью, недостаточным словарным запасом), бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить взрослого (психолога, логопеда) присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.

То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

 Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. 

 Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. 

 Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. 

 Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». 

 Детям, пережившим психическую травму, такая игра весьма полезна: она помогает им заново пережить травматичное событие и, отыграть связанные с ним переживания столько раз и в такой форме, в которой они для них приемлемы. 

 Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

 Проводить занятия может психолог, логопед, дефектолог, воспитатель, педагог. В зависимости от задач поставленных в работе взрослый выполняет разные роли:

- взрослый становится внимательным зрителем его позиция - это «активное присутствие», для наибольшего самораскрытия ребенка;

 

Эстела Вайтриб, одна из известнейших песочных психотерапевтов, говорит: «Ни один процесс жизненного созревания никогда не может быть закончен. Внушает надежду то, что мы продолжаем развиваться всю жизнь, заканчивая одну стадию развития и переходя к следующей».

- логопед, воспитатель становится ведущим песочной игры, в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии и т.п.)

Часто в процессе работы возникают вопросы: сколько, занятий пройдет, прежде чем ребенок изменится, у него улучшится состояние и поведение. Иногда достаточно и одного занятия, а может быть их потребуется 5-10, а возможно коррекция займет несколько лет. В любом случае, когда определенный этап пройден, и клиент (родитель, ребенок) и психолог, логопед это видят.

Каждый человек уникален, уникальны его путь и способы преодоления трудностей. Все участники процесса песочной терапии радуются красоте происходящего в этом замечательном мире, который помещается в деревянный ящичек.

Играем вместеРебёнок в возрасте от одного года до трёх лет любит трогать песок руками, копаться в нём совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы - взрослые, а малыш будет смотреть, как вы это делаете, и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша - это ломать сделанные вами куличики. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло…

Знакомя ребенка с песком покажите, какой он сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич "выпекается, а из сухого - рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведёрки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребёнок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки - куличики, сделанные из ведёрок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получиться красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты.

На песке можно рисовать. Только вместо карандаша или фломастера ребенку понадобится палочка, нет палочки - можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

 Игры для детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки:

Большие ноги шли по дороге:

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!

Взрослый и ребёнок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-нарушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

 «Волшебные отпечатки на песке»

Мама и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игры для детей от 3 до 6 лет

Мокрый песок позволяет лепить разнообразные  фигуры без мелких деталей, и очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать и  дворцы, и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Чтобы сделать башни, например у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте всё это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока всё сооружение ещё не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.

Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья - воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.

Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, её легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребёнок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

«Во саду ли, в огороде»

По взмаху волшебной палочки песочница превращается во фруктовый сад, или в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполне­ния задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу. Взрослый с ребенком может отправиться на огород или в сад и собрать урожай. А потом заняться приготовлением обеда, ужина или завтрака из «выращенных» на огороде и в саду овощей и фруктов. Это уже новая игра, когда на месте сада и огорода появляется дом, кухня, столовая.

«Ковер-самолет для принцессы»

Взрослый рассказывает сказку

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку можно задать следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-са­молете.

5. Назови, где находится красный ма­ленький квадрат и т.д.

«Праздник в городе»

Взрослый рас­сказывает историю о сказочном городе. В одной волшебной стране был большой пребольшой (маленький-премаленький) город. Жители его очень любили и старались, как могли украсить. Скоро в городе будет праздник, и жители объявили конкурс на лучшее украшение и оформление города (улицы, дома, витрины, клумбы). Каждый

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают стро­ить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получи­лось, делятся впечатлениями.

«Песочные холмы»

Играть могут 2 и более человек. Участники разбиваются на 2 команды. Каждой команде определяется ее место на песке.

Члены каждой команды на своей территории делают 5 холмов. Холмы получаются когда песок набирается в ладони и высыпается на плоскую поверхность.

Каждая из команд выходит на территории противника и ищет эти холмы, найденные холмики разрушаются. Побеждается тот кто раньше найдет все холмы противника.

 «Откопай руку»

Играют двое. Один закапывает руку (руки) в песок, другой откапывает. Задача второго так бережно отодвигать песок, чтобы не коснуться закопанной руки. Эта игра помогает развитию аккуратности, научает чувстствовать другого человека.

Играйте в песок. Это поможет вам и вашему ребенку. Общение с песком приносит массу позитива. Это хорошая САМОТЕРАПИЯ любых состояний.

Использование песка в работе с детьми

"Мой сказочный мир" -  такую песочную работу создала девочка 12 лет

 

 

Картина называлась - "Саду души" - посадка семян благополучия, для получения будущих всходов. Ее создала женщина 25 лет

 



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Песок в песочной терапии
  • Самотерапия в психологической песочнице. Песок и Жизнь.
  • Песок и не только. Использование различных наполнителей в работе песочного терапевта.
  • Что происходит, когда страус прячет голову в песок?
  • Лунный песок или сказ о том, как маленькие лунатики подружились с маленькими землянами (Часть 2)
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • песок и его возможности
  • Эмоции и песок! Песочная терапия для психореабилитации.
  • Песок сквозь пальцы или «Песочная терапия»…
  • Кинетический песок?
  • Кинетический песок
  • Мы сегодня будем сочинять сказку? Краски, образы и песок.
  • Тепло не уходит в песок или Пару слов о роли близких людей при депрессии
  • Зыбучий песок созависимости
  • Зыбучий песок созависимости
  • Про волшебный песок, детскую мудрость и взрывы в метро
  • Вулканический песок. "Несколько секунд без сознания".
  • Почему деньги утекают, как песок сквозь пальцы
  • Тактика поведения "прятать голову в песок"
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • Жизнь как горсть песка уходит сквозь пальцы? Может быть иначе!
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Деньги. Что можно сделать прямо сейчас, чтобы стать богаче
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь