|
Переживание - содержание и цель терапииАвтор статьи: Тарасенко Владимир Анатольевич
Если сформулировать цель психотерапии как переживание клиента, т.е. помощь ему в восстановлении способности переживать все то, что происходит с ним в процессе жизни, принимать ее многоликость, то, пожалуй, реакция в среде профессионалов на такую попытку будет неоднозначной. Кто-то согласится, кто-то возмутится, ну а кто-то пойдет дальше, добавив от себя: и цель и содержание терапии в «одном флаконе». Ни в коей мере не отвергая некой наследственной и средовой обусловленности личности, мы можем признать, что человек сам создает свою жизнь – свои мысли, совершает свои поступки, создает свои отношения… И он каким-то, свойственным ему характерным образом это все переживает, испытывая определенные чувства. Когда же этот естественный процесс переживания прерывается, например, в форме отказа от переживания, (например, не пережил потерю близкого человека, не пережил развод или иное травмирующее психику событие, вытеснил незавершенный конфликт или соскользнул в зону комфорта посредством «известных» приемов) то, как следствие, появляется и проявляется симптом или симптомы. Они «кричат» о себе, лишают покоя и омрачают жизнь в целом. Переживание в контексте нашего разговора может восприниматься как синоним некой данности чувств индивида, как психическая деятельность по адаптации, «перевариванию» событий поля. Сами же переживания соответствуют динамике поля, смене фигуры и фона, выражаясь языком гештальт-подхода. Далее уместно обратиться к понятию поля. Оно, хоть и обладает признаками структуры, в то же время представляет собой процесс, череду феноменов. А феномен, в свою очередь, является ничем иным как фактом сознания. Вот так: и сложно и просто одновременно. Если же погрузиться в переживания (понимай – чувства) полностью, слиться с ними, то мы вряд ли сможем узнать, каким будет наш следующий шаг. Если же мы, «убежав от переживаний», определенно знаем, что будет дальше, и что мы предпримем буквально, то это будет свидетельством того, что мы живем исключительно в разуме, пользуемся своей «рабочей» концепцией, а, может, даже и внутренней идеологией. Это как две крайности, два несоединимых полюса, отчего и страдает человек разобщенный внутренне, разделенный на свою природную и рациональную, «культурную» часть. Отсюда задача – помочь клиенту через переживание обрести целостность. В работе с клиентом на сессии, если он каким - то образом проявляет свои чувства - будь то вербально или не вербально - стоит обратить внимание на то, что с ним происходит. Спросить, как он относится к своему чувству? Таким способом в терапевтическом диалоге у обеих сторон появляется возможность исследовать динамику феноменов поля – смены фигуры и фона, отследить возможные закономерности. По сути, такое поведение терапевта дает возможность клиенту побыть в переживании, в чувстве, а не рационализациях и концепциях, часто устаревших и не работающих ему во благо, однако способных все и вся объяснить и оправдать. Именно переживание, в силу своей целительной миссии, способно: вначале подвести клиента к сомнению в жизнеспособности своих концепций, а позже - и скорректировать их в сторону большей реалистичности и пользы для личности. Не редко от клиента можно услышать жалобу, как ему плохо, и просьбу сделать с этим что-нибудь. Скорее всего, клиент поступает как младенец, абсолютно не способный дифференцировать свой внутренний мир – эмоции, желания, чувства, потребности... И если терапевт из самых благих побуждений броситься «утирать сопли и слезы клиента-ребенка», то вряд ли это послужит пользе последнего – как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Чтобы вырасти в зрелую личность, способную опираться на себя, клиенту необходимо помочь научиться разбираться в своих чувствах и освоить навыки взрослого обращениями со своими переживаниями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|