Клинический случай "Рисунка семьи".

 При интерпретации «Рисунка семьи» традиционно используются множество параметров: однако отдельно хотелось бы остановиться на некоторых из них, которые сигнализируют нам о возможном семейном или личностном неблагополучии.  Это «начало рисования с объекта», «уменьшение состава семьи», «общая деятельность семьи», «изолированность изображения семьи от остального пространства листа», «изолированность членов семьи друг от друга», «недостаточная прорисованность кистей рук», «большое количество предметов», «линия основания».

Например, изолированность членов семьи друг от друга интерпретируется как нарушение эмоциональных контактов (выглядит как отделенность какими-либо перегородками или удаленность фигур друг от друга). Считается, что недостаточность или конфликтность семейных контактов, – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии.

В качестве иллюстрации рассмотрим клинический случай из моей практики.

Ниже представлен рисунок Маши П., 9 лет, имеющей брата с РАС в возрасте 6 лет (тяжелая степень, полевое поведение).

Клинический случай Рисунка семьи

Изображение фигур членов семьи уменьшенное, что может говорить о ее пониженной самооценке либо о депрессии. Папа с мамой образуют отдельную группу, отделены от детей перегородками. Себя девочка разместила на краю несоразмерно большого дивана, от особого брата ее отделяет массивная перемычка. В рисунке наблюдаются выраженные признаки эмоциональной нагрузки: с сильным нажимом заштрихована перегородка между девочкой и ее братом. Важно, что аутичный брат является единственным членом семьи, кто нарисован без ступней, что, по мнению некоторых авторов, является признаком пассивности или неумелости в социальных отношениях, таким образом дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания.

Результаты анализа рисунка подтверждаются данными обследования по опроснику Р. Кеттелла, по которым у Маши отмечается необщительность, обособленность, скрытность, эмоциональная неустойчивость, социальная робость, тревожность, преобладание пониженного фона настроения, высокий уровень фрустрированности. В тесте «Неоконченные предложения» девочка ответила, что она не гуляет со своим братом, т. к. «он рвется под машины». Маша болезненно относится к тому, что «окружающие удивляются, что он может кричать на всю улицу». На утверждение «если обидят моего брата… был получен ответ: «сломаю им руку», что говорит о высокой степени фрустрированности, которая проявляется в виде вербальной агрессии.

Учет особенностей семейного функционирования позволяет разработать дифференцированные подходы к психологической коррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и стилей воспитания детей.

 

 



Просмотров: 522
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все счастливые семьи похожи друг на друга?
  • "Друг семьи" - как отвадить голубоэкранного друга.
  • Почему супруги выбирают друг друга? Внутренняя идентификация семьи.
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Давайте работать на качество устройства детей в семьи, а не на количество
  • Роль семьи в развитии психосоматических заболеваний детей
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Друг семьи. Третий не лишний.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
  • След неудачных отношений. История болезней детей одной семьи.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • Сохранение семьи ради детей
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Развод, как пережить крушение семьи без детей.
  • Будущее общества зависит от семьи и детей
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • Инициации, как необходимые этапы в жизни семьи и детей.
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь