|
Песочная терапия в психокоррекции при функциональном (элективном) мутизме (заметка из опыта работы)Автор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Вчера песочная терапия позволила установить контакт с ребёнком страдающим функциональным мутизмом. Работали в "режиме молчания" (как одно из необходимых правил). После работы в психологической песочнице (а поставленная цель деятельности в песочнице-это диагностика коммуникации, моторики, социальных границ ребенка), ребенок стал контактировать глаза в глаза, моторика рук стала более активной (моторный "ступор" уменьшился). И уже после этого стало возможным порисовать "боюськи" и даже сделать рефлексию эмоций, после занятия, с помощью метафорических карт. Я рада. Есть контакт-будем продвигаться дальше! Мутизм (лат. Mutus - немота) - невозможность говорить при сохранности речевого аппарата. Наиболее частой причиной возникновения мутизма являются психические травмы, играющие роль сверхсильного раздражителя для ослабленных клеток коры головного мозга. Следует различать функциональный мутизм (истерический, возникающий на фоне психотравмы или как ещё определяют элективный, избирательный мутизм) и органический (органические нарушения функций головного мозга). Элективный мутизм - нарушение, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста, и проявляющееся в сознательном избегании речевого общения при преимущественной сохранности речевой функции в ситуациях, являющихся для ребенка психотравмирующими. Впервые об элективном мутизме было сообщено A. Kussmaul в 1877 году, который описал 3 случая того, что он назвал «добровольной афазией» (aphasia voluntaria). Функциональный, элективный мутизм - обратим. Страдающие истерическим мутизмом не могут говорить шепотом, хотя движения губ и языка у них полностью сохранены. Они хорошо понимают устную и письменную речь, могут писать, не делая при этом никаких попыток произнести хотя бы какие-нибудь звуки. Контакт с окружающими такие больные поддерживают при помощи жестов и мимики. При объективном исследовании часто выявляют анестезию или гипестезию мягкого неба и глотки, языка и губ. Пациенты с истерическим мутизмом не выглядят огорченными имеющимся у них расстройством, что резко отличает их от больных с органическими расстройствами речи. Трудности дифференциальной диагностики с органическими расстройствами усугубляются в случае развития невротических нарушений на основе существующих органических симптомов. Если, наряду с неспособностью говорить, выявляется полная потеря слуха с сохранением способности пациента изъясняться посредством письма, говорят о сурдомутизме (лат. surdus - глухой, mutus - немота) - глухонемоте. Мутизм, кроме того, может встречаться при психических расстройствах - депрессивном, кататоническом и психогенном ступоре, при грубых апато-абулических расстройствах. Необходимо отличать функциональный мутизм от органического, или т.н. акинетического мутизма. Этим термином обозначают особое состояние, проявляющееся в отсутствии активных движений и речи вследствие поражения (травма, инсульт, опухоль) активирующих отделов ретикулярной формации, расположенной в оральной части ствола мозга, при сохранности сознания. Клинические проявления данного синдрома расматривают как максимально выраженную недостаточность побуждения к речи. Лечение. Истерический мутизм носит функциональный, обратимый характер, т.к. обусловлен запредельным торможением нейронов речевых центров. Психотравма, сильный стресс могут не только вызвать истерический мутизм, но и снять его. Для лечения истерического мутизма применяют психолого-педагогическую психокоррекцию, психотерапию, медикаментозное лечение (консультации невропатолога). В отечественной литературе чаще всего встречаются термины «избирательный мутизм» и «элективный мутизм». Также употребляются сочетания «ребенок-мутист», «мутичный ребенок», «ребенок, страдающий элективным мутизмом». Психолого-педагогическая помощь детям с элективным мутизмом, учитывая то, что их настоящее неблагополучие уходит корнями в дефицитарность развития в прошлом и делает проблематичным будущее, должна осуществляться в трех пространственно-временных измерениях (по Добридень И. М.): 1. «тогда и там» — за счет позитивного регресса к более ранним формам общения и взаимодействия; 2. «сейчас и здесь» — в виде решения актуальных внутренних и межличностных конфликтов, мотивации отказа от привычных поведенческих стереотипов и овладения адекватными способами адаптации; 3. «вскоре и вблизи» - возвышение самосознания и формирование потребностей в соответствии с индивидуально-личностной зоной ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Основные принципы психолого-педагогической коррекции элективного мутизма у детей (по Добридень И. М.) : Семейно-групповой характер работы, при котором неотъемлемым является участие обоих родителей, особенно отцов. 1. Наглядно-чувственная диагностика проблем ребенка для него самого и его семьи с целью повышения их ответственности за их решение. 2. Эмоционально-стрессовый характер психокоррекционного процесса, во время которого максимальная экспрессивность психотравмирующего переживания сочетается со стремлением получить положительные эмоции, ощутить себя совершающим подвиг (смелости, уверенности, собранности и проч.). 3. Сочетание группового характера психолого-педагогической работы с индивидуализацией задач посредством применения бихевиоральной системы поощряющих, вдохновляющих, принуждающих и наказывающих стимулов и составления "лестницы проблемного поведения" ребенка, что позволяет преодолеть деструктивное поведение, страхи и закрепить адекватные поведенческие модели. Активизация невербальных форм общения (режим молчания, психогимнастика и проч.), как фактор, стимулирующий оживление и доразвитие вербальных способов коммуникации и превращения речевого взаимодействия из избегаемого «врага» в желанного «друга». Комплексная система психолого-педагогической коррекции элективного мутизма состоит из трех этапов, объединенных идейно и тематически: 1. Подготовительный этап (индивидуальные занятия с семьей 1-3 раза в неделю по 1-1,5 часа). 2. Коррекционный этап (непосредственно коррекционная программа 1-3 в неделю, режим по состоянию ребенка) 3. Адаптационный этап (индивидуальные занятия 1-2 раза в месяц).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|