|
Методика семинара-тренинга «Применение арт-терапии в психосоциальной и психолого-педагогической практике"Автор статьи: Вадим Тепляков
Аннотация: Данная методика направлена на формирование у специалистов социальной и образовательной сферы методологических представлений и практических навыков применения арт-терапии (психотерапии с применением экспрессивных видов искусства) с различными целевыми группами клиентов: детьми, семьями, лицами, перенесшими кризис, находящихся в состоянии дистресса и др. Ключевые слова (теги): терапевтические факторы; установление терапевтических отношений; центрированная на клиенте экспрессивная терапия; фактор художественной экспрессии, фактор вербальной обратной связи, арт-студия, мультимодальные техники, копинг. Введение По оценкам специалистов «помогающих» профессий: врачей, психологов, педагогов, социальных работников последнее десятилетие сопряжено с бурным развитием в нашей стране различных технологий психосоциальной, психолого-педагогической направленности. Особняком в этом ряду стоит арт-терапия, определяемая нами, как широкое понятие, включающее в себя методологию и практику психотерапии и психокоррекции посредством использования различных видов экспрессивных искусств. Наиболее близкими автору являются теоретико-практические позиции А.И.Копытина, в части системного описания арт-терапии; М.Бетенски, в части феноменологического, функционально-структурного подхода в арт-терапии; Н.Роджерс ,в части центрирования арт-терапевтического процесса на изменениях в личности клиента. На наш взгляд ,проблемы методической и практической подготовки специалистов, оказывающих психологическую помощь , лежат в сфере малой доступности практических методик (техник) с одной стороны и недостаточной практической подготовленностью первичных специалистов-с другой. Данная методика была разработана и реализована автором на базе ОГУ «Центр социально-психологической реабилитации населения»,ОГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Орла»,Консультативного центра «Профи»,ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям Заводского района г.Орла» в течение 2002 – 2009г.г. и отличается краткосрочностью, доступностью, интенсивностью. Эффективность методики достигается за счет «погружения» участников семинара в процесс, использования активных форм обучения, восхождения от простого к сложному, от частного к общему, от слабости к силе, от непонимания к прояснению. Программа тренинга позволяет участникам познакомиться и практически освоить работу с рисунком, телом, музыкой, песком и в результате дискуссий определить «сильные» и «слабые» стороны той или иной техники. На выходе каждый участник получает электронную версию банка арт-терапевтических методик, серию статей ведущих арт-терапевтов России и зарубежья.
Цель и задачи методики:Цельюметодики является формирование методологического базиса и практического инструментария арт-терапевта у специалистов, работающих в сфере психосоциальных и психолого-педагогичесих услуг. Задачи методики: 1.Знакомство участников семинара с основными понятиями арт-терапии, этапами и ведущими терапевтическими факторами. 2. Практическое освоение техник разогрева в арт-терапии. Конструктированиями тематических техник. 3.Практическое освоение техник актуализации и прояснения проблем в арт-терапии. Конструктирование мультимодальных техник. 4.Синтезирование копинг-стратегий клиента и создание предметных композиций на основе песочницы. 5. Определение достоинств и ограничений арт-терапии в работе с различными целевыми группами клиентов. Технология 1.Наименование этапа: Ознакомительный. Содержание этапа: Знакомство участников семинара с основными понятиями, многообразием форм и методов современной арт-терапии (лекционное сообщение ,компьютерная презентация). Продолжительность: 1 час. Необходимые ресурсы : доска для письма, проектор. 2.Наименование этапа: Погружение в метод. Разогрев. Содержание этапа: Техника «Рекламный плакат к фильму» Участникам группы предлагается представить себя в роли автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли фильма о собственной жизни. Фильм ,либо какая-то из его частей, отсняты, и авторам предлагается создать рекламный плакат (постер), который отражал бы содержание фильма. Для изготовления плаката можно использовать любые изобразительные средства. По окончании изобразительной деятельности проводится шеринг , ведущий задает вопросы: «Как возникали идеи по поводу фильма? Какие чувства при этом испытывались? Как происходил процесс создания плаката? Что чувствуют участники группы по окончании обсуждения?» В заключение проводится дискуссия по вопросам практического применения данной техники с различными целевыми группами клиентов. Продолжительность: 50 мин. Необходимые ресурсы : изобразительные материалы: краски, фломастеры, карандаши, пастель, бумага для рисования различных форматов, иллюстрированные журналы(для коллажирования), ножницы, клей, кисти различных форматов.
3.Наименование этапа: Развитие динамики внутригруппового взаимодействия. Содержание этапа: Техника «Создание совместных творческих проектов». Участникам группы предлагается, разбившись на микро-группы по 2-3 чел., создать совместный творческий проект на свободную тему. Техника исполнения и форма так же не регламентированы. Основным ограничением для участников является запрет на использование вербальных средств в процессе создания проекта. Причем его замысел так же не проговаривается участниками. В качестве фасилитирующих (облегчающих) взаимодействие средств допускается использование жестов, мимики, тактильных контактов. По окончании совместной работы запрет на вербальное общение снимается, и участники в микрогруппах делятся впечатлениями от процесса. Затем проходит общий шеринг, и любой из участников может поделиться своим чувствованием и пониманием произошедшего. В заключение проводится дискуссия по вопросам практического применения данной техники с различными целевыми группами клиентов. Продолжительность:1час 20 мин. Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе. 4.Наименование этапа: Актуализация и прояснение проблемных зон. Содержание этапа: Техника «Трансгрессии».Техника выполняется индивиду ально. В начале участниками прослушивается музыкальное произведение продолжительностью 4-6 мин, при этом им предлагается сосредоточиться на прослушивании, обратить внимание на образы, которые вызывает музыка. После прослушивания участникам предлагается, используя различные средства, изобразить на бумаге те образы, которые возникают в процессе прослушивания. То же самое произведение воспроизводится вновь. Рисование длится до тех пор, пока звучит музыка. Затем ведущий предлагает участникам отложить изобразительную работу и подвигаться (потанцевать, походить) под ту же музыку. По окончании движения ведущий предлагает участникам описать в любой форме (прозаической, стихотворной) свои чувства по поводу музыки. На заключительном этапе ведущий предлагает участникам вернуться к первоначальному рисунку и завершить его, при необходимости внося изменения и коррективы. По окончании работы проводится вербальная обратная связь в микрогруппах. Продолжительность:1час 50 мин. Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе + аудиозапись, средства воспроизведения; требования к музыке: произведение должно быть малоизвестным, иметь структуру драматического произведения, не содержать вербальных текстов. 5.Наименование этапа: Терминация. Содержание этапа: Завершение первого тренингового дня. Ведущий просит участников поделиться своими впечатлениями от процесса, рассказать об эмоциональном состоянии, физическом самочувствии, комментирует актуальные состояния участников. Высказываются пожелания по поводу следующего дня тренинга. Продолжительность:1час 20 мин. 6.Наименование этапа: Уточнение актуального статуса участников. Разогрев. Содержание этапа: Начало второго тренингового дня. Ведущий проводит шеринг. Участники дают вербальную обратную связь по поводу процесса, делятся своими ожиданиями от предстоящей работы. Техника «Бассейн» Ведущий на листе бумаги А-3 схематически изображает плавательный бассейн в разрезе , на схеме необходимо изобразить разные по глубине участки бассейна, вход и выход, лесенку, стартовую тумбу, вышку для прыжков в воду и другие детали, по усмотрению ведущего. Затем каждому участнику предлагается представить себя в таком бассейне и фломастером определенного цвета позиционировать себя на схеме. При этом участникам предлагается прокомментировать свои ощущения, чувства, мысли по поводу позиционирования, далее происходит дискуссия по поводу использования расширенных метафор, как средства актуализации и управления проблемными состояниями клиентов. Продолжительность:1час 40 мин. Необходимые ресурсы : Бумага для рисования , разноцветные фломастеры. 7.Наименование этапа: Формирование копинг - стратегий клиента посредством создания предметных композиций. Содержание этапа: Техника «Внешние и внутренние ресурсы личности» Участникам предлагается из половины ватмана изготовить лоток с высотой борта 5-6 см, выкрасив его внутреннюю часть в голубой, светло-синий цвет. Затем в лотке участникам предлагается создать композицию на основе песка.При этом в композицию можно помещать любые объекты, предметы (в т.ч. личные участников) использовать природный материал и др. Основная задача создания композиции: в символической форме отразить основные ресурсы (материальные, культурно-духовные и др.), которые обеспечивают жизнедеятельность конкретного участника группы. .Если у кого-то возникают трудности с созданием ассоциативной композиции, то можно разместить предметы в лотке по принципу: «мне так нравится».Недостающие для композиции образы-предметы следует изготовить самостоятельно. По окончании работы каждый участник осуществляет презентацию композиции остальной группе, рассказывает о том, что происходило, как происходило, что чувствуется и понимается здесь и теперь. В заключение ведущий предлагает вниманию участников матрицу интерпретации наличных ресурсов. Продолжительность: 2 часа. Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе + природный материал, песок, камушки, миниатюрные фигурки, фольга, пластилин, предметы быта и др. 8.Наименование этапа: Проверка на экологию, интеграция образа «Я». Терминация. Содержание этапа: Техника «Автопортрет». Каждому участнику предлагается выбрать (изготовить) специальный лист бумаги, на котором можно изобразить фигуру в полный рост. Затем необходимо попросить любого партнера по группе либо ведущего обвести фигуру на бумаге. Далее каждому предлагается создать собственный автопортрет: реалистичный, символический ,желаемый (кто как захочет и сможет). Полученные работы развешиваются на стенах помещения, причем каждый участник определяет сам место размещения автопортрета .Ведущий просит группу разместиться напротив получившейся экспозиции и предлагает каждому участнику установить коммуникацию с автопортретом, а затем обратиться к группе с пожеланием, это так же может быть представление (перформанс) с использованием автопортрета. . Ведущий может стимулировать участников напоминанием об окончании работы в группе. Ведущий завершает работу второго дня и тренинга в целом шерингом, пожеланиями каждому участнику. В заключении семинара проводится дискуссия о возможностях и ограничениях применения арт-терапии с различными целевыми группами клиентов. Продолжительность: 3 часа. Необходимые ресурсы : те же, что и на втором этапе. Мониторинг Базовый мониторинг ориентирован на выяснение уровня интереса и ЗУН специалистов в сфере арт-терапии и арт-педагогики на момент начала семинара-тренинга и осуществляется путем анкетного опроса в течение 10 мин, во время процедуры регистрации участников. Текущий мониторинг проводит ведущий во время семинара-тренинга, используя в дискуссиях элементы фокус-группового интервью. Итоговый мониторинг проходит в течение 10 мин по окончании семинара по матрице базового. Оценка эффективности В ходе реализации данной методики в течение 2002-2011г.г. достигнуты следующие практические результаты:
в профессиональном сообществе вырос с 34,5% до 84,8% . Уровень практических (технических) умений как удовлетворитель ный оценивают 48,6%, как хороший 18,7% участников. Планируют использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности 80,5% участников. Список литературы 1.А.И.Копытин «Теория и практика арт-терапии»,СПБ, «Питер»,2002г. 2.А.И.Копытин «Основы арт-терапии»,СПБ, «Лань»,1999г. 3. Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»,М, «Академия», 2001г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|