История падения метеорита или Песочная терапия психологической травмы

Практика психологической работы с клиентами преподносит удивительные вещи. Если бы мне, несколько лет назад сказали бы, что придёт момент и мне придётся помогать людям, которые боятся метеорита, то я посчитала бы это за сюжет из романа научной фантастики. 

Так вот чем я хотела бы поделиться сегодня.

Известно, что понятие психологическая травма ("психическая травма", "психотравма") возникло в рамках теории посттравматического расстройства в конце 80-х годов в кризисной психологии, и означает - "событие, которое воспринимается человеком, как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода" (Черепанова, 1996; Малкина-Пых, 2008, 2010).

Нам, практическим психологам, аналитическим психологам, психоаналитикам, психотерапевтам часто приходится работать с людьми перенесшим психологическую травму, главным содержанием которой составляет УТРАТА веры в то, что жизнь организована в соответствии установленного порядка и поддаётся контролю. То есть люди, дети  в посттравме воспринимают мир как нечто хаотичное и бесконтрольное, в котором дальнейшее существование затруднено, а то и вовсе не возможно.

Ко мне на приём пришёл с мамой мальчик, учащийся младшей средней школы. Мальчик учится хорошо, даже скажем на отлично. Успешен в математике и других дисциплинах. НО случается инцидент, из-за которого мальчик перестает хорошо спать, актуализировались ранние детские страхи, не свойственные возрасту мальчика, и стала снижаться успеваемость. Повысилась тревожность, появилась опасливость. Ухудшились отношения с друзьями. 

Причиной такого состояния оказался...упавший метеорит в Челябинске.

Мальчик не был прямым участником этой катастрофы. Находясь от происшествия за многие тысячи километров, он про эту ситуацию услышал из новостного репортажа. Из теории травматического и посттравматического стресса (Тарабрина, 2001) известно, что события носящие экстремальный характер, выходящие за пределы обычных человеческих переживаний и вызывающие интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности, даже если эти эти события не напрямую влияют на человека, а через средства массвой информации, то травматические события могут оказывать стрессовой воздействие на психику и повлекать за собой симптоматику психологической травмы.

Мальчик посмотрел новости по телевидению, родительских комментариев никаких не было (как в обычной жизни, ребенок посмотрел, мы не заметили, не придали значение. Так бывает). В последующем, ребенок так и не узнал чем закончилось дело и в итоге психика не смогла переработать данную травматичную информацию, заполнив "белые пятна незнания" детской компенсирующей фантазией. Результатом стало появления симптомов повышеной тревоги, появление фобии (страха) и это существенно начало влиять на качество жизни ребенка. Второе, что усугубило переработку информации о данном катастрофичном событии, это то, что мальчик в этот период находился в адаптационном переходном социальном периоде в школе. Адаптация, как известно - это кризисный период и здесь сошлось два фактора: кризисная социальная ситуация с новыми условиями обучения и требованиями к ребенку и восприимчивая психика, не выработавшая еще продуктивные варианты психических защит. 

Запрос мамы: помочь ребенку проработать свои тревоги и избавиться от страха метеорита.

Первое, что я предложила мальчику (после сбора анамнеза в беседе с мамой, после установлении контакта с ребенком) - это работа в психологической песочнице. Я предложила ему построить песочную картину про то, что он услышал в новостях. 

В итоге получилась песочная картина под названием "Метеорит":История падения метеорита или Песочная терапия психологической травмы

В этой песочной композиции мы видем разметанные тела людей и животных, разрушенные поваленные дома, и даже уже скелеты мёртвых тел. Фиолетовый метеорит разрушил город и убил всех. Такую "картинку" нарисовала фантазия ребенка, после того как он посмотрел новостной сюжет. И так как психика, всегда заполняет "белые пятна" неизвестности уже тем материалом бессознательного который накопился у ребенка в процессе его жизни: это эмоции после семейных ситуаций, переживания и страхи детства, мысли и фантазии которые были неотрефлексированы с помощью взрослых - всё это как в алхимическом сосуде находится в постоянном движении и может трансформироваться или в жизненный опыт который позволит продуктивно функционировать в мире, или к примеру, в ситуации кризиса адаптации, как у нашего мальчика, в страхи и фобии, которые влияют на качество жизни.

Что поможет в психокоррекции страха в данном случае?

Первое - реконструирование события (это мы уже сделали).

Второе - завершение события в ресурсном ключе.

В ситуации моего клиента, я начала беседовать о том (обращаясмь к опыту ребенка и к знаниям об окружающем мире), что можно предпринять в данной ситуации, кто помогает в нашем мире людям, у которых случилась беда, кто может помочь этим жителям города (который в песочнице)? В итоге пришли к тому, что это может быть МЧС, скорая помощь, милиция и военные, которые будут помогать и спасать живых, хоронить мертвых, восстанавливать город.

В результате беседы, мальчик захотел провести реконструкцию в своей композиции получилось следующее :

В процессе создания этих двух композиций мы можем наблюдать это замечательное свойсво песочной терапии  - трансформация клиента из "потерпевшего" в "созидателя" своего мира. Теперь, на метафорическом уровне, мир под контролем, мир знаком и я могу быть в нём, не испытывая страх".

Песочная терапия, через контакт с песком и фигурками, даёт возможность "управлять" эмоциями, фантазиями, чувствовать себя самостоятельным и самодостаточным в жизни, используя врожденную креативность фантазии, в ресурсных целях планирования в теме "как жить" и "что делать дальше".

На последующих сессиях сам Метеорит быль уже не столь актуален. Мы смогли уже затронуть темы школы, учёбы, семьи и отношений с братом. В процессе работы были построены ещё песочные композиции, на которых невооружённым глазом, отражая "ландшафт души" можно отследить положительную психодинамику внутрипсихических процессов.

Третья композиция "Надёжное безопасное место" (очень полезная инструкция, а в символдраме называется "мотив") для работы с травмой и стрессом, даётся на начальном протективном этапе):

 Здесь мы уже видим главного героя, в полосатом свитере, отдыхающим в палатке под лесенками. В предыдущей композиции этот герой спасал город после метеорита (это наблюдение дает полезную информацию о том, раз в композиции появляется положительный и сильный, бесстрашный Герой, то это может символизировать ресурстную сильную часть личности клиента, что подтверждает ведущий постулат Юнга, что "психика способна к самоисцелению"). Ура! Лёд сдвинулся! :)

После создалась композиция "Мир хороший и мир плохой":

Здесь некая дифференциация хорошего и плохого, страшного и не очень страшного. А это полезный рефлексивный навык для ребенка - подростка. Это символизация того, что психика в процессе дифференцировала тревогу, выработала ресурсные возможности, что изменило восприятие мира с ориентацией на положительные воспоминания. Здесь герои на отдыхе, а динозавры (символ страха и агрессии) в положенном им уголочке, живут и охраняют Метеорит. Как будто я нашёл в себе силы сдерживать свои тревоги и могу держать свой гнев под контролем. Моё внимание привлекают фигуры жителей мира, тем, что они лежат, вроде бы и отдыхают, но и как-бы беспомощные уязвимые. Но это процесс восстановления. Постепенный процесс.

 

И завершился цикл наших занятий композицией, котору. мальчик назвал "Спокойный луг": 

Мы можем наблюдать сельскую идиллию. Динозавры трансформировались в лошадей (а это тоже мощный символ, но уже управляемой и конструктивной энергии. Символ силы, пусть даже гнева, но который помогает защитить себя, справиться с проблемами - либидонозный символ). Мы можем наблюдать симпатичный город (сравните с первейшей композицией). Город - это символика Личности. И если в начале город был разрушен, то в завершении он полностью восстановился и готов принять гостей и жителей, что мы и видим на картине. Жители кушают, общаются. Герои не просто лежат и валяются, а умиротворённо сидят на ветке у озера. И заметьте потрясающий символ Любви в руках в правом нижнем углу! Это сторона символизирует социальные аспекты, мужские фигуры в жизни клиента, что может также говорить о принятии и самого себя и мира вообще. Мира доброго и ничем не грозящего.

По этим композициям можно говорить и говорить очень много и интересно. И предполагаю и планирую, что это перельётся в более объёмную статью по данному случаю. Моя задача сейчас, была показать возможности песочной sandplay терапии в работе с психологической травмой. 

Общее количество сессий было 12. Из них 2 встречи с родителями (по немецкой модели детского психотерапевта Гюнтера Хорна). Кроме песочной терапии я применяла, арт-терапию и символдраму. Прошло уже 3 года. Мальчик благополучно учится. "Метеориты" не актуальны. :)



Просмотров: 453
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"
  • "Учится, но ничего не делает..." (Про феномен "психологической мастурбации")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • Эссе "символ быка в песочной терапии"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь