|
История падения метеорита или Песочная терапия психологической травмыАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Практика психологической работы с клиентами преподносит удивительные вещи. Если бы мне, несколько лет назад сказали бы, что придёт момент и мне придётся помогать людям, которые боятся метеорита, то я посчитала бы это за сюжет из романа научной фантастики. Так вот чем я хотела бы поделиться сегодня. Известно, что понятие психологическая травма ("психическая травма", "психотравма") возникло в рамках теории посттравматического расстройства в конце 80-х годов в кризисной психологии, и означает - "событие, которое воспринимается человеком, как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода" (Черепанова, 1996; Малкина-Пых, 2008, 2010). Нам, практическим психологам, аналитическим психологам, психоаналитикам, психотерапевтам часто приходится работать с людьми перенесшим психологическую травму, главным содержанием которой составляет УТРАТА веры в то, что жизнь организована в соответствии установленного порядка и поддаётся контролю. То есть люди, дети в посттравме воспринимают мир как нечто хаотичное и бесконтрольное, в котором дальнейшее существование затруднено, а то и вовсе не возможно. Ко мне на приём пришёл с мамой мальчик, учащийся младшей средней школы. Мальчик учится хорошо, даже скажем на отлично. Успешен в математике и других дисциплинах. НО случается инцидент, из-за которого мальчик перестает хорошо спать, актуализировались ранние детские страхи, не свойственные возрасту мальчика, и стала снижаться успеваемость. Повысилась тревожность, появилась опасливость. Ухудшились отношения с друзьями. Причиной такого состояния оказался...упавший метеорит в Челябинске. Мальчик не был прямым участником этой катастрофы. Находясь от происшествия за многие тысячи километров, он про эту ситуацию услышал из новостного репортажа. Из теории травматического и посттравматического стресса (Тарабрина, 2001) известно, что события носящие экстремальный характер, выходящие за пределы обычных человеческих переживаний и вызывающие интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности, даже если эти эти события не напрямую влияют на человека, а через средства массвой информации, то травматические события могут оказывать стрессовой воздействие на психику и повлекать за собой симптоматику психологической травмы. Мальчик посмотрел новости по телевидению, родительских комментариев никаких не было (как в обычной жизни, ребенок посмотрел, мы не заметили, не придали значение. Так бывает). В последующем, ребенок так и не узнал чем закончилось дело и в итоге психика не смогла переработать данную травматичную информацию, заполнив "белые пятна незнания" детской компенсирующей фантазией. Результатом стало появления симптомов повышеной тревоги, появление фобии (страха) и это существенно начало влиять на качество жизни ребенка. Второе, что усугубило переработку информации о данном катастрофичном событии, это то, что мальчик в этот период находился в адаптационном переходном социальном периоде в школе. Адаптация, как известно - это кризисный период и здесь сошлось два фактора: кризисная социальная ситуация с новыми условиями обучения и требованиями к ребенку и восприимчивая психика, не выработавшая еще продуктивные варианты психических защит. Запрос мамы: помочь ребенку проработать свои тревоги и избавиться от страха метеорита. Первое, что я предложила мальчику (после сбора анамнеза в беседе с мамой, после установлении контакта с ребенком) - это работа в психологической песочнице. Я предложила ему построить песочную картину про то, что он услышал в новостях. В итоге получилась песочная картина под названием "Метеорит": В этой песочной композиции мы видем разметанные тела людей и животных, разрушенные поваленные дома, и даже уже скелеты мёртвых тел. Фиолетовый метеорит разрушил город и убил всех. Такую "картинку" нарисовала фантазия ребенка, после того как он посмотрел новостной сюжет. И так как психика, всегда заполняет "белые пятна" неизвестности уже тем материалом бессознательного который накопился у ребенка в процессе его жизни: это эмоции после семейных ситуаций, переживания и страхи детства, мысли и фантазии которые были неотрефлексированы с помощью взрослых - всё это как в алхимическом сосуде находится в постоянном движении и может трансформироваться или в жизненный опыт который позволит продуктивно функционировать в мире, или к примеру, в ситуации кризиса адаптации, как у нашего мальчика, в страхи и фобии, которые влияют на качество жизни. Что поможет в психокоррекции страха в данном случае? Первое - реконструирование события (это мы уже сделали). Второе - завершение события в ресурсном ключе. В ситуации моего клиента, я начала беседовать о том (обращаясмь к опыту ребенка и к знаниям об окружающем мире), что можно предпринять в данной ситуации, кто помогает в нашем мире людям, у которых случилась беда, кто может помочь этим жителям города (который в песочнице)? В итоге пришли к тому, что это может быть МЧС, скорая помощь, милиция и военные, которые будут помогать и спасать живых, хоронить мертвых, восстанавливать город. В результате беседы, мальчик захотел провести реконструкцию в своей композиции получилось следующее : В процессе создания этих двух композиций мы можем наблюдать это замечательное свойсво песочной терапии - трансформация клиента из "потерпевшего" в "созидателя" своего мира. Теперь, на метафорическом уровне, мир под контролем, мир знаком и я могу быть в нём, не испытывая страх". Песочная терапия, через контакт с песком и фигурками, даёт возможность "управлять" эмоциями, фантазиями, чувствовать себя самостоятельным и самодостаточным в жизни, используя врожденную креативность фантазии, в ресурсных целях планирования в теме "как жить" и "что делать дальше". На последующих сессиях сам Метеорит быль уже не столь актуален. Мы смогли уже затронуть темы школы, учёбы, семьи и отношений с братом. В процессе работы были построены ещё песочные композиции, на которых невооружённым глазом, отражая "ландшафт души" можно отследить положительную психодинамику внутрипсихических процессов. Третья композиция "Надёжное безопасное место" (очень полезная инструкция, а в символдраме называется "мотив") для работы с травмой и стрессом, даётся на начальном протективном этапе): Здесь мы уже видим главного героя, в полосатом свитере, отдыхающим в палатке под лесенками. В предыдущей композиции этот герой спасал город после метеорита (это наблюдение дает полезную информацию о том, раз в композиции появляется положительный и сильный, бесстрашный Герой, то это может символизировать ресурстную сильную часть личности клиента, что подтверждает ведущий постулат Юнга, что "психика способна к самоисцелению"). Ура! Лёд сдвинулся! :) После создалась композиция "Мир хороший и мир плохой": Здесь некая дифференциация хорошего и плохого, страшного и не очень страшного. А это полезный рефлексивный навык для ребенка - подростка. Это символизация того, что психика в процессе дифференцировала тревогу, выработала ресурсные возможности, что изменило восприятие мира с ориентацией на положительные воспоминания. Здесь герои на отдыхе, а динозавры (символ страха и агрессии) в положенном им уголочке, живут и охраняют Метеорит. Как будто я нашёл в себе силы сдерживать свои тревоги и могу держать свой гнев под контролем. Моё внимание привлекают фигуры жителей мира, тем, что они лежат, вроде бы и отдыхают, но и как-бы беспомощные уязвимые. Но это процесс восстановления. Постепенный процесс.
И завершился цикл наших занятий композицией, котору. мальчик назвал "Спокойный луг": Мы можем наблюдать сельскую идиллию. Динозавры трансформировались в лошадей (а это тоже мощный символ, но уже управляемой и конструктивной энергии. Символ силы, пусть даже гнева, но который помогает защитить себя, справиться с проблемами - либидонозный символ). Мы можем наблюдать симпатичный город (сравните с первейшей композицией). Город - это символика Личности. И если в начале город был разрушен, то в завершении он полностью восстановился и готов принять гостей и жителей, что мы и видим на картине. Жители кушают, общаются. Герои не просто лежат и валяются, а умиротворённо сидят на ветке у озера. И заметьте потрясающий символ Любви в руках в правом нижнем углу! Это сторона символизирует социальные аспекты, мужские фигуры в жизни клиента, что может также говорить о принятии и самого себя и мира вообще. Мира доброго и ничем не грозящего. По этим композициям можно говорить и говорить очень много и интересно. И предполагаю и планирую, что это перельётся в более объёмную статью по данному случаю. Моя задача сейчас, была показать возможности песочной sandplay терапии в работе с психологической травмой. Общее количество сессий было 12. Из них 2 встречи с родителями (по немецкой модели детского психотерапевта Гюнтера Хорна). Кроме песочной терапии я применяла, арт-терапию и символдраму. Прошло уже 3 года. Мальчик благополучно учится. "Метеориты" не актуальны. :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|