|
«Кошмар, когда ребенок боится…»Автор статьи: Долгушева Екатерина Юрьевна
Вряд ли можно встретить человека, который не знает, что такое страх. Каждый из нас испытывал эту эмоцию и очень хорошо знаком как это – бояться… И, конечно же, первый раз страх появился у нас в детстве. Детям свойственно бояться, так как вокруг малыша огромный неизведанный и очень интересный мир, с которым очень хочется познакомиться. Но порой знакомство может быть не очень удачным и тогда появляется страх. Ребенка может напугать что угодно. То, что взрослым кажется простым и незаметным может очень сильно воздействовать на малыша и вызвать очень сильную эмоциональную реакцию. Поэтому родителям стоит внимательно относиться к реакциям своих малышей, чтобы вовремя помочь ребенку справиться с эмоциями и не зафиксировать состояние страха. Страх появляется с опытом, в результате взаимодействия с окружающим миром и родителями. И, конечно, очень важным для психического здоровья ребенка является поведение и слова самих родителей. Очень бы хотелось начать с того, как родители говорят окружающим или психологу о том, что их ребенок чего-то боится. Если обратить внимание на конкретные слова в фразе, то можно обнаружить много интересного... Приведу пример из своего опыта работы с семьями: «Кошмар, моя дочь боится темноты…», «Боже, я боюсь, что он никогда не перестанет бояться высоты…», «Это какой-то ужас, он совсем не остается один…» и т.д. Все эти фразы содержат страх, но только не детей, а самих родителей, который передается детям, так или иначе. Ребенок как губка впитывает все, что происходит вокруг, интуитивно чувствует эмоциональное состояние своих родителей, и было бы странным, если бы у тревожной и беспокойной мамы был бы ребенок, который ничего не боится и абсолютно спокойно относится к окружающему миру. Мама с беспокойным выражением лица, перепуганными глазами, «охами» и «ахами» обязательно вызовет тревогу у малыша. Своими словами и действиями мы родители, сами того не подозревая, заставляем бояться наших детей. А если даже ребенка напугал кто-то другой или какой-то случай, событие, человек, то очень важно обратить внимание на то, что мы говорим нашему чаду после испуга, какие слова употребляем и как часто говорим об этом случае. Каждое наше обращение к пугающей ситуации и слова «ужас», «кошмар», «ты боишься» и т.д. все больше фиксируют в памяти ребенка этот случай и состояние страха. Ограничения и запреты со стороны родителей тоже могут привести к закреплению страхов: «Не лезь туда - упадешь», «не подходи - укусит», «не трогай – обожжешься», «не ныряй - утонешь» и т.д. К сожалению, дети усваивают только вторую половину запретов, а, соответственно, начинают бояться утонуть, обжечься, удариться, быть покусанным и т.п. Также в качестве помощников в воспитании, родители используют сказочных героев или реальных людей, что тоже ни к чему хорошему не приводит: «Не ходи туда (в темную комнату), там Бабайка (или Баба-Яга, или Кащей бессмертный, или серый волк и т.д.)». Или еще был случай, когда мама сказала своему сынишке: «Не будешь слушаться – придет ГАИ и заберет тебя». И теперь у малыша страх перед людьми в форме, страх остаться одному и темноты. Конечно же, насколько это закрепится в памяти у ребенка и повлияет на взрослую жизнь, зависит от восприимчивости, эмоциональности малыша, неуверенности в себе, зависимости от окружающих, а все эти черты формируются в семье. К тому же на малыша могут оказывать сильное влияние конфликты между родителями. Ребенок может считать себя виновным в ссоре родителей и начнет бояться быть причиной новых конфликтов, что, конечно же, повлияет на психическое здоровье малыша. Существуют возрастные страхи, которые проходят с возрастом и вряд ли останутся в памяти ребенка и окажут влияние на его взрослую жизнь. Малыши до года боятся резких и неожиданных звуков, и если родители не фиксируют ребенка на испуге, то с возрастом и опытом ребенок перестает бояться. Дети постарше начинают бояться наказаний и боли (прививка у врача, неудачно упал), так как, исследуя мир, они часто слышат от взрослых какие-то наставления или требования (нужно слушаться, можно удариться, обжечься и т.д). Страх темноты тоже является нормальным для детей 2-3 лет. Позже самостоятельность ребенка возрастает, появляются фантазии. Малыш сам придумывает чудовище и долго его боится. Когда я была маленькой, то думала, что в моей комнате живет огромный паук. На окне стоял цветок хлорофитум и когда выключали свет, то на фоне окна появлялся «паук». Когда моя мама однажды увидела, что я смотрю на окно и дрожу, просто унесла цветок из комнаты и со временем я забыла про этот случай. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать страх и панику. К тому же очень часто родители не следят, что смотрят их дети, по телевизору показывают катастрофы, аварии, наводнения, различные передачи о произошедших пожарах и смерти детей, что может очень сильно повлиять на ребенка. Тревожность, агрессия, проблемы в общении со сверстниками, комплексы и другие серьезные проблемы могут быть последствиями детских страхов. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Если родители видят, что ребенок чего-то боится, но страх не доставляет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться со страхом своими силами.
Как помочь справиться со страхом:
Если же ничего из выше написанного вам не могло, то лучше обратиться за помощью к психологу. И не забывайте, что психическое здоровье детей зависит от любви в семье, взаимопонимания, поддержки, эмоциональной близости и уважения чувств друг друга. Будьте внимательны к своим детям, разговаривайте с ними и помните то, что для вас кажется смешным, может быть страшным для вашего ребенка. Удачи Вам, любви и терпения! Семейный психолог Екатерина Долгушева. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|