Психографический тест. Конструктивные рисунки из геометрических форм.

Либиных идеографический тест (ТИГР - тест идеографический).

Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. Такое название имеет тест в этом словаре справочнике.

Автор(ы): Бурлачук Л. Ф.

Раздел: Психологическая литература

Серия: Мастера психологии

Тема: Психодиагностика. Психологическое тестирование

старая тема: Психодиагностика

Издание: 3-е, год

ISBN: 5-94723-387-8

Формат: 17x24 см

Объем: 656 стр.

Переплет: твердая обложка

НАЧАЛО РИСОВАНИЯ

Условия:

• отдельное помещение без посторонних;

• если присутствуют двое испытуемых за одним столом необходимо поставить какую-либо перегородку между ними, например, сумка, портфель, стопка книг и т.п. для того, чтобы они не могли видеть то, что рисует другой;

• если присутствуют много людей в зале, то они должны находиться как можно дальше друг от друга (интимпроекция);

• если работа проходит с одним человеком, то лучше сначала садиться рядом слева или напротив, чтобы видеть процедуру рисования.

Инструкция к проведению теста для самотестирования

ВНИМАНИЕ!

Прежде, чем Вы приступите к чтению данного Руководства, предлагается выполнить несложную процедуру самотестирования с помощью ТИГР. Это даст Вам возможность сопоставить представление о себе с описанными ниже данными и познакомиться с их интерпретацией.

Возьмите стандартный лист бумаги, согните его пополам, затем ещё раз пополам. Пронумеруйте условные странички. Всего будет шесть изображений. Всего буде 8 страниц, из которых 7 и 8 странички пока будут пустые.

Рисовать можно специально подобранной ручкой, которая бы хорошо писала.

Тексты с инструкциями должны быть на пронумерованных с обратной стороны, удобных для вас, карточках.

Предъявление карточек:

• по одной;

• если чувствуете неуверенность рисующего скажите, что вы здесь, рядом;

• после прочтения про себя рисующим первой карточки, спросить - не встречался ли он с этим раньше. Если встречался - расспросить кто, когда, при каких обстоятельствах предъявлял подобное. Это необходимо для того, чтобы точно знать, что рисующий никогда с этой процедурой не встречался и первый рисунок будет отражать стилевую особенность личности;

• стараться быть очень внимательным по отношению к рисующему, так как исправления и рывки не приведут к чистоте эксперимента и не допускаются.

Многолетняя практика предъявления показывает, что наиболее понятный текст может быть следующего содержания:

№ 1

(квадрат) ∆(треугольник) (круг)

Набор элементов

Используя ровно 10 разных элементов составьте одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.

№ 2

(круг) •(квадрат) ∆(треугольник)

Набор элементов

Используя ровно 10 разных элементов, составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.

№ 3

О(круг) •(квадрат) ∆(треугольник)

Набор элементов

Используя ровно 10 разных элементов, составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей. Размер элементов может быть любым.

№ 4

□Квадрат) О(круг) ∆(треугольник)

Набор элементов

Используя ровно 12 элементов составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей.

№ 5

□Квадрат) О(круг) ∆(треугольник)

Набор элементов

Используя те же самые элементы в количестве, которые вы определите сами, составьте еще одно изображение человека. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей.

№ 6

O(круг) ∆(треугольник) □(квадрат)

Набор элементов

Используя ровно 10 разных элементов, составьте изображение головы с лицом. Старайтесь рисовать быстро и без исправлений, ни о чем не спрашивая и не уточняя деталей.

Проективная методика исследования личности создана коллективом авторов - Либиным Александром Викторовичем, Либиным Виктором Владимировичем, Либиной Еленой Владимировной - в 1984 г. Впервые опубликована в 1988 году в тезисах доклада «Психологические особенности предпочтения человеком геометрических форм (знаков)» на Всесоюзной научной конференции, которая была организована Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики (Киевский филиал) и состоялась 29-30 сентября в г. Киеве. В 1994 г. тест опубликован Институтом психологии РАН под названием "Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (Психографический тест предпочтений ТиГР)". М.: Институт психологии РАН, 1994. 106 с.

