Диагностика детско-родительских отношений с помощью проективного рисунка.

Описание случая и размещение фотографий согласовано с клиенткой. 

Клиенты: 
Мама с сыном 8 лет (возраст изменен). Диагноз мальчика: гиперкинетическое расстройство.

Начало работы. 
Предлагаю каждому нарисовать, не глядя друг на друга, барашка в бутылке. Рисунок мальчика обсуждаем сразу же, рисунок мамы – на отдельной сессии без ребенка. 

Диагностика детско родительских отношений с помощью проективного рисунка

Рассказ ребенка (сокращенный вариант без вопросов психолога): «Барашку плоховато, потому что бутылка закрыта пробкой, он задыхается, и не может погулять. А бутылке нормально, но когда ее разобьют, почувствует боль. Ее разобьют, так как она – экспонат в музее. Ее разобью браконьеры, чтобы скушать барашка. Барашек мечтает поговорить с кошками, поплавать в море, подстричься. Ему уже давным-давно хочется выбраться. Он может вытолкнуть пробку копытцем, превратиться в бабочку и улететь. Он не делает этого, потому что боится. Но барашек выйдет из бутылки во время субботника, когда все уйдут. Бутылка почувствует себя пустовато, она ведь съела и переваривает барашка. А барашек будет пастись в поле. Найдет себе семейку барашков. Если же барашек скажет, что ему плохо, то бутылка откроет пробку, он вдохнет воздух и получит травку. Если бутылка это сделает, то он никуда не уйдет. А бутылка вообще резиновая и может растянуться. Барашек ничего не боится, потому что у него острые зубки, и бутылка ничего не боится, потому что она подружилась с барашком». 



Рассказ мамы: «Барашку в бутылке хорошо, так как бутылка открыта, и он может выйти, когда захочет. Если барашек уйдет, то он будет бегать по травке и веселиться, а бутылка будет скучать. Барашек боится злых людей, а бутылка боится разбиться и поранить барашка». 

Анализ рисунков и рассказов. 
Барашек в данной методике является метафорой ребенка, а бутылка - метафорой родителей. 

Рисунок ребенка демонстрирует сильнейшую гиперопеку, подтверждаемую рассказом. Ребенок «задыхается», ограниченный заботой родителей. Это не может не вызывать у него агрессию, однако, он ее не осознает и приписывает третьим лицам – браконьерам, которые разобьют бутылку. При этом присутствует еще и аутоагрессия , приписываемая тем же браконьерам, так как барашка в итоге съедят. 

Положительный момент в том, что ребенок все-таки хочет стать более самостоятельным. Он рассматривает вариант не только деструктивного освобождения в виде разрушения бутылки, но и мирного исхода в виде аккуратного открывания бутылки копытцем. После вопроса о том, как еще может поступить барашек в этой ситуации, ребенок предложил третий вариант – договориться с бутылкой, на котором он в итоге и останавливается. Вариант, с одной стороны, хорош тем, что ребенок готов к конструктивным переговорам. Но, с другой стороны, его желание быть более самостоятельным ограничено, так как его устроит просто небольшое послабление чрезмерной заботы. 

Со слов мамы можно подумать, что гиперопеки нет, и ребенку предоставлена достаточная свобода. Однако эта свобода иллюзорна. Если внимательно посмотреть на рисунок, то окажется, что горлышко бутылки хоть и не закрыто, но слишком узкое, чтобы через него можно было пройти. Так же и маме кажется, что она предоставляет ребенку достаточно самостоятельности, но на самом деле, его свобода слишком ограничена. 

Также интересно то, что бутылка на рисунке ребенка стоит на подставке, то есть она сама по себе не устойчива и нуждается в опоре. В то же время и мама говорит о страхе, что бутылка разобьется и повредит барашку. Это указывает на неустойчивость семейной системы в целом. В дальнейшем мама подтвердила гипотезу о нестабильности семьи и опасении, что изменения могут отразиться на ребенке.

В следующей статье будет описано продолжение диагностики с помощью работы в песочнице.



Просмотров: 679
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Барашек в бутылке
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Так что же делать, если малыш боится?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ребенок боится воды?
  • Что делать, если ребенок боится Деда Мороза?
  • Что делать, если ваш ребенок боится темноты
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все плохо, потому, что я так думаю
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Монстр под кроватью, или что делать, если Ваш ребенок боится темноты
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что такое Синтезологика и как она может помочь?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Иван Петрович, вторая сигнальная система и барашек Шон
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь