|
Использование элементов терапевтического фехтования в работе педагога-психолога с дошкольникамиАвтор статьи: Татьяна Кошельская
Эта работа посвящена анализу случая из моей практики. Работая педагогом-психологом в детском саду, я оказалась в ситуации, когда привычный формат развивающих занятий оказался недостаточным, и я использовала на занятиях элементы терапевтического фехтования – современного метода оказания психологической помощи. Я проводила индивидуальные развивающие занятия с элементами терапевтического фехтования с тремя мальчиками 6-7 лет (подготовительная группа детского сада). В данной статье описан один из этих случаев, связанный с моей работой с мальчиком шести с половиной лет по имени В. Наша первая встреча с В. состоялась, когда я начала проводить диагностику готовности к школе по методике Л.А. Ясюковой в подготовительной группе детского сада. Воспитатели говорили мне, что мальчик испытывает трудности на занятиях. Поэтому В. я пригласила на тестирование одним из первых. Во время первой встречи В. пошел в мой кабинет неохотно, он выглядел встревоженным, избегал контакта глазами, его движения были скованными. На вопросы мальчик отвечал неохотно, потом совсем отказался отвечать и попросился обратно в группу. Я проводила его. Тест Тулуз-Пьерона (внимательность и скорость обработки информации) я проводила с В. индивидуально, несколько раз объясняла задание и показывала, однако В. не смог справиться. Из разговора с воспитателями я узнала, что В. появился в нашем детском саду недавно. Он не любит занятия, но с удовольствием играет в конструктор и рисует. Выяснилось, что ранее он часто плакал во время занятий. Вследствие особенностей своего развития, он не мог заниматься в том же темпе, что и другие дети. Можно предположить, что он испытывал растерянность, тревогу, одиночество. Мама водила В. на развивающие занятия в детский центр, однако там он испытывал подобные же трудности. Через некоторое время В. перестал плакать на занятиях, но стал закрытым, «ершистым», стал отказываться выполнять задания воспитателей. Протест стал его способом защиты. По итогам тестирования я составила план занятий в подготовительной группе, в том числе запланировала развивающие занятия с В. Однако В. отказывался идти в мой кабинет. Он все так же прятал взгляд, говорил, что заниматься скучно, трудно, и он лучше поиграет. Я понимала, что могу заставить его прийти, но не могу заставить учиться. Когда В. отказался идти со мной, я не стала настаивать, а сказала, что тогда я сама останусь в группе и тоже поиграю. В. вместе с другими мальчиками играл на полу, я расположилась рядом. Другие дети рассказывали мне о том, во что они играют, В. не принимал участия в нашем разговоре. Он играл человечками из конструктора LEGO. Я обратила внимание, что в его игре часто возникает тема сражения, поединка. Позже я выяснила, что он мечтает заниматься самбо, но пока такой возможности нет. Я решила, что буду использовать терапевтическое фехтование в работе с В. В следующий раз, когда я пригласила его на занятие, я спросила, не хочет ли он вместо обычного занятия поучиться «сражаться на мечах». В. с радостью согласился. В качестве имитатора оружия я использовала мягкие безопасные «реплики». Занятия я проводила в игровой форме. Упражнения были направлены главным образом на развитие внимания, и представляли собой простые элементы техники фехтования. Я придерживалась принципа от простого к сложному. Например, сначала В. должен был просто внимательно блокировать мои удары, а когда это стало хорошо получаться, я стала добавлять дополнительные условия – перемещение определенным образом и т.п. Постепенно В. стал выглядеть более уверенным, его движения стали свободнее, он стал смотреть мне в глаза, охотно разговаривать со мной. Благодаря тому, что мне удалось установить контакт с В. во время индивидуальных занятий, он стал более охотно участвовать и в подгрупповых занятиях, направленных на развитие познавательных способностей. У В. появились «любимые» и «нелюбимые» задания. Он стал сам замечать свои успехи, даже несмотря на то, что по-прежнему не дотягивал до уровня остальных детей. Через три месяца я провела повторную диагностику В. по методике Тулуз-Пьерона. На этот раз он справился с заданием, хотя и допустил много ошибок. Скорость обработки информации оказалась соответствующей возрасту (III зона), однако внимательность все еще намного ниже нормы (I зона). Это позволяет предположить, что элементы терапевтического фехтования могут с успехом использоваться в практике психолога в детском саду для развития внимания у детей. Такие занятия воспринимаются ребенком не как обучение, а скорее как игра, поэтому особенно эффективны они в случае, когда ребенок в силу каких-либо причин утратил мотивацию к занятиям. Помимо развития внимания, в описанном случае, занятия, основанные на терапевтическом фехтовании, привели к повышению самооценки ребенка и уверенности его в своих силах, а также способствовали установлению контакта.
Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. С. 146-148. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|