|
Клинический случай "Рисунка семьи".Автор статьи: Гусева Ольга Владимировна
При интерпретации «Рисунка семьи» традиционно используются множество параметров: однако отдельно хотелось бы остановиться на некоторых из них, которые сигнализируют нам о возможном семейном или личностном неблагополучии. Это «начало рисования с объекта», «уменьшение состава семьи», «общая деятельность семьи», «изолированность изображения семьи от остального пространства листа», «изолированность членов семьи друг от друга», «недостаточная прорисованность кистей рук», «большое количество предметов», «линия основания». Например, изолированность членов семьи друг от друга интерпретируется как нарушение эмоциональных контактов (выглядит как отделенность какими-либо перегородками или удаленность фигур друг от друга). Считается, что недостаточность или конфликтность семейных контактов, – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии. В качестве иллюстрации рассмотрим клинический случай из моей практики. Ниже представлен рисунок Маши П., 9 лет, имеющей брата с РАС в возрасте 6 лет (тяжелая степень, полевое поведение). Изображение фигур членов семьи уменьшенное, что может говорить о ее пониженной самооценке либо о депрессии. Папа с мамой образуют отдельную группу, отделены от детей перегородками. Себя девочка разместила на краю несоразмерно большого дивана, от особого брата ее отделяет массивная перемычка. В рисунке наблюдаются выраженные признаки эмоциональной нагрузки: с сильным нажимом заштрихована перегородка между девочкой и ее братом. Важно, что аутичный брат является единственным членом семьи, кто нарисован без ступней, что, по мнению некоторых авторов, является признаком пассивности или неумелости в социальных отношениях, таким образом дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Результаты анализа рисунка подтверждаются данными обследования по опроснику Р. Кеттелла, по которым у Маши отмечается необщительность, обособленность, скрытность, эмоциональная неустойчивость, социальная робость, тревожность, преобладание пониженного фона настроения, высокий уровень фрустрированности. В тесте «Неоконченные предложения» девочка ответила, что она не гуляет со своим братом, т. к. «он рвется под машины». Маша болезненно относится к тому, что «окружающие удивляются, что он может кричать на всю улицу». На утверждение «если обидят моего брата… был получен ответ: «сломаю им руку», что говорит о высокой степени фрустрированности, которая проявляется в виде вербальной агрессии. Учет особенностей семейного функционирования позволяет разработать дифференцированные подходы к психологической коррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и стилей воспитания детей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|