Проверка валидности проективного теста на агрессию - на примере «Рисунок несуществующего животного»

 

Проверка валидности проективного теста на агрессию  на примере Рисунок несуществующего животного----------------------

   В своей работе практические психологи используют различные психодиагностические методики, включая «проективные тесты», которые, по замыслу их создателей, позволяют более глубоко заглянуть в подсознательную сферу испытуемого [1,2,3,7]. Однако такие психодиагностические инструменты имеют ряд недостатков: большая субъективность,  нечеткость критериев оценки, преобладание качественных показателей над количественными и т.д., что приводит к сильной зависимости результатов от личности интерпретатора, и в итоге – к низко валидности метода, что бывает особенно критично при профессиональном подборе работников [4,6]. Поэтому целью данной работы было измерение корреляционных связей между проективной методикой и рядом бланковых тестов, обладающих высоким уровнем валидности.

К числу достаточно распространенных в России проективных методик, широко используемых в практической психологии, относится рисунок «несуществующее животное» (РНЖ) [1,2,3,7]. Следует отметить, что, хотя данный рисунок очень широко применяется в работе психологов, степень его валидности пока остается  предметом дискуссии, так как основная часть его трактовок остается весьма произвольной, базируясь в основном на понятии «здравого смысла» или образного мышления, и пока не прошла корректную статистическую проверку с участием бланковых тестов.

При этом следует понимать, что полной и исчерпывающей проверки проективной методики путем  анализа ее отдельных компонентов  сделать достаточно трудно, ибо проективные рисуночные методики относятся к «правополушарным» инструментам, где рисунок воспринимается целиком и подвергается эмоционально-образному субъективному восприятию. Соответственно, целью нашей работы было проведение исследования, которое должно было оценить валидность теста РНЖ. Перед нами стояли две основные задачи: во-первых, сопоставить отдельные детали рисунка в тесте «Несуществующее животное» с показателями агрессивностями и тревожность в бланковых тестах, и, во-вторых, подобрать те из параметров рисунка, которые  являются наиболее информативными для оценки показателей вышеуказанных свойств личности. 

По устоявшемуся в отечественной литературе мнению, ряд особенностей рисунка «несуществующего животного» являются априорными признаками агрессивности. К ним  обычно относят зубы, когти, рога и т.д.

Методы исследования

В данной статье приводятся  результаты исследования, включающего в себя четыре психодиагностических инструмента: тест на уровень агрессивности (враждебности) Басса-Дарки, тест на уровень личностной тревожности Спилбергера-Ханина, тест-опросник Кеттела, и проективный тест «Рисунок несуществующего животного» [1].

В тесте на уровень агрессивности мы измеряли показатели всех восьми основных субшкал (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины), а также двух интегральных – агрессивности и враждебности. Рисунок «несуществующего животного» изучался нами по большому числу показателей. Измерялся размер рисунка, количество зубов, когтей, глаз, крыльев, хвостов, конечностей животного, растительности на лице и пр. Некоторые признаки анализировались более детально. Так  при наличии рогов оценивалось их направление (вверх, горизонтально или вниз), изображение рта анализировалось в соотнесении с изображенными эмоциями, оценивалось положение плеч (опущенные или приподнятые) и т.д. Затем  полученные результаты обрабатывались при помощи статистической программы и выявлялись показатели корреляции между параметрами рисунка животного и  результатами остальных трех тестов – на тревожность, агрессивность и личностные качества. Рассматривались и обсуждались только  показатели корреляции с уровнем значимости  p<0,05. Данная статья основана на обработке тестов 92 испытуемых обоего пола в возрасте от 18 до 45 лет.

Результаты исследования

Согласно нашим данным, количество зубов на рисунке значимо не коррелировало ни с одним из показателей валидных бланковых тестов. Обычно  наличие зубов трактуется как защитная вербальная агрессия, но  анализ  результатов большого числа рисунков показал, что коэффициент корреляция между количеством зубов и показателем вербальной агрессии был всего 0,14 при уровне значимости  р>0,24, а корреляция с индексом «Враждебности» была почти нулевой, со слабым отклонением в минус. С другой стороны  нами была обнаружена интересная связь между количеством зубов и  позитивным расположением уголков рта: чем более уголки губ были растянуты и подняты вверх, тем больше зубов рисовали испытуемые. Коэффициент корреляции между этими  показателями был +0,31 (р<0,01), и это означает, что наличие зубов, гораздо чаще выражает улыбку, а не агрессивный оскал.  Наши исследования подтверждают сомнения А.Г. Шмелева по поводу необоснованной оценки  наличия зубов в рисуночном тесте, который писал: «Вы читаете рекомендацию к интерпретации «Несуществующего животного»: «Если торчат зубы, значит, проявляется агрессия. Но… стоп! А как торчат? Может быть, это улыбка? Ведь при улыбке зубы тоже обнажаются, хотя по-другому, нежели  в случае агрессивного оскала. А насколько должны быть растянуты и приподняты уголки рта при улыбке?» [4].  Другие  «маркеры» агрессивности, широко используемые  психологами в диагностической работе, также не прошли проверку корреляционного анализа. Коэффициент корреляции между интегральным показателем агрессии по тесту Басса-Дарки и рогами или с наличием клюва составлял всего +0.04, а с когтями вообще был отрицательным (-0,11). В то же время интегральный показатель агрессии положительно коррелировал с числом глаз, и хотя коэффициент  корреляции был невысоким (+0,23), но достоверным (p<0,05).  Мы не знаем, на чем основывался Д.Я. Райгородский, когда писал, что «глаза являются  символом присущего человеку страха» [1], так как  в нашем исследования не была отмечена связь размера или числа глаз с уровнем личностной тревожности по Спилбергеру.

Направленность вверх рогов значимо коррелировало только с индексом «подозрительности» +0,34 (р<0,01) и несколько менее - с интегральным показателем враждебности, который складывается из обиды и подозрительности.  

Из параметров рисунка, редко упоминаемых в руководствах, неожиданную информативность проявил размер всего рисунка в целом, который коррелировал с уровнем как вербальной агрессии +0,25 (р<0,05), так и физической +0,24 (р<0,05). Еще более значимая корреляция была отмечена между показателем вербальной агрессии и площадью, занимаемой  самим животным на листе бумаги. Коэффициент корреляции между этими показателями составлял +0,35 (р<0,01).

Очень интересными оказались выявленные нами в процессе данной работы связи между наличием хвоста (хвостов) и результатами теста  Басса-Дарки. Наличие хвоста отрицательно коррелировало с показателем вербальной агрессии - 0,24 (р<0,05), с обидчивостью - 0,24 (р<0,05), и чувством вины - 0,24 (р<0,05). При этом корреляция элемента с интегральным показателем «враждебности» составило  - 0,26 (р<0,05).  Все эти данные позволяют сделать вывод, что наличие хвоста в рисунке  свидетельствует о пониженной агрессивности испытуемого.

Еще один интересный показатель – наличие ушей у нарисованного животного. Эта деталь отрицательно коррелировала с общим индексом агрессивности  и негативизмом - 0,23 (р<0,05).  В литературе  мы нашли следующую интерпретацию  наличия ушей в рисунке несуществующего животного: «большие уши => «человек с большими ушами» =>  повышенная заинтересованность в информации о себе» [7]. Оценка уровня корреляции между личностными качествами испытуемого и параметрами его рисунка косвенно подтверждает данное априорное предположение, так как мы обнаружили отрицательную связь между наличием ушей на рисунке и фактором Q2 теста Кеттела. В целом это означает, что, если испытуемый рисует у животного уши, он, во-первых, менее агрессивен, во-вторых, позитивно воспринимает сказанное другими людьми, а, в-третьих, больше нацелен на коллективную деятельность, чем на одиночную работу.

Хотим также отметить, что показатель «Личностной тревожности»  по тесту Спилбергера-Ханина не коррелировал ни  с одним из восемнадцати   параметров рисунка, которые мы использовали в данной работе, поэтому тест «Несуществующее животное» мало подходит для оценки тревожности по исследованным нами количественным параметрам рисунка.

Выводы

Многие  трактовки рисунка «несуществующего животного», которые описываются в литературе, не подтвердились. В частности, не обнаружены корреляция между показателем тревожности, определяемой по опроснику Спилбергера и исследованными характеристиками рисунка. Также установлено, что  наличие зубов, рогов и когтей не связано напрямую с интегральным показателем агрессивности, определяемому по тесту Басса-Дарки. С другой стороны, мы обнаружили важный показатель рисунка, свидетельствующий о пониженной подозрительности, обидчивости и чувстве вины – это оказалась такая деталь рисунка как хвост. Еще одним важным показателем, отражающим личностные особенности испытуемых, являются размеры глаз нарисованного животного, которые коррелировали с такими  особенностями личности как замкнутость, эмоциональная нестабильность, робость и фрустрированность. Также показана важность учета наличия у рисунка ушей, которые оказались связанными с позитивным образом мысли, миролюбием, социальной ответственностью, организованностью и  склонностью к тесному взаимодействию с другими людьми.     

В итоге можно заключить, что точный количественный подсчет элементов рисунка «несуществующего животного» и сравнение  их с  показателями проверенных бланковых тестов позволяет повысить степень валидности данного психодиагностического инструмента.

 Библиографический список 

1.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. - 2000.– 672 с.

Тропина Л.Б. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков // Концепт. 2015. - №S8.- С. 1-5.

Чеснокова О. Е. Диагностика агрессивности ВИЧ-инфицированных мужчин, осужденных к лишению свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2003.- №2. – С.102-104.

4.Шмелёв А.Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом.- М.: ООО «ИПЦ  Маска». - 2013. – 688 с.

5.Щербатых Ю. В., Ермоленко П. И. Проблема оценки валидности проективного теста «рисунок несуществующего животного» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – № 4 – С. 112-117.

6.Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах: справочное пособие. – 2 издание. - М.: КноРус, 2014. – 248 с.

7.Яньшин П.В.. Клиническая психодиагностика личности. – СПб.:Речь.- 2007–384 с.

       Выходные данные статьи (для цитирования):

Щербатых Ю.В. Проверка валидности проективного теста на агрессию (на примере теста «Рисунок несуществующего животного») // Социосфера. – 2017, №1, С. 111-116.

 



Просмотров: 652
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рисунок вымышленного животного
  • Избавится от тревожности с помощью рисунка
  • Диагностика детско-родительских отношений с помощью проективного рисунка.
  • Несуществуюшее животное. Пример рисунка
  • Несколько слов о валидности проективных тестов
  • Как сделать выбор с помощью рисунка? Интерпретация
  • Как сделать выбор с помощью рисунка? Упражнение
  • Представители животного мира на Земле находятся здесь, чтобы поддерживать нас в нашем земном путешествии
  • Анализ рисунка. О КонтрГипотезе.
  • Анализ рисунка? К.Г. Юнг вам в помощь!
  • Правила жизни животного мира, к которым стоит прислушаться
  • Психология детского рисунка
  • Анализ рисунка. Формальные аспекты.
  • Такие разные ПТИЦЫ или Символика рисунка.
  • Пазлы одного рисунка
  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Работа с бесплодием с помощью рисунка.
  • Тайный язык детского рисунка
  • Вариант использования рисунка и метафорических карт в консультировании
  • Клинический случай "Рисунка семьи".
  • Изменение агрессивности и тревожности в процессе групповой психотерапии
  • Что стоит за фразой «Между нами только секс и ничего больше»
  • Корреляция между психологическими типами и формами защит.
  • Сказкотерапия с помощью теста «Несуществующее животное»
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Связь чувства вины и агрессивности у кардиологических больных
  • Тест "Насколько вы любите и принимаете себя" Рекомендации по работе после теста
  • "Птичий двор" или "Чудеса МАК и Арт-рисунка"
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Символизм от общего к частному и обратно на примере толкования сновидений о выпадении зубов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь