План – конспект занятия по предмету: «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов»

 

Занятие для детей с умеренной умственной отсталостью и неговорящих детей.

Тема: «Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности»

Цели занятия:          

  • развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
  • формирование мыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
  • развитие ручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.

Оборудование:

  • осколочные карточки с геометрическим материалом;
  •  хвоя обработанная на кофемолке для дыхательной гимнастики;
  • алгоритм рассказа-описания по вопросам;
  • счётные палочки разной длины зеленого цвета;
  • образец выкладывания ели при помощи счётных палочек;
  • раздаточный геометрический материал на каждого ученика;
  • CD проигрыватель с музыкальным сопровождение к музыкальной  паузе;
  • игровое графическое задание на каждого ученика;
  • «волшебные шишки»
  • канцелярские принадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры, трафаретная линейка с геометрическим материалом).

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Ход занятия:

Организация начала занятия:

Создаём хорошее настроение.

Прекрасно всё на небе, (руки вверх)

Прекрасно  на земле. (руки вниз)

Прекрасно всё в этом мире!(руки в стороны, улыбаемся)

Прекрасно всё во мне. (обнимаем себя, руки накрест)

 

 

Сообщение темы занятия

Целевая установка.

- Сегодня на занятии мы с вами будем развивать наше восприятие, узнаем много нового о прекрасном дереве ель, будем воспитывать в себе такие качества как аккуратность и опрятность, все эти навыки в дальнейшем вам пригодятся на других уроках.

- А сейчас я вам предлагаю небольшую разминку.

Игра «Будь внимателен».

Задание: я буду говорить предложения и если вы согласны со мной, вы должны хлопнуть в ладоши.

Сейчас время года осень.

Сегодня 1 ноября.

Выпал снег.

Ярко светит солнце.

Листья на деревьях опали.

На улице  мороз.

День недели сегодня суббота.

 

-Молодцы ребята, вы отлично справились с разминкой, взгляните пожалуйста на доску.

 

Дидактическая игра «Узнай и прочитай».

 

Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.

 

 

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске?  

«Геометрические фигуры»)
– Назовите  фигуры, которые вы видите на доске?
– Посчитайте и скажите, сколько углов имеет фигура?
 - Какого цвета фигуры?
– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано…

 У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).

Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.

– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова – Назовите те слова, которые вам непонятны.

– Где в нашей повседневной жизни мы встречаем ёлку?
– А где растёт ёлка?

- А вы знаете, как называют лес, где растёт много ёлок? 

План  конспект занятия по предмету  Коррекция психомоторики и сенсорных процессов

- И еще ребята я вам скажу, что ёлка – это название больше сказочного, новогоднего дерева, на самом деле ёлка – это ель, а много ёлок – это еловый лес В еловом  лесу очень полезно прогуливаться, дышать, там не бывает комаров, что очень хорошо для детей.
– А на какой праздник люди ставят ёлки в доме, в школе?
– В какое время года наступает новый год?
– В каком месяце этот большой праздник?

- Молодцы вы так много знаете.

- А сейчас ребята я вам предлагаю воспользоваться лечебными свойствами ели. Мы с вами сделаем профилактику простудных заболеваний.

- Ваши  задачи - вдыхать глубоко со стаканчиков эфирные масла, пить витаминный напиток из иголок ели, слушать песенку про ёлочку и потом мне сказать, о чем пелось в песенке. Вы готовы!

В. Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.

-- Пробуют коктейль из веток сосны, очень полезный и вкусный.

 Перед детьми ставиться поднос с веточками и плодами ели.

- Потрогайте ёлочки

- Какие они на ощупь?

-Какие на запах?

- Какие по цвету?

- возьмите в руки плоды ели – это шишки. Помассируйте свои руки. Подготовим руки для работы.

-Вы понюхали, попробовали, потрогали ель – теперь имеете представление, что это такое?

 

И я вам предлагаю составить рассказ описание по картинке «Ель».

Говорящие дети составляют рассказ с помощью алгоритма.

Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.

Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорных вопросов составим рассказ по картине «Ель». Мы с Вами по очереди будем читать опорные вопросы и варианты ответов. Вы должны выбрать верный ответ и напротив правильного ответа нарисовать зелёный кружок. 

 

- Молодцы вы неплохо справились с заданием.

 

Алгоритм составления рассказа описания по картине «Ель»

Что изображено на этом рисунке?

-животное

-растение

-предмет

 

Как называется это растение?

Какого цвета ель?

Как называются еловые ветви?

-руки

-ноги

-лапы

Опиши еловые лапы, используя следующие слова:

-пушистые

-зелёные

-пышные

-красивые

Как называются листья ели?

Иглы

-булавки

-шипы

Что еще кроме иголок, может расти на ели?

-игрушки

-шишки

-орехи

 

 Неговорящие дети выбирают правильно предложенные карточки.

Пока группа детей работают по схеме-алгоритму. Психолог работает с неговорящими детьми.

  • Детям на парты выкладывается первый ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, что на ней изображено? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне.

  • Детям на парты выкладывается второй ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, как можно назвать ветви ели? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

 

  • Детям на парты выкладывается третий ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, какого цвета ель? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

  • Детям на парты выкладывается четвертый ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, как называются листья ели? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

  • Детям на парты выкладывается пятый ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, что растет на ели кроме листьев-иголок? Это еще можно назвать плодами ели. Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

У детей на партах должен быть такой ряд из правильно выбранных карточек:

Психолог комментирует:

-Вот у нас с вами получился рассказ о ели с помощью картинок. На картинке ель. Ель имеет ветви лапы.  Она зеленого цвета.  Листья ели называются иглы и плоды ели – это шишки.

Далее дети которые составляли рассказ о ели по схеме алгоритму, выходят к доске и с помощью схемы –алгоритма составляют рассказ о ели.

F. Гимнастика для глаз.

Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Психолог просит детей найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.

D. Конструирование с помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованной ели (по образцу) группа неговорящих детей.

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.

– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске?  

– Из каких элементов/частей она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?
 – Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.

Е. Графическое задание 9-й лишний

Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.(говорящие учащиеся) 

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки

Что вы здесь видите?
– Скажите, эти ели одинаковые или разные?
– Чем они отличаются?
– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.

J. Аппликация ели с помощью геометрических фигур 

Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

– Ребята, подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можем сконструировать ель?
– Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся?
– Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размеру треугольник мы возьмём?
– Какой по размеру треугольник будет следующим?
– Какой треугольник будет нижним?
– Рассматривание образца  – Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся?
– Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствии с образцом.
– Вычерчивание треугольников на цветной бумаге.
– Повтор техники безопасности при работе с ножницами.
– Вырезание деталей для аппликации.
– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.

 

M.  Индивидуальная работа с тяжелым ребенком который не вырезает и не обводит    «Елка» Рисование ладошками. Создание ситуации успеха для ребенка.

 ДЗ нашу обычную ёлку превратить в новогоднею.

3. Итог занятия

– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?

- Где вы можете применить полученные знания?

 

Литература:

  1. Н.А. Рычкова. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. – М., 2001. – 48 с.
  2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005. – 189 с.
  3. О.А. Матвеева. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
  4. О.А. Степанова. Игровая школа мышления: Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  5. Т.Г. Прутникова. Песочная терапия. Методическое пособие. – Кокшетау: Кешелек – 2030, 2010. – 86 с.
  6. Д.А. Глазунов. Психология. Развивающие занятия. – М.: Глобус, 2008. – 240 с.
  7. Р.М. Мухаметова. Психология. Разработка занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
  8. Б.П. Никитин. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
  9. А.Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с. 
  10. Касымова Г.М. Типовая учебная программа «развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости. 2010 год.

 

 

 



Просмотров: 653
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Время спать, а мы еще не ели..." (техника "обратного планирования")
  • Дети с РАС или ребята, прилетевшие с другой планеты
  • А вам не стыдно пропускать мимо себя большие деньги, когда другие ребята зарабатывают их так легко?
  • Занять свое место, или "Почему меня такого особенного еще нет на доске почёта"
  • Сколько нужно фигур для успеха в расстановке?
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Развивающие занятия для детей 2-3 лет (Занятие 2)
  • «Тебе что, трудно помочь мне?», или Как правильно просить о помощи
  • Плохие руки или программа разрушения. Про детей для родителей.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет
  • Развивающие и коррекционные занятия для детей
  • Развивающие занятия для детей. Детский нейропсихолог.
  • В их детстве так много боли и слез. Инструкция для детей алкоголиков
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что такое слова и какой посыл мы даем нашим детям?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Избавление от негатива и страха: найти у себя в голове то, что мешает и убрать это раз и навсегда
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • "Скажите , а что он думает обо мне?" - или об умеренной помощи психолога.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Не воспитывайте детей! Воспитывайте себя. Дети - это Ваше отражение!
  • Инструкция: что делать, если вы много раз пытались, но у вас не получилось
  • Разрешите себе быть богатым. Инструкция — как это сделать быстро и правильно
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь