Как мотивировать человека? Взгляды разных направлений науки.

- Привет Антон. Куда пропал, чего в сети так давно не появлялся? Чем занят?

- Привет Серёга, я в Краснодаре, в казарме сижу. А у тебя, какие дела?

- Да вот хотел с парнями во дворе потусить, но вместо этого, думаю, пойду лучше курсач писать,… умеешь ты Антон мотивировать!

_______________________________________________________________

Сынок! Подарочные деньги на айпад я спрятала в недрах бардака твоей комнаты. Уберись! И ты найдешь их!

 

Мотивация занимается изучением причин поведения человека.

Этой теме современные ученые уделяют повышенное внимание, поскольку эта тема касается научного объяснения поведения человека и поиску факторов, оказывающих влияние на это поведение.

Проблема мотивации – центральный вопрос ученых, однако во все времена эта проблема ставилась и решалась по-разному.

Древность. Источник поведения – способности души.

С 17 века – физиологические процессы, происходящие в организме  - у животных. У человека – физиологические процессы + «способности души» , относящиеся узко  к мышлению и аффектам. Такое двойственное понимание и объяснение человеческого поведения: дуализм.  В наши дни  - это плюрализм, поскольку это объяснение разделено между различными науками.

Психологи ищут объяснение в психических (душевных) явлениях

Гуманистические науки -  в физиологиии

Биологические науки – в живой природе

Социологи – в процессах, происходящих в обществе.

Все эти объяснения не противоречат,  а дополняют друг друга.

Психологи исходят из того, что все известные и изучаемые в психологии явления так или иначе влияют на поведение, входят в число факторов, мотивирующих это поведение.

Что побуждает  и что регулирует поведение человека? То, что регулирует поведение, отвечает на вопрос «как?». То, что побуждает – на вопрос «почему?».

Факторы, послужившие необходимости выделения мотивации в самостоятельную область знания:

  • До 20 века ученые интересовались тем, как человек познает окружающий мир. Сам человек оказался непознанным.
  • Вопрос о том, чем поведение человека в плане мотивации отличается от поведения животного.
  • Практические нужды. Поиск эффективных средств регуляции поведения для решения практических задач обучения, воспитания, лечения, управления поведением людей в организациях.
  • Термин «мотивация» имеет два основных значения. Широкое и узкое.

    Широкое понятие включает в себя почти все психологические и физиологические особенности человека, многие факторы внешней среды, влияющие на поведение человека.  Это понимание мотивации почти ничего нового не вносит в общепсихологическое понимание и объяснение поведения.

    Мотивация изучает главные психологические образования, определяющие инициацию, направленность и устойчивость поведения. Другие психологические свойства, кроме мотивационных, рассматриваются  в психологии мотивации как инструментальные,  то есть, принимающие участие в регуляции поведения, но не дающие ответа на вопросы, касающиеся его инициации, целенаправленности и устойчивости.

    Узкое понятие: мотивацией называется совокупность конкретных причин, объясняющих поведение человека. Отвечает на вопросы : почему?, ради чего? Зачем? С какой целью? Человек ведет себя определенным образом в данной конкретной ситуации.

    Исследования мотивации в узком смысле слова идут в русле 3 основных направлений:

  • Биофизиологическое. Биологичнеские и физиологические механизмы мотивации. Связаны с динамикой и удовлетворением органических потребностей людей и животных.
  • Бихевиаристское. (поведенческое) направление. НЕпсихологические детерминанты поведения, выступающие в роли внутренних (органических) или внешних(окружающая среда)  стимулов. Формула Стимул-Реакция. Собака Павлова.
  • Психологическое направление. Изучаются психологические факторы, оказывающие влияние на поведение людей.
      Психоаналитический подход
    • Бихевиористский
    • Гуманистический
    • Факторно-аналитический
    • Когнитивистский
    • Социально-психологический.

    Психоаналитический – повышенное внимание к бессознательным и (неосознаваемым процессам. (З.Фрейд, А. Адлер, К Юнг, К..Хорни, Э. Фромм, Г. САливан, Э.Эриксон, Г. Меррей) Изучается глубинная мотивация. Определяемая бессознательным в его психике.

    Бихевиористский – объясняет поведение на основе факторов, являющимися «стимулами». Внутренние и внешние факторы. (Б. Скиннер, А. Бандура)

    Гуманистический – альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Ставка делается на сознание человека. Специально выделяется то, что представляет собой высшие уровни сознания людей. На первый план выводятся  психологические факторы для объяснения поведения людей.

    Факторно-аналитический – характеризуется научной строгостью и экспериментальной ориентированностью. Каждое мотивационное понятие стараются определить как можно точнее, ищут экспериментальные доказательства того, что то или иное мотивационное явление действительно существует. Любой психологический закон, относящийся к мотивации, должен быть экспериментально проверен и подтвержден. (Р.Кеттел, Г. Айзенк)

    Когнитивный  - проблематика мотивации отдельно не выделяется и специально не изучается. Предполагается, что объяснение поведению можно получить на основе изучения законов восприятия и переработки человеком информации.  Не выделяя специально того, что инициирует поведение, направляет его и поддерживает. Трудно выделить отдельных авторов этого направления, поскольку ни один из когнитивных психологов не выступил с заявлением на авторскую концепцию мотивации. Есть некоторые аспекты их теорий личности, которые относятся к когнитивистки понимаемой мотивации поведения.(Дж. Роттер, Д. Келли)

    Социально психологический подход ищет причины поведения человека не в нем самом, а в его взаимоотношениях в обществом и другими людьми. Здесь для объяснения поведения используются многие социально-психологические понятия: социальные роли, групповые процессы, межличностные отношения, социальные нормы и т.д.  Авторов выделить также нелегко, как и в  когнитивном подходе. Примеры  К. Левин, Э. Берн, У. Майшел.

    Одну из первых теорий мотивации предложили представители бихевиоризма Э. Торндайк и Дж. Уотсон. Их концепция сложилась в духе позитивизм и прагматизма, таким образом, бихевиористская теория отождествляла поведение человека и животных, рассматривая человека или животное как организм, как «совокупность реакций». Суть бихевиористского учения о причинах поведения описал М.Г. Ярошевский: «Постоянный стимул, производимый лишением, имел очевидную ценность для выживания в том, что он заставлял организм действовать, что увеличивало возможность того, что животное найдет нечто, что покончит с лишением и позволит ему выжить. Все, что производило сильный стимул – чрезмерная жара и холод, физическое поверждение, отсутствие воды – рассматривалось как источник мотивации». 

    Огюст Конт – французский философ и основатель позитивизма полагал истинным знанием только то, которое мы можем объективно наблюдать и измерять. Исследованию подлежали только наблюдаемые факты. Представители прагматизма У. Джемс и Дж. Дьюри критерием истинности учения полагали практическую пользу. Идею аналогии поведения живых организмов с механизмами высказывал Р.Декарт, рассуждая о «животных духах» в человеческом теле.

    Итак, человека бихевиористы понимают как организм, реагирующий на изменение условий окружающей среды. Поведение человека или животного обуславливается ожиданием положительного подкрепления или попыткой избежать отрицательного. Предмет исследования – наблюдаемое поведение. Исходя из этих положений, мотивация поведения сводится к изменениям условий окружающей среды. Для получения желательных действий их следует положительно подкреплять. Избегать нежелательного поведения следует применяя отрицательное подкрепление.

    Во второй половине ХХ века бихевиористы обращают внимание на поведение человека в обществе, что дает начало новым теориям: оперантного научения Б. Скиннера и социального научения А. Бандуры. Несмотря на социализацию изучаемого «объекта», Б. Скиннер отказывал человеку в признании его как личности. Выводы о  поведении человека делались на основании экспериментов с животными. Приобретение какой-либо формы социального поведения объяснялось следующим образом: те действия, которые в определенной ситуации порождают максимальный эффект при минимальных затратах запоминаются, и далее воспроизводятся  в похожих жизненных ситуациях. 

    Концепция А. Бандуры полагает, что новые формы поведения можно приобрести без внешнего подкрепления, как утверждал Б. Скиннер.  То поведение, которое мы демонстрируем, мы усвоили и продолжаем усваивать, беря пример со значимых для нас людей. Человек учится, наблюдая за другими людьми, при этом активную роль играет познание и мышление. В своей теории А. Бандура отступил от принципов радикального бихевиоризма, отличив человека  от животного,  представив его способным к самонаблюдению и активную реакцию на себя и события в жизни.

    Психоаналитическая теория мотивации.

    Психоаналитическая теория З. Фрейда возникла под влиянием двух концепций: существующей в то время натуралистической и новой – иррационально-феноменологической. С бихевиоризмом Э. Торндайка и инстинктивизмом Мак-Дауголла  З. Фрейда  сближает поиск источника мотивации в физиологических процессах. С философией антропологии и направлениями иррационалистической философии – концепция бессознательного.

    Определенное влияние на развитие психоанализа оказали идеи Шопенгауэра и Ф. Ницше. Основные идеи иррационализма говорят об ограниченных возможностях разума и утверждают иррациональный характер действительности. Учение З. Фрейда о двух базовых инстинктах жизни и смерти отсылает нас к этике абсолютного пессимизма Шопенгауэра, предлагающего искоренить волю к жизни, дабы упростить страдания, и к философии Ф. Ницше, полагавшего в основе всего волю к власти. В своем учении З. Фрейд пытается найти баланс между жизнью и смертью.

    Структура личности по З. Фрейду [Фрейд] состоит из трех областей: ид – бессознательного, эго – сознания и супер-эго – сверхсознания. Бессознательному принадлежат основные биологические импульсы человека, ид руководствуется принципом гедонизма. Их реализации препятствует супер-эго, часть психики, управляющая поведением человека исходя из моральных принципов и чувства долга. Между этими двумя частями психики существует неразрешимый конфликт, который сглаживается применением психологических защитных механизмов. Эго возникает из ид и выполняет роль своеобразного буфера между ид и супер-эго. Эго служит целям ид, однако, вместе с тем, подчиняется принципу реальности. Таким образом, человек удовлетворяет свои неосознанные влечения способом, не осуждаемым в данной культуре.

    Старая сказка на новый лад:

    -Привези мне, батюшка, бусики!

    -А мне, батюшка, зеркальце!

    Сестры говорят из «эго».

    Младшая дочь говорит  из «ид»: Привези мне, батюшка, чудище заморское для утех сексуальных!

    Батюшка=суперэго – хватается за голову и рвет последние седины!

    И дочка говорит из «эго»: Ну, хорошо, хорошо! Это была оговорочка по Фрейду!!!! на самом деле мне нужен цветочек аленький! Его и привези, батюшка!

    Налицо конфликт между не принятой природой и не понятой культурой.

    Психоаналитическая теория основывается на предположении о существовании двух врожденных бессознательных влечений – инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), которые находятся в конфликте. Эти  инстинкты находятся в составе бессознательной части личности, не осознаются человеком, однако, управляют его поведением.

    Основным методом познания бессознательного З. Фрейд считает толкование сновидений. Сновидения, по З. Фрейду – это попытка фантастического исполнения тайных желаний. «Сравнивая большое количество толкований сновидений, я в состоянии последовательно показать вам, что проделывает работы сновидения с материалом скрытых его мыслей». Для бессознательного безразлично как достигается удовлетворение инстинктов – в физической реальности или в воображаемом мире сновидений. Такая постановка вопроса еще более подчеркивает иррациональность теории З. Фрейда.

    И, поскольку, человек не осознает психологические силы, управляющие его поведением, то  не может дать себе отчета в истинных мотивах своих действий.

    Гуманистический подход к мотивации человека.

    Гуманистическое направление, названное А. Маслоу «психологией третьей силы», в психологии возникло как протест бихевиоризму и психоанализу, отказывающим человеку в осознанности. Философской основой для гуманистической психологии стал экзистенционализм -  философское направление, развивающееся в ХХ веке наряду с персонализмом и философией антропологии. Экзистенционализм утверждает полную ответственность человека за свою жизнь и судьбу, не принимая положение о влиянии на личность человека генетических факторов и факторов окружающей среды. Жан-Поль Сартр, представитель этого философского течения выразил это утверждение в принципах экзистенционализма: "Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма".  По мнению экзистенционалистов, каждый человек обязан найти смысл жизни в абсурдном мире, который ничто без присутствия этого человека. Каждому предоставлена свобода выбора, от которого зависит то, кем или чем он станет. Каждый волен сделать себя таким, каков он хочет быть. Также экзистенционалисты подчеркивают субъективность реальности. Человек, наделенный свободой выбора несет личную ответственность за реализацию как можно большего количества своих возможностей, и только тогда он живет полной насыщенной жизнью. Для его становления, или, словами А. Маслоу, «самоактуализации», недостаточно удовлетворения только биологических потребностей, поскольку в этом случае жизнь станет бессмысленной, что с экзистенциальной точки зрения, является предательством себя. «Быть человеком – в смысле принадлежать от рождения к человеческому роду – должно означать также возможность стать человеком», - писал А. Маслоу в предисловии к своему труду.

    А. Маслоу отразил взгляды экзистенционализма в своей теории мотивации. Исходя из принципов гуманистической психологии, он попытался объяснить поведение человека, взглянув не него как на единое целое: «Наше первое положение гласит, что личность представляет собой интегрированное, организованное целое». и далее: «Это положение … предполагает, что мотивирована скорее личность в целом, недели отдельная ее часть». Рассмотрение человека в качестве  личности, а не  организма является новым, противоположным бихевиоризму, и отражал экзистенциальные идеи. В отличие от психоаналитиков, исследующих неврозы, гуманистические психологи взяли в центр своего внимания здоровую развивающуюся личность.

    Исходя из этого положения, А. Маслоу  разработал теорию мотивации человека. Считая, что человек может быть счастливым только в том случае, если достигнет самоактуализации, эту потребность (потребность в самоактуализации ) автор теории поместил на самую вершину своей знаменитой «пирамиды Маслоу». Разработав положение о том, что человек имеет потребности различных уровней: высшие и низшие, А. Маслоу  раcположил их в виде пирамиды, соблюдая иерархию.  Иерархия потребностей, по А. Маслоу выглядит следующим образом: на первом уровне располагаются  физиологические потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Далее, после удовлетворения физиологических потребностей, человек начинает испытывать потребность в безопасности. Это – второй уровень пирамиды, если потребности второго уровня удовлетворены, человек начинает испытывать потребность в любви и принадлежности к группе, то есть, переходит на третий уровень пирамиды. Далее, по А.Маслоу, на четвертом уровне входит в свои права потребность в уважении, и, после ее удовлетворения, человек, а, лучше сказать, личность получает возможность испытать потребность в самоактуализации – реализовать себя. «Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».

    Мотивировать человека, а, точнее, личность, А. Маслоу предполагает созданием  условий для удовлетворения следующей в иерархии потребности, исходя из нужд каждой личности. Автор  теории предполагает, что стремящаяся самоактуализации личность будет развиваться именно таким образом. Поэтому, предсказать ее поведение достаточно просто: если человек был голоден, а теперь сыт, он будет стремиться получить жилье и стабильность, и далее по списку.

    Факторно-аналитический подход.

    Факторно-аналитический подход к мотивации человека был ориентирован на экспериментальное изучение индивидуальных различий личности. Основанием для возникновения этих теорий послужило не какое-либо новое философское направление, а возникновение факторного анализа как инструмента классификации признаков. Основные идеи факторного анализа предложил Ч. Спирмен – психолог, занимающийся исследованием умственных способностей. Благодаря созданию метода факторного анализа, личность стала рассматриваться как совокупность черт, в отличие от  взглядов на личность гуманистических психологов как на единое целое.

    В теории Р.Б. Кэтелла, основанной на теории черт,  сущность личности формируют ее динамические черты. Психологическое исследование личности и ее мотивации должно быть подчинено выявлению законов поведения людей в типичных социальных ситуациях. 

    Факторно-аналитическая теория личности создана Г.Ю. Айзенком. Она построена по иерархическом типу и включает в себя следующие психодинамические свойства: экстраверсия-интроверсия, нейротизм и психотизм.  Заслуживает упоминания теория Дж.П. Гилфорда, выделявшего в структуре личности три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу. Поведение определяется чертами личности, считают психологи, использующие факторно-аналитический подход.  Пытаясь изучить личность как можно глубже и точнее, ученые вновь не устояли перед искушением разложить ее на более простые для понимания черты. Однако, предсказать поведение личности в различных ситуациях, опираясь на теорию черт, оказалось не всегда возможным, поскольку обнаружилось наличие  двух типов черт личности: базисных и ситуационных. Базисные черты личности проявляются всегда и везде, ситуационные – в исключительных случаях или эпизодах жизни.

    Когнитивный подход

    В  направлении выделения отдельной сферы психического для ее изучения действуют и когнитивные психологи. Как следует из названия направления, его представители занимаются изучением познавательной сферы человека.

    На этот подход оказала влияние философия прагматизма и, возникшая на базе этих идей, психология Д.Дьюри. Представитель когнитивного направления в психологии Дж. Келли руководствовался взглядами как прагматизма, так и семантической теории А. Коржибски – философа, основателя общей семантики. Философское течение прагматизм критерием истинности полагает практику. Интеллектуальная деятельность в прагматизме рассматривается как способ, средство планирования и проектирования действий, приводящих  к успеху в достижении цели «заинтересованного субъекта». В связи с обязательностью практики, философия прагматизма  находится в интересе по отношению к изучению поведения человека. Поведение человека в прагматической парадигме детерминируется верой, привычками и убеждениями. Исходя из учения общей семантики А. Коржибски глубина познания людей ограничена особенностями нервной системы и структурой и грамматикой языка. Люди переживают мир не напрямую, а посредством неких «абстракций», образов реальности и образов услышанного. Таким образом, описание реальности отлично от объективной реальности.

    Теорию личностных конструктов, призванную объяснить поведение человека как личности, Дж. Келли создал, опираясь на следующие положения: Поведение людей зависит от их восприятия себя и окружающей среды.  В отношении одного и того же явления или события может быть множество мнений, правильных из которых несколько. Эти правильные, но различные между собой мнения объясняют действительность с различных сторон. Для понимания, объяснения и предсказания поведения человека нужно понимать каким образом этот человек воспринимает окружающий мир. Невозможно найти истинную интерпретацию поведения человека. Люди, действуя, выдвигают гипотезы относительно того, что их интересует, и опытным путем проверяют их на практике. В своих поступках они ориентированы не на прошлое, а на будущее, их поведение регулируется прогнозом на будущие события.

    Реальный мир, по Дж. Келли, для нас искажается в силу нашего его понимания и восприятия. Для каждого существует нечто вроде своей личной картины мира. «Независимо от того, какова природа вещей, или того, чем закончатся поиски истины, события, с которыми мы сталкиваемся сегодня, могут быть истолкованы с помощью столь большого числа конструкций, какое только позволит нам измыслить наш разум». Таким образом, чтобы понять и предсказать поведение человека, следует знать каким образом он прогнозирует будущие события в соответствии со своими личностными конструктами. В отличие от теории черт, Дж. Келли полагает личность системой индивидуальных личностных конструктов, которая судит о мире «накладывая» эти конструкты на реальность. И, также в отличие от теории черт, человек выступает как единое целое, несмотря на то, что  система личностных конструктов находится в состоянии трансформации в связи с приобретаемым опытом и изменяющимися условиями. Некоторые личностные конструкты являются очень устойчивыми, именно на них стоит опираться при прогнозировании поведения  носителя и архитектора этих конструктов.

     Социально-психологический подход.

    В социально-психологическом подходе к мотивации человека ученые считают, что поведение человека обуславливается его взаимоотношениями с обществом,  а также с другими людьми. Вводятся такие понятия, как социальные роли, групповые процессы, межличностные взаимодействия и другие понятия, относимые к области социальной психологии. 

    Возникновение социальной психологии как самостоятельной науки, отличной от философии датируется второй половиной XIX века. Именно в это время двое немецких ученых, изучающих философию и лингвистику, М. Лацарус и Г. Штейнталь   1859 году инициировали выпуск научного журнала «Психология народов и языкознание». Некоторые разделы науки под названием «психологии народов» отражают проблематику современной науки «социальная психология». 

    Социально-психологический подход нашел свое отражение в теориях личности К. Левина [Зейгарник ] и Э. Берна [Берн]. Разработанную им теорию, К. Левин назвал «теорией психологического поля». Теория была разработана под влиянием идей, подчерпнутых из естественно-научных дисциплин, таких как математика и физика, а также под влиянием гештальт-психологии. Психологическое направление гештальт возникло, в свою очередь, из экзистенциальной философии [Гронский]. К. Левин попытался объединить в своей теории как философские научные знания с естественнонаучными. Понятие «жизненное пространство» заимствовано из физики, и означает комплекс реально действующих, воображаемых, существующих, потенциальных, прошлых, будущих и прошлых событий, отраженных в психике человека и влияющих на его поведение. Таким образом, поведение человека можно описать как функцию от этого жизненного пространства. Главным предиктором поведения являются представления человека об окружающем его мире. Этот постулат роднит  теорию К. Левина  с когнитивным подходом.  Система потребностей, создающих напряжения в  психике человека представлена в личностной части жизненного пространства.  Устранения напряжений происходит в определенной ситуации, и пространство ситуаций – вторая часть жизненного пространства, по К.Левину. [Зейгарник] Человек оценивает любую жизненную ситуацию в контексте своих потребностей, и вместе с тем оценивает ее на предмет возможности их удовлетворения.  Чем сильнее потребность человека, тем большую область она занимает в жизненном психологическом пространстве, и тем сильнее мотивирует человека на ее удовлетворение.

    Э. Берн в своей нашумевшей книге «Игры в которые играют люди» пытается дать объяснение поведению человека исходя из созданной им теории транзакционного анализа. Согласно этой теории каждый человек в каждый момент времени находится в одном из трех эго-состояний: ребенок, взрослый и родитель. Поведение личности  обусловлено выбранным на данный момент состоянием. По Э. Берну жизнь  - это игра, представляющая собой системы транзакций с предсказуемым исходом и скрытой мотивацией. Предсказать поведение человека можно, определив его текущее эго-состояние во время общения или другого взаимодействия.

    Более всего проблемой мотивации занимались представители психоанализа, бихевиаризма и гуманистической психологии. То есть в центра изучения были – бессознательные мотивы, стимулы и сознательные решения. Какая из теорий ближе вам, дорогие друзья? Если вы, конечно, мужественно дочитали довольно длинный опус и  имеете свое мнение на этот счет.

    Ваша Ирина Панина 

    Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям!



    Просмотров: 617
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • Детские психотравмы и их влияние на поведение взрослого человека
  • Групповое поведение человека
  • Как стыд влияет на поведение человека.
  • Как самооценка влияет на поведение человека
  • Основные сценарии поведения человека
  • Изменение поведения другого человека. Три вопроса
  • Части. Менеджеры поведения человека
  • Эффективные способы мотивации человека
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • О формировании пищевого поведения человека
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Психическое и психологическое здоровье человека и личности
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Метафорическое описание личности человека
  • Судьбоанализ - теория информационного поля человека в практической психологии. Информация к размышлению.
  • Уважение к личности и ценность человека
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Если у вашего любимого человека пограничное расстройство личности?
  • Психологический ликбез или что нужно знать о психологии человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь