Переживание - содержание и цель терапии

         Если сформулировать цель психотерапии как переживание клиента, т.е. помощь ему в восстановлении способности переживать все то, что происходит с ним в процессе жизни, принимать ее многоликость, то, пожалуй, реакция в среде профессионалов на такую попытку будет неоднозначной. Кто-то согласится, кто-то возмутится, ну а кто-то пойдет дальше, добавив от себя: и цель и содержание терапии в «одном флаконе».

        Ни в коей мере не отвергая некой наследственной и средовой обусловленности личности, мы можем признать, что человек сам создает свою жизнь – свои мысли, совершает свои поступки, создает свои отношения… И он каким-то, свойственным ему характерным образом  это все переживает, испытывая определенные  чувства. Когда же этот естественный процесс переживания прерывается, например, в форме отказа от переживания, (например, не пережил потерю близкого человека, не пережил развод или иное травмирующее психику событие, вытеснил незавершенный конфликт или соскользнул в зону комфорта посредством «известных» приемов) то, как следствие, появляется и проявляется симптом или симптомы. Они «кричат» о себе, лишают покоя и омрачают жизнь в целом.

      Переживание в контексте нашего разговора может восприниматься как синоним некой данности чувств индивида, как психическая деятельность по адаптации, «перевариванию» событий поля. Сами же переживания соответствуют динамике поля, смене фигуры и фона, выражаясь языком гештальт-подхода.

        Далее уместно обратиться к понятию поля. Оно, хоть и обладает признаками структуры, в то же время представляет собой процесс, череду феноменов. А феномен, в свою очередь, является ничем иным как фактом сознания. Вот так: и сложно и просто одновременно.

       Если же погрузиться в переживания (понимай – чувства) полностью, слиться  с ними, то мы вряд ли сможем узнать, каким будет наш следующий шаг. Если же мы, «убежав от переживаний», определенно знаем, что будет дальше, и что мы предпримем буквально, то это будет свидетельством того, что мы живем исключительно в разуме, пользуемся своей «рабочей» концепцией, а, может, даже и внутренней идеологией. Это как две крайности, два несоединимых полюса, отчего и страдает человек разобщенный внутренне, разделенный на свою природную и рациональную, «культурную» часть. Отсюда задача – помочь клиенту через переживание обрести целостность.

       В работе с клиентом на сессии, если он каким  - то образом проявляет свои чувства  - будь то вербально или не вербально - стоит обратить внимание на то, что с ним происходит. Спросить, как он относится к своему чувству? Таким способом в терапевтическом диалоге у обеих сторон появляется возможность исследовать  динамику феноменов поля – смены фигуры и фона, отследить возможные закономерности. По сути, такое поведение терапевта дает возможность клиенту побыть в переживании, в чувстве, а не рационализациях и концепциях, часто устаревших и не работающих ему во благо, однако  способных все и вся объяснить и оправдать. Именно переживание, в силу своей целительной миссии, способно: вначале подвести клиента к сомнению в жизнеспособности  своих концепций, а позже - и скорректировать их в сторону большей реалистичности и пользы для личности.

     Не редко от клиента можно услышать жалобу, как ему плохо, и просьбу сделать с этим что-нибудь. Скорее всего, клиент поступает как младенец, абсолютно не способный дифференцировать свой внутренний мир – эмоции, желания, чувства, потребности... И если терапевт из самых благих побуждений броситься «утирать сопли и слезы клиента-ребенка», то вряд ли это послужит пользе последнего – как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Чтобы вырасти в зрелую личность, способную опираться на себя, клиенту необходимо помочь научиться разбираться в своих чувствах и освоить навыки взрослого обращениями со своими  переживаниями.



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Самое точно предсказание. Что будет с вами, если вы начнете продавать свои услуги?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Переживание чувства утраты родителями после каминг-аута их ребенка
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности
  • «Уходя, забери с собой свою маму». Как помочь клиенту снять материнскую проекцию с себя.
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Чтобы изменить свою жизнь, измените свои мысли!
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Если просим прощения через чувства, то мы каемся, если через вещи – откупаемся
  • Утешайте внутреннего ребенка и признавайте свои переживания.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Процесс переживания потери близкого человека
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Какой будет карьера и жизнь в ближайшие 10 лет? Вряд ли Вы к этому готовы!
  • Почему важно опираться на свои чувства?
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • О том, почему так важно переживать свои чувства
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Переживание бессмысленности жизни в процессе психотерапии
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь