Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в СКШ VIII вида

В работе педагога-психолога коррекционной школы VIII вида важную роль занимает просвещение участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей. Это направление предполагает решение следующих задач:

  • установление контакта с участниками образовательного процесса, презентация психолога как профессионала, хорошо разбирающегося в вопросах обучения и воспитания детей с легкой умственной отсталостью;
  • формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
  • популяризация психологических знаний среди учащихся, родителей и педагогов;
  • повышение мотивации обращения к психологу школы за консультацией по поводу решения проблем личностного развития, самопознания, обучения и воспитания детей и подростков.

Психологическое просвещение в специальной (коррекционной) школе VIII вида может проводиться педагогом-психологом в разных формах, основными из которых являются следующие:

  • участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выступления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы на учебный год);
  • выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей;
  • выступления на педагогических советах школы, семинарах, совещаниях при директоре школы, проведение мастер-классов  (по запросу);
  • беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и родителей;
  • участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
  • консультирование педагогов, учащихся и их родителей (плановое и по индивидуальным запросам).

Самым важным при проведении всех вышеназванных мероприятий является практическая направленность психологических знаний на решение вопросов обучения и воспитания детей с легкой умственной отсталостью.

Остановимся на некоторых формах психологического просвещения подробнее:

  • тематика бесед с учащимися вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Беседы можно проводить как с конкретными школьниками, так и с группой (классом). Главное требование к любой беседе - соблюдение этико-педагогического такта;
  • в педагогической среде, как правило, пользуются спросом темы выступлений, напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе "учитель-ученик". Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций;
  • главным условием эффективного функционирования ПМПк является способность каждого из членов консилиума к комплексному рассмотрению и решению конкретного вопроса (например, о переводе учащегося на обучение по индивидуальным программам в классе или о переводе учащегося на индивидуальное обучение на дому).

Задача психолога в педагогическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий воспитателей и преподавателей). Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков

В работе педагога-психолога полезно использовать наглядные методы просвещения участников образовательного процесса: тематические буклеты, плакаты и памятки. Буклеты и плакаты традиционно используются в образовательных учреждениях разного типа для оперативного информирования читателей, а также способствуют оформлению интерьера кабинета психологии. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные педагогом-психологом, можно оформлять в виде памяток для учащихся, их родителей и педагогов.

Трудности в работе педагога-психолога связаны с тем, что не всегда доступна методическая литература по проблемам детей с интеллектуальными проблемами.  Также встречается отсутствие заинтересованности и участия родителей (законных представителей) в судьбе своих детей (в основном это неблагополучные семьи). Не всегда родители выполняют данные им рекомендации.

В заключение отметим, что психологическое просвещение помогает участникам образовательного процесса активно использовать психологические знания в своей учебной, воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности.

http://alexa-consult.ucoz.ru/publ/formy_i_metody_psikhologicheskogo_prosveshhenija_uchastnikov_obrazovatelnogo_processa_v_specialnoj_korrekcionnoj_shkole_viii_vida_iz_opyta_raboty/1-1-0-4



Просмотров: 703
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в инклюзивной практике
  • Рекомендации и советы по работе психолога-педагога со страхами у детей
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Роль психологических знаний в практической работе педагога
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • "Хроники школьного психолога" Рекомендации для классных руководителей 4 классов
  • Социальные представления об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса
  • Применение, использование цвета в работе школьного педагога-психолога
  • Применение принципов ТДТ в работе хореографа в интернате VIII вида (из практики в СКОШИ №1 г.Астрахани).
  • Обзор новейших направлений психологии в работе педагога-психолога
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в режиме школьного сопровождения психолога
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Использование элементов терапевтического фехтования в работе педагога-психолога с дошкольниками
  • Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидов у детей и подростков.
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Конфликты педагогов или родителей. Как быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь