|
Развивающие занятия для детей. Детский нейропсихолог.Автор статьи: Болдова Ольга Ивановна
Подготовка к школе для детей в Краснодаре! Развивающие нейропсихологические занятия! Английский язык с трех лет! Обучение скоростному чтению! Такими текстами просто пестрят рекламные объявления. В наше время стало очень можно развивать детей во все стороны с раннего возраста. Многие мамочки уже с 2,5–3 лет начинают учить детей читать, писать, считать, изучать языки. Ну… спрос, конечно рождает предложение. Как грибы растут детские развивающие центры, в которых предлагаются любые услуги для всех возрастов. Тут и подготовка к школе с 3 лет и английский язык с 2, 5 и логика и тхэквондо с пеленок. Очень популярны занятия «Интеллектом»…да да, в рекламных объявлениях так и написано записывайтесь на «Интеллект». Как подобное «творчество» отразится на детском психическом здоровье? При неправильном подходе, крайне отрицательно! Многоуважаемые родители, я задам Вам вопрос, хорошо или плохо, когда дети вступают в половой контакт в 8 лет? Все ответят - конечно плохо. Всем понятно, что ни физиологически, ни психологически, ни гормонально ребенок к этому не готов и ничего кроме психологической травмы это не принесет. Ну как же! А раннее развитие новых навыков? А приобретение навыков в более раннем возрасте? Но тут всем все понятно и доказательств никаких не требуется. Когда вы в три года сажаете ребенка за парту на «подготовку к школе» вы его насилуете в прямом смысле слова, а самодельные педагоги без специального образования и опыта еще и проводят занятие длительностью в астрономический час. Через пару месяцев таких детей приводят на прием с тиками, логоневрозом, энкопрезом, энурезом и т.д. Существуют нейрофизиологические этапы развития центральной нервной системы. Потенциал головного мозга ограничен в каждый определенный период времени, поэтому если мы используем энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает ее недостаток там, где эта энергия должна была быть использована. И если мама требует выполнения определенной задачи, то мозг ее будет выполнять, но за счет недоработки в других структурах психики. Первые три года жизни — это период очень активного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. А если вы начинаете ребенка учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «поломаются» все эмоциональные процессы и, скорее всего, нарушатся какие-то программы соматического (телесного) развития. Последствия этого отбора энергии, могут быть отсроченными во времени, и тогда в 7 лет родители начинают удивляться, откуда «вдруг» берутся неврозы, истерики, агрессия и т.п. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в подростковом возрасте, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным. И самый популярный запрос – «Почему ребенок так люто ненавидит школу и отказывается туда идти?!». Как подготовить ребенка к школе не перегрузив психику и как сформировать то самое драгоценное желание получать новые знания? Для начала нужно понять – что такое подготовка к школе? Из чего она состоит? В какое время какие навыки нужно получать и при помощи чего это сделать интересно полезно и увлекательно? Одним из важных навыков является приучение ребенка к несложному регламенту и самоорганизации? Ребенок приучается к тому, что игрушки нужно собирать, на занятии есть правила их нужно соблюдать. Спортом он занимается в спортивном костюмчике, а в школу надевает школьную форму, учится выполнять несложные инструкции педагога, копирует деятельность по образцу. Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Прекрасная, отработанная годами советская система показала, что наиболее благоприятный возраст для этого – пять лет, поэтому группы этого возраста в детских садах называются подготовительными. Почему-то, многие родители считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за парту, сложил руки или взял в руку карандаш. Дело в том, что развитие познавательных процессов происходит беспрерывно, в игре со сверстниками, наблюдении за окружающим миром. Например, когда педагог вместе с детьми моделирует природные явления, обсуждает, формирует новые жизненные ситуации, способы взаимодействия и все вместе анализируют их: «Смотри, вот кошечка. Она какая, какого цвета? Какие у нее папки, хвостик? А вот собачка. Она какая? Как тебе кажется, чем они похожи и чем отличаются?» Это животные, они разного размера, цвета. Где они живут? Чем питаются? И т.д.». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Еще более интересный и универсальный метод для детских занятий – это «песочная терапия». Дети с удовольствием посещают «Песочную страну» и как на тренажере жизни моделируют в юнгианской песочнице социальные ситуации, учатся самостоятельно принимать решение в каждой из них. Спектр задач, которые решает этот многофункциональный инструмент огромен. - Развитие сенсомоторики, координации, пространственной ориентации. - Развитие мышления. Формирование навыков сюжетно – ролевой игры. - Формирование целенаправленной деятельности, увеличение концентрации внимания. Увеличение объема внимания, переключение внимания. Тренировка памяти. - Развитие речи; обогащение словарного запаса, формирование навыков описания и пересказа сюжета. Развитие абстрактного мышления. Обобщение, исключение, классификации. - Формирование учебной мотивации, развитие интереса, навыков сотрудничества, самоорганизации. - формирование социальных навыков, повышение уровня воспитанности, понимание новых социальных ролей. Изучение дисциплинарных норм. Ребенок занимается продуктивно и с удовольствием, проявляет инициативу, социальную активность. Но что что мы видим в жизни? Как правило, ребенка просто насильно отдают на разные курсы и направления. При этом он остается абсолютно беспомощен с точки зрения обычных, социально - бытовых знаний. Согласно этапам развития психики, развитие формируется от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон разворачиваем в обратную сторону. А законы психологии и эволюции не отменишь. И нарушать их чревато. Никто не может дать внятного ответа: «Почему ребенок в первом классе должен читать со скоростью 150 знаков в минуту, а не 145?» И почему он должен делать это к концу второй четверти, а не к третьей? Что за необходимость читать со скоростью 150 знаков в минуту? Ведь это ничего не дает для развития мышления ребенка, не прибавляет ему знаний, социального опыта и эмоционального интеллекта. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, делает это медленнее, но при этом другие навыки и умения у него формируются быстрее. К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…скоро наверное, начнут измерять строение черепа линейкой…где – то это уже было… Не специалисты часто не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у некоторых ребят усвоение информации никак не обусловлено скоростью чтения, а связано совершенно с другими навыками и функциями, которые у них могут быть развиты лучше, чем у остальных. Каждый человек – это индивидуальность со своими особенностями, способностями и талантами. Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть умственно отсталым или плохо различать эмоции. Кстати говоря, при гидроцефалии вообще может быть великолепная память, и существует очень много гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере потому, что они быстро говорят и цитируют. Только это не имеет никакого отношения к интеллекту. На что следует обратить внимание родителям для определения готовности ребенка к школе? Отдавать ребенка в шесть лет или в семь? Лучше в семь лет и это пожелание природы. Потому что нейропсихологически именно к семи годам формируется произвольное внимание и другие высшие психические функции, которые позволяют ребенку успешно справляться с нагрузкой в школе и осваивать полученную информацию. Строго говоря, центральная нервная система созревает к тому, чтобы ребенок смог продуктивно работать в течении сорока пяти минут без вреда для своего здоровья. Многие специалисты, которые хорошо знакомы с законами природы и эволюции человека прекрасно понимают, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время». Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала. На что нужно обратить внимание родителям перед тем, как отдавать ребенка в школу? Я бы советовала родителям не уходить от решения проблем, если они есть и научиться их решать. Посмотрите правде в глаза и посмотрите на своего ребенка не как родитель, а как воспитатель или педагог, постарайтесь быть максимально объективным, то есть посмотрите на него со стороны. Просто понаблюдаете. Не закрывайте на все глаза, обращайте внимания на детали и мелочи. Будьте внимательны. Если ребенок не контактирует с другими ребятами, если он агрессивен, спонтанно выкрикивает звуки и слова, не может высидеть и пяти минут – это повод обратиться к специалисту, и чем раньше тем лучше чтобы не упустить драгоценное для коррекции время. Нужно научиться относиться к своему ребенку объективно, не объяснять его особенности только неординарными способностями, не заниматься самообманом, а советоваться с профессионалами, если надо с несколькими, и сравнивать результаты исследования разных специалистов.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|