Тест основан на теоретически обоснованных и апробированных на практике принципах психодиагностики индивидуально-типологических особенностей личности. Впервые была предложена концепция психодиагностики на основе комбинации трех принципов психографического анализа личности: 1) предпочтения семантики основных геометрических форм; 2) конструктивных рисунков; 3) психографического изображения фигуры человека.

Авторским коллективом было обследовано в то время более 5000 человек. При проведении собственных эмпирических исследований были изучены 30 тысяч рисунков, полученных от детей и взрослых обоего пола в возрасте от 5 до 89 лет. Это были представители разных социально-экономических, этнокультурных и профессиональных групп. Были выявлены устойчивые параметры как в структуре самих конструктивных рисунков, так и в соотношении характера рисунков с особенностями предпочтения определенных комбинаций геометрических форм, образующих подтипы. Данные показали, что психографические параметры изображений связаны с личностными свойствами различного уровня - от психофизиологических до характерологических. Типология, основанная на предпочтении семантики основных геометрических форм, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий, которая была названа нами «Периодическая Система Элементов Индивидуальности».

Стимульным материалом являются три элементарные геометрические формы: треугольник, круг и квадрат. Испытуемому предлагается нарисовать изображение человека из 10 геометрических форм, используя при этом указанные в инструкции. Формы могут быть любого размера. Таких рисунков конструируется шесть. Три рисунка из 10 геометрических форм. Четвертый - из 12, пятый - из неограниченного числа форм и шестой – контур головы с лицом из 10 частей таких форм. Причем самый первый рисунок должен быть нарисован без исправлений.

Каждому геометрическому символу присвоено значение основных свойств нервной системы: треугольнику - ВОЗБУЖДЕНИЕ, квадрату - ТОРМОЖЕНИЕ, а так как взаимодействие этих процессов не обходится без энергии, то кругу дано значение - ЭНЕРГИЯ.

В качестве теоретических обоснований и методик, позволяющих провести содержательную валидизацию, а также формализацию основных параметров теста, включая графические изображения, описание подтипов и базовых типов личности использовались:

- исследования И.П.Павлова, конституциональные теории У.Шелдона и Э.Кречмера;

- тесты MMPI, Г.Айзенка, Э.Вартегга, Р.Кэттела, Е.В.Либиной, А.Е. Личко; методика пиктограммы А.Р. Лурия, включая ее интерпретацию в работах Б.Г. Херсонского (1984, 1988) и Л.М.Веккера (1998, 2000); тесты В.М.Русалова, Л.Н.Собчик, Г.Томаса, Г.Шмишека;

- проективные методики, как дом-дерево-человек Дж. Бука, рисунок человека Ф.Гудинаф-Д.Харрис, рисунок дерева К.Коха, цветовой тест М.Люшера, Г.Роршаха тест.

Интерпретация основных параметров теста уточнялась с помощью экспериментального изучения свойств нервной системы (сила, подвижность, пластичность) и темперамента, когнитивных стилей по методикам Г.Виткина, Р.В.Гарднера, Дж.Кагана и психомоторных тестов, стандартизованных и проективных измерений типологических особенностей личности.

Типом авторы называют наиболее обобщенные и отчетливо различающиеся между собой устойчивые сочетания признаков. Подтипы, входящие в тот или иной тип, по общей характеристике соотносятся с чертами своего типа и в то же время различаются между собой своими специфическими особенностями.

Типология первого уровня включает в себя 7 базовых типов, выделяемых на основе предпочтения семантики геометрических форм.

Типология второго уровня объединяет 36 подтипов, являющихся результатом всех возможных комбинаций трех основных геометрических форм в рисунке из 10 элементов.

Описание 7 типов и 36 подтипов представляет собой структурированный психологический портрет индивидуальности. Выраженность тех или иных свойств зависит от уровня психологического развития личности. При высоком уровне развития индивидуальные особенности реализуемы, достаточно хорошо осознаются и адекватно оцениваются. При низком уровне развития они могут присутствовать ситуативно, характеризуя актуальное состояние, а не устойчивые свойства. Это положение относится ко всем описываемым признакам. При интерпретации содержание типов и подтипов уточняются с использованием других методов.

ДИАГНОСТИКА психологических типов личности при восприятии основных геометрических форм в конструктивных рисунках осуществляется с использованием графического АЛГОРИТМА РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ, основанного на ТРЕУГОЛЬНИКЕ ПАСКАЛЯ. СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО при этом построено по принципу ИЗОМОРФИЗМА и СЕМАНТИКИ основных геометрических форм.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество использованных треугольников, кругов и квадратов и записывается рядом с изображением в виде трехзначных чисел. Первая цифра обозначает количество треугольников, вторая - кругов, а третья - квадратов. Например, 8-1-1 означает, что в изображении человека было использовано 8 треугольников, 1 круг и 1 квадрат. Трехзначные цифры являются ФОРМУЛОЙ РИСУНКА, согласно которой определяется ведущий тип и подтипы.

Формула первого рисунка (см. ниже) определяет ведущий подтип и указывает на принадлежность к определенному психологическому типу, который выявляет "устойчивое или доминирующее состояние".

Формула второго рисунка (см. ниже) обозначает подтип, характеризующий "актуальное состояние".

Формула третьего рисунка (см. ниже) характеризует неосознанное стремление к изменениям или "желательное состояние".

Отметим, что тенденция к незавершенности (к примеру, формула рисунка 0-9-1 или 6-4-0) или к избыточности (к примеру, формула 8-1-3 или 2-5-4) в любом из первых трех рисунков отражает специфику реактивного состояния и интерпретируется как дополнительная характеристика человека. Только рисунки, имеющие в сумме десять элементов изображения, классифицируются как тип или подтип, в связи с чем проводится коррекция изображения после рисования в случае отклонения от инструкции (см. выше).

Формула четвертого (см. ниже) рисунка расширяет диагностику подавляемых проблем личности.

Пятый рисунок в свободной манере без ограничения количества элементов в изображении человека не характеризует тип или подтип, а символически описывает подавляемые тенденции в самовосприятии, поведении и взаимодействии с другими людьми. Он сопоставляется с четырьмя первичными формулами и дает представление о глубинном "Я" обследуемого.

В соответствии с формулой рисунка на субъективном семантическом пространстве определяется общий тип и подтип психологических особенностей личности.

Интерпретация показателей теста "ТиГр" включает четыре уровня: 1) анализ семантики основных форм по преобладающей в изображении геометрической формы; 2) обобщенная характеристика типа по принадлежности к одному из семи типов, определяемых по первому рисунку; 3) анализ индивидуально-психологических особенностей по пяти рисункам, в том числе выявление ведущего подтипа (из возможных 36 подтипов) по первому рисунку; определение актуального состояния по второму рисунку; выявление стремления к изменениям по третьему рисунку и подавляемых тенденций по четвертому и пятому рисункам; 4) характеристика параметров изображения.

Разработка и уточнение интерпретационных схем основных показателей проводилась с помощью:

- статистических методов (частота встречаемости признака; метод 2; корреляционный анализ с другими методиками; факторный анализ показателей; t-критерий Стьюдента);

- метода интервьюирования (использовались психобиог¬рафические данные, полученные с помощью анкет и структурированного интер¬вью);

- феноменологического анализа наблюдаемого поведения (метод уникального эксперта);

- изучения клинических данных, доступных для определенных выборок исследуемых.

Статистический анализ полученных данных включал в себя методы параметрической и непараметрической статистики, в том числе частотность распределения и метод 2, корреляционный (по Пирсону и Спирмену), факторный и регрессионный анализ, t-тест Стьюдента и путевой анализ.

Тест предназначен для использования академическими и практическими исследователями, медицинскими работниками, консультантами по работе с детьми и молодежью, имиджмейкерами, специалистами-психологами по отбору персонала и организации управления и т.п.

Примеры Теста конструктивных рисунков фигуры человека из геометрических форм («ТиГр»):

4-4-2   3-3-4   4-3-3   3-3-4   Рисунки не отображаются. Возможно индивидуальное обучение вложением к письму.

На приведенном примере первый рисунок относится к III типу (см. АЛГОРИТМ) – тревожному, нереалистичному в среде (с психастеническими симптомами), коррелирующему с тенденциями конст итуционального типа по У. Шелдону, как ВИСЦЕРОТОНИК, и с тенденциями 7 шкалы MMPI.

"Треугольная голова" – ярко выраженные социопатические симптомы, коррелирующие с тенденциями 4 шкалы MMPI, так как нарисованы в 1-м рисунке и оценены в 5 баллов. Эти же симптомы во 2-й рисунке оценивается в 3 балла, а в 3-ем -в 2 балла.

"Одни глаза в лице" – уровень СТРАХА – 5 баллов. Изображение дано на первом рисунке ("у страха глаза велики").

"Треугольное туловище" обозначает ярко выраженный признак ЖЕНСТВЕННОСТИ, коррелирующий с тенденциями 5 шкалы MMPI, хотя по рисунку определить, кто рисовал - мужчина или женщина, не удаётся.

СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО,

АЛГОРИТМ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ ТЕСТА ЛИБИНЫХ.

Литература

1. Либин А.В., Либин В.В., Либина Е.В. КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (ТиГр, Тест Идеографический). КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО. В книге: Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. 4-е изд, 2006. М.: ЭКСМО.

2. Либина Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций. Автореф.канд.психол.наук. Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2003.

3. Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках. Психографический тест предпочтений (ТиГр. Тест идеографический). М.: Институт психологии Российской академии наук, 1994 (ISBN N5-201-02179-4).

4. Либин А.В., Либин В.В. Психологические особенности предпочтения человеком геометрических форм. В сб.: Графические знаки: проблемы, исследования, разработки, стандартизации. Киев, 1988, с.32-36.

Тел.дом.: (495)593-0710, тел.моб.: 8-903-205-5704, e-mail: [email protected]

Р Е Ц Е Н З И Я

на рукопись А.В. Либина, А.В.Либиной, В.В.Либина

ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ:

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (ТиГр).

Практическое руководство является новой версией известного ИДЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕСТА (ТиГр). В данной версии авторами сделаны существенные, точнее, фундаментальные изменения, что дает основание считать прежние формы методики (см. А.В. Либин, В.В.Либин, Психографический тесте предпочтений ТиГр. Москва: Институт Психологии Российской Академии Наук, 1994) лишь предпосылкой психографического теста КОНСТРУКТИВНОГО РИСУНКА ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (ТиГр).

Появление теста является знаковым событием в психодиагностике. Авторам впервые удалось преодолеть пропасть между двумя подходами – количественным и качественным, традиционно противопоставляемым друг другу. В данном случае речь идет о противопоставлении тестологического и проективного подходов в психодиагностике. Предложенное авторами решение укрепившегося противоречия отличается простотой и изяществом. В этом отношении данный тест напоминает известную технику МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ АССОЦИАЦИЙ И ШКАЛИРОВАНИЯ, предложенного Чарлзом Озгудом для исследования многомерного пространства сознания и оценки его размерности. Однако, в отличие от техники Озгуда, психографический тест Либиных позволят проникать в более глубинные структуры и подструктуры личности. Возможность исследования глубинных личностных структур делает данный тест уникальным по своим диагностическим возможностям.

Перейдем к процедуре разработки нового психографического теста КОНСТРУКТИВНОГО РИСУНКА ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (ТиГр).

Для научной презентации данного теста, как и любого другого психодиагностического инструмента, прежде необходимо:

Во-первых, теоретическое обоснование и эмпирическое исследование феноменов психографики.

Во-вторых, выявление эмпирических индикаторов исследуемого феномена.

В-третьих, создание психодиагностической методики.

В-четвертых, психометрического обоснования валидности, надежности и репрезентативности созданной методики.

Процедура разработки и психометрическое обоснование психографического теста ТиГр, как показано в работе, отвечает всем этим базовым требованиям. В этой связи можно говорить о появлении уникального отечественного теста, открывающего путь психологам-диагностам к созданию или конструированию тестов нового поколения.

В основу конструирования психографического теста, а также выделения экспериментальных показателей для психометрического обоснования его ключей и для обработки полученных данных, положен жесткий алгоритм. Механизм построения алгоритма психографического теста прекрасно описан в руководстве, что позволяет другим исследователям независимо от создателей теста повторить его алгоритм и, тем самым, проверить обоснованность его ключей. Последнее придает новому психодиагностическому инструменту объективность и прозрачность.

Остановимся более подробно на двух наиболее важных особенностях этого теста: его валидности и системы интерпретации. Как было показано авторами, психографический тест предназначен для диагностики конституционального, стилевого и характерологического статуса человека по 8 ведущим типам и 36 ведущим подтипам. Выделение типов и подтипов открывает широкие возможности для его применения в различных областях прикладной психологии. Более же всего поражает смелость авторов в разработке системы интерпретации. Благодаря введению метода пошаговой интерпретации конструктивного рисунка человека авторы исследователи бросили вызов психологическому беспределу в интерпретации графических техник. Интерпретация в тесте осуществляется по принципу от простого к сложному. Вначале дается семантический анализ геометрических форм, затем определяется ведущий тип или подтип индивидуальности человека. После рисунок человека анализируется по отдельным элементам. В последнюю очередь осуществляется психологический анализ по общим характеристикам самого рисунка.

Каждый уровень анализа жестко задается предыдущим, что обеспечивает возможность проведения глубинной интерпретации теста. Предложенная авторами пошаговая интерпретация делает диагностическое заключение теста крайне надежным и убедительным.

Психографический тест КОНСТРУКТИВНОГО РИСУНКА ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (ТиГр) обречен на успех. С появлением психографики может оживиться исследовательский интерес к одной из наиболее перспективной области психологической науки, которой является психодиагностика.

Сфера практического использования психографического теста довольна обширна. В первую очередь, он предназначен для академических и прикладных психологических исследований, для консультативной и психотерапевтической практики. Он будет также полезен медицинским работникам, педагогам, консультантам и имиджмейкерам, специалистам по отбору кадров.

Приведенный в руководстве обширный теоретический обзор рисуночных, графических и проективных методов, экспериментальные сведения, а также инструментарий самого графического теста, делает его незаменимым в качестве учебного пособия как для студентов, аспирантов и педагогов, так и практического руководства для исследователей и практиков.

В заключении можно отметить, что появление данного психографического теста позволило расширить наше представление как о самих себе, так и о других. В этом отношении его создатели совершили некий прорыв, можно даже сказать исследовательский «подвиг».

Данное руководство должно предстать на суд публики без всяких поправок и в предложенной авторами редакции.

Н.А. Аминов,

кандидат психологических наук,

ведущий старший научный сотрудник,

лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии

Психологического Института РАО



Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тест "Насколько вы любите и принимаете себя" Рекомендации по работе после теста
  • Воздействие архитектурных и средовых форм на жизнь человека.
  • Анализ Ваших рисунков. Тест "Несуществующее животное"
  • Проверка валидности проективного теста на агрессию - на примере «Рисунок несуществующего животного»
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Как выбрать "правильного" мужчину: энергетическая мощность и мягкость форм
  • Диагностика уровня творческого потенциала с помощью теста П.Торренса
  • Делинквентное поведение: отличие от криминального, выявление с помощью проективного теста
  • Семейные отношения. 5 наиболее распространенных форм.
  • Использование активных форм обучения для совершенствования системы подготовки военного психолога.
  • Пси-тест "Дом" и терапия личности
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Тест — богаты Вы или бедны? 5 признаков богатого человека
  • Анализ попыток суицида пожилого человека на примере романа Ф.Бакмана "Вторая жизнь Уве"
  • Сказкотерапия с помощью теста «Несуществующее животное»
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Анорексия - одна из форм расстройства пищевого поведения (РПП).
  • Комплекс адаптивной физкультуры «10 Форм».
  • Духовность аутентичных форм опыта
  • Самобичевание как одна из форм эгоцентризма.
  • Трудоголизм как одна из форм зависимостей.
  • Жертва - одна из форм агрессора
  • Боевое НЛП. Анализ и видение "стороннего" человека.
  • Три экспресс-теста на диагностику деменции
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • ТЕСТ: "Быть или не быть вашему бизнесу?"
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь