|
Анализ рисунка. О КонтрГипотезе.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Итак, анализ рисунка как продукта деятельности другого человека мы начинаем с круговорота четырех функций сознания, по К.Г. Юнгу. Сначала в интровертном модусе, затем - в экстравертном. Об этом и была статья: "Анализ рисунка? К.Г. Юнг вам в помощь!" Остановились мы на том, что успешно сформировали первую гипотезу относительно констелляции (психического образования, связанного с комплексом), выраженной на бумаге автором рисунка. И, вместо того, чтобы праздновать этот успех, нам сейчас как никогда следует побыть адвокатом собственного дьявола, чтоб избежать односторонности толкования, интерпретации, анализа рисунка. Избежать собственных проекций, особенно в том случае, когда рисунок, представленный на анализ – абстрактный. Любая сформулированная гипотеза немедленно приводит к распространенной проблеме: мы подсознательно начинаем склоняться к ней, выискивать ей подтверждения в рисунке, и всячески продвигать ее. Для избегания этой ошибки Т.Абт предлагает, после формирования гипотезы, тут же выдвинуть контргипотезу, которая прямо противоположна ей по значению. Другая причина выдвижения контргипотезы – это понимание того, что автор рисунка мог изобразить как действительно беспокоящее его состояние, так и компенсацию этого. Стало быть, прямо противоположное состояние. Третья причина, о которой я уже упоминала - собственные фантазии того, кто интерпретирует рисунок, относительно этого изображения. Итак, причины выдвижения контргипотезы:
И в этой напряженности, амбивалентности мнения интерпретатора, данному рисунку может быть представлена возможность выразиться не предвзято. Контргипотеза служит средством фальсификации основной гипотезы, а, следовательно, мы становимся ближе к истине, которая, как известно, часто находится посередине. И, далее, в аналитической работе над рисунком, мы ищем аргументацию как основной гипотезы, так и противоположной. В процессе мы можем задать себе такие вопросы:
Таким образом, такое интенсивное исследование рисунка порождает его интерпретацию, его значение всплывает как солнце над волнами. А правильность или неправильность ее постигается внутренним чувством, поскольку ни один метод не может дать полной гарантии стопроцентной правильности диагностики. Как и при толковании сновидений, резюме обсуждается с автором этого рисунка, и "внутренний щелчок" является наиболее ценным маркером правильности пути. И при исследовании и анализе какого-либо рисунка, мы понимаем скорее направление движения для психологической работы, чем получаем полную картину состояния его автора. Для этой статьи были использованы работы Т. Абта. Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь доступа к вашим скрытым возможностям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|