Методика семинара-тренинга «Применение арт-терапии в психосоциальной и психолого-педагогической практике"

Автор статьи: Вадим Тепляков

Аннотация: Данная методика направлена на формирование у специалистов социальной и образовательной сферы методологических представлений и практических навыков применения арт-терапии (психотерапии с применением экспрессивных видов искусства) с различными целевыми группами клиентов: детьми, семьями, лицами, перенесшими кризис, находящихся в состоянии дистресса и др.

Ключевые слова (теги): терапевтические факторы; установление терапевтических отношений; центрированная на клиенте экспрессивная терапия; фактор художественной экспрессии, фактор вербальной обратной  связи,  арт-студия, мультимодальные техники, копинг.

Введение По оценкам специалистов «помогающих» профессий: врачей, психологов, педагогов, социальных работников последнее десятилетие  сопряжено с бурным развитием  в нашей стране различных технологий психосоциальной, психолого-педагогической направленности. Особняком в этом ряду стоит арт-терапия, определяемая нами, как широкое понятие, включающее в себя методологию и практику психотерапии и психокоррекции посредством использования различных видов экспрессивных искусств.

      Наиболее близкими автору являются теоретико-практические позиции А.И.Копытина, в части системного описания арт-терапии; М.Бетенски, в части феноменологического, функционально-структурного подхода в арт-терапии; Н.Роджерс ,в части центрирования арт-терапевтического процесса

на изменениях в личности клиента.

       На наш взгляд ,проблемы  методической и практической подготовки специалистов, оказывающих психологическую помощь , лежат в сфере малой доступности практических методик (техник) с одной стороны и недостаточной практической подготовленностью первичных специалистов-с другой.

       Данная методика была разработана и реализована автором  на базе  ОГУ «Центр социально-психологической реабилитации населения»,ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Орла»,Консультативного центра «Профи»,ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям Заводского района г.Орла» в течение 2002 – 2009г.г. и отличается краткосрочностью, доступностью, интенсивностью.

     Эффективность методики достигается за счет  «погружения» участников семинара в процесс, использования активных форм обучения, восхождения от простого к сложному, от частного к общему, от слабости к силе, от непонимания к прояснению. Программа тренинга позволяет участникам познакомиться и практически освоить работу с рисунком, телом, музыкой, песком и в результате дискуссий определить  «сильные» и «слабые» стороны той или иной техники. На выходе каждый участник получает электронную версию банка арт-терапевтических методик, серию статей  ведущих арт-терапевтов России и зарубежья.

   

Цель и задачи методики:Цельюметодики является формирование методологического базиса и практического инструментария арт-терапевта у специалистов, работающих  в сфере психосоциальных и психолого-педагогичесих услуг.

   Задачи методики:

1.Знакомство участников семинара с основными понятиями арт-терапии, этапами и ведущими терапевтическими факторами.

2. Практическое освоение техник разогрева в арт-терапии. Конструктированиями тематических техник.

3.Практическое освоение техник актуализации и прояснения проблем в арт-терапии. Конструктирование мультимодальных техник.

4.Синтезирование копинг-стратегий клиента и создание предметных композиций на основе песочницы.

5. Определение достоинств и ограничений арт-терапии в работе с различными целевыми группами клиентов.

Технология

    1.Наименование этапа: Ознакомительный.

Содержание этапа: Знакомство участников семинара с основными понятиями, многообразием форм и методов современной арт-терапии (лекционное сообщение ,компьютерная презентация).

Продолжительность: 1 час.

Необходимые ресурсы : доска для письма, проектор.

     2.Наименование этапа: Погружение в метод. Разогрев.

Содержание этапа: Техника «Рекламный плакат к фильму» Участникам группы предлагается представить себя в роли автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли фильма о собственной жизни. Фильм ,либо какая-то из его частей, отсняты, и авторам предлагается создать рекламный плакат (постер), который отражал бы содержание фильма. Для изготовления плаката можно использовать любые изобразительные средства.

     По окончании изобразительной деятельности проводится шеринг , ведущий задает вопросы: «Как возникали идеи по поводу фильма? Какие чувства при этом испытывались? Как происходил процесс создания плаката? Что чувствуют участники группы по окончании обсуждения?»

    В заключение  проводится дискуссия по вопросам практического применения данной техники с различными целевыми группами клиентов.

Продолжительность: 50 мин.

Необходимые ресурсы : изобразительные материалы: краски, фломастеры, карандаши, пастель, бумага для рисования различных форматов, иллюстрированные журналы(для коллажирования), ножницы, клей, кисти различных форматов.

 

   3.Наименование этапа: Развитие динамики внутригруппового взаимодействия.

Содержание этапа: Техника «Создание совместных творческих проектов». Участникам группы предлагается, разбившись на микро-группы по 2-3 чел., создать совместный творческий проект на свободную тему. Техника исполнения и форма так же не регламентированы. Основным ограничением для участников является запрет на использование вербальных средств в процессе

создания проекта. Причем его замысел так же не проговаривается участниками.

В качестве фасилитирующих (облегчающих) взаимодействие средств допускается использование жестов, мимики, тактильных контактов.

   По окончании совместной работы запрет  на вербальное общение снимается,

и участники в микрогруппах делятся впечатлениями от процесса. Затем проходит общий шеринг, и любой из участников может поделиться своим   

чувствованием и пониманием  произошедшего.

   В заключение  проводится дискуссия по вопросам практического применения данной техники с различными целевыми группами клиентов.

Продолжительность:1час 20 мин.

Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе.

    4.Наименование этапа: Актуализация и прояснение проблемных зон.

Содержание этапа: Техника «Трансгрессии».Техника выполняется индивиду

ально. В начале участниками прослушивается музыкальное произведение продолжительностью 4-6 мин, при этом им предлагается сосредоточиться

на прослушивании, обратить внимание на образы, которые вызывает музыка.

После прослушивания участникам предлагается, используя различные средства, изобразить на бумаге те образы, которые возникают в процессе прослушивания.

  То же самое произведение воспроизводится вновь. Рисование длится до тех пор, пока звучит музыка. Затем ведущий предлагает участникам отложить

изобразительную работу и подвигаться (потанцевать, походить) под ту же музыку.

   По окончании движения ведущий предлагает участникам описать в любой форме (прозаической, стихотворной) свои чувства по поводу музыки. На заключительном этапе ведущий предлагает участникам вернуться к первоначальному рисунку и завершить его, при необходимости внося изменения и коррективы. По окончании работы проводится вербальная обратная связь в микрогруппах.

Продолжительность:1час 50 мин.

Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе + аудиозапись, средства воспроизведения; требования к музыке: произведение должно быть малоизвестным, иметь структуру драматического произведения, не содержать вербальных текстов.

  5.Наименование этапа: Терминация.

Содержание этапа: Завершение первого тренингового дня. Ведущий просит участников поделиться своими впечатлениями от процесса, рассказать об эмоциональном состоянии, физическом самочувствии, комментирует актуальные состояния участников. Высказываются пожелания по поводу следующего дня тренинга.

Продолжительность:1час 20 мин.

  6.Наименование этапа: Уточнение актуального статуса участников. Разогрев.

Содержание этапа: Начало второго тренингового дня. Ведущий проводит шеринг. Участники дают вербальную обратную связь по поводу процесса,

делятся своими ожиданиями  от предстоящей работы.

Техника «Бассейн» Ведущий на листе бумаги А-3 схематически изображает плавательный бассейн в разрезе , на схеме необходимо изобразить разные по глубине участки бассейна, вход и выход, лесенку, стартовую тумбу, вышку для прыжков в воду и другие детали, по усмотрению ведущего. Затем каждому участнику предлагается представить себя в таком бассейне и фломастером определенного цвета позиционировать себя на схеме.

  При этом участникам предлагается прокомментировать свои ощущения, чувства, мысли по поводу позиционирования, далее происходит дискуссия по поводу использования расширенных метафор, как средства актуализации и управления проблемными состояниями клиентов.

Продолжительность:1час 40 мин.

Необходимые ресурсы : Бумага для рисования , разноцветные фломастеры.

  7.Наименование этапа: Формирование копинг - стратегий клиента посредством создания предметных композиций.

Содержание этапа: Техника «Внешние и внутренние ресурсы личности» Участникам предлагается из половины ватмана изготовить лоток с высотой борта 5-6 см, выкрасив его внутреннюю часть в голубой, светло-синий

цвет. Затем в лотке участникам предлагается создать композицию на основе песка.При этом в композицию можно помещать любые объекты, предметы

 (в т.ч. личные участников) использовать природный материал и др. Основная задача создания композиции: в символической форме отразить основные ресурсы (материальные, культурно-духовные и др.), которые обеспечивают жизнедеятельность конкретного участника группы. .Если у кого-то возникают трудности с созданием ассоциативной композиции, то можно разместить предметы в лотке по принципу: «мне так нравится».Недостающие для композиции образы-предметы следует изготовить самостоятельно.

  По окончании работы каждый участник осуществляет презентацию композиции остальной группе, рассказывает о том, что происходило, как происходило, что чувствуется и понимается здесь и теперь.

   В заключение ведущий предлагает вниманию участников матрицу интерпретации  наличных ресурсов.

Продолжительность: 2 часа.

Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе + природный материал, песок, камушки, миниатюрные фигурки, фольга, пластилин, предметы быта и др.

  8.Наименование этапа: Проверка на экологию, интеграция образа «Я».

Терминация.

Содержание этапа: Техника «Автопортрет». Каждому участнику

предлагается выбрать (изготовить) специальный лист бумаги, на котором можно изобразить фигуру в полный рост.  Затем необходимо попросить любого партнера по группе либо ведущего обвести фигуру на бумаге. Далее каждому предлагается создать собственный автопортрет: реалистичный, символический ,желаемый (кто как захочет и сможет).  Полученные работы развешиваются на стенах помещения, причем каждый участник определяет сам место

размещения автопортрета .Ведущий просит группу разместиться напротив

получившейся экспозиции и предлагает каждому участнику установить коммуникацию с автопортретом, а затем  обратиться к группе с пожеланием, это так же может быть представление (перформанс) с использованием автопортрета. . Ведущий может стимулировать участников напоминанием об окончании работы в группе.

   Ведущий завершает работу второго дня и тренинга в целом шерингом, пожеланиями каждому участнику.

   В заключении семинара проводится дискуссия о возможностях и ограничениях применения арт-терапии с различными целевыми группами клиентов.

Продолжительность: 3 часа.

Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе.

Мониторинг

   Базовый мониторинг ориентирован на выяснение уровня интереса и ЗУН специалистов в сфере  арт-терапии  и арт-педагогики на момент

 начала семинара-тренинга и осуществляется путем анкетного опроса в течение 10 мин, во время процедуры регистрации участников.

    Текущий мониторинг проводит ведущий во время семинара-тренинга, используя в дискуссиях элементы фокус-группового интервью.

    Итоговый мониторинг проходит в течение 10 мин по окончании семинара

по матрице базового.

Оценка эффективности

   В ходе реализации данной методики в течение 2002-2011г.г.

достигнуты следующие практические результаты:

  • Число участников составило 348 чел.;
  • Уровень осведомленности в сфере арт-терапии и арт-педагогики

             в  профессиональном сообществе вырос с 34,5% до  84,8% .

     Уровень практических (технических) умений как удовлетворитель

ный оценивают  48,6%, как  хороший 18,7% участников.

      Планируют использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности 80,5% участников.

Список литературы

 1.А.И.Копытин  «Теория и практика арт-терапии»,СПБ, «Питер»,2002г.

 2.А.И.Копытин «Основы арт-терапии»,СПБ, «Лань»,1999г.

3. Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская

«Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»,М, «Академия»,

  2001г.



Просмотров: 629
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Трудности начального этапа терапии
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Сценарии жизни: 3 этапа создания счастливого будущего
  • Влюбленность и разочарование: два этапа одного процесса
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Три этапа психотерапии
  • Переживание - содержание и цель терапии
  • Как встречать трудности с улыбкой: 4 этапа выхода из любого кризиса
  • Начало терапии. Содержание телефонного разговора.
  • Продолжительность терапии при панических атаках
  • Как достичь заветной цели: 4 этапа, которые изменят вашу жизнь
  • Психолог нещадно бьет пощечины участникам тренинга! К чему бы это?
  • Измена-конец отношений или начало нового этапа в отношениях?
  • Зависимые отношения: роли участников и основные признаки.
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Почему некоторым участникам тренинга не удается получить то, что заявлено в запросе?
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников.
  • "Микро-твит": Два Этапа Любых Проблем
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников. Продолжение.
  • 3 этапа внутренних изменений при работе с семейно-родовыми взаимосвязями
  • Четыре этапа семейного кризиса
  • Путь к любви. Три этапа доверия
  • Четыре этапа воспитания детей.
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь