|
Психология детского рисункаАвтор статьи: Екатерина Холод
Психология детского творчества
Все люди рисуют. Кто-то больше, кто-то меньше, но, тем не менее, все. Изображая что-либо, они не просто рисуют, а делают это каким-то своим способом. Если попросить человека нарисовать, например, машину или дерево, то вряд ли можно будет увидеть идентичные рисунки. Похожие – да, но не идентичные. Рисунок очень много может рассказать о своем художнике: это отражение нашего мира, который живет внутри нас и влияет на всю жизнь. Очень часто этот мир не осознается. Рисунки помогают знакомиться с этим миром. Особенно любят рисовать дети, и неудивительно, ведь для них рисование – это не искусство, а средство общения, речь. Ребенку бывает крайне трудно понять, что с ним происходит, выразить свои мысли и переживания словами. А с помощью бумаги и карандашей можно выразить все, что накопилось в душе. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал К.Д. Ушинский, призывая учителей опираться на эти особенности детского мышления». Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности. Независимо от культуры, в которой воспитывается маленький человек, где бы он ни жил, ребенок выражает свое раннее восприятие окружающих людей и предметов посредством рисунка. О пользе творчества В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определенное изображение. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование вместе с ребенком – это отличный способ не только поднять настроение, но и провести время с пользой - посмотреть на мир другими глазами, открыть в себе новые возможности, и даже вспомнить себя! Возраст художника Ребенок начинает рисовать с того самого момента, как научается держать в руке карандаш или кисточку. В возрасте до трех лет (примерно) это будут каляки-маляки. Однако даже в них можно заметить особенности данного конкретного ребенка, наблюдая, в каком темпе малыш двигает рукой, с каким нажимом рисует, какие выбирает цвета, заполняет все пространство листа или нет. Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков – каракулей появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, но вскоре они превращаются в отдельные кружки и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это его крупное достижение. Фактически круг – это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. Итак, предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта. Первая форма изображения человека – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются то его середины. На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, то теперь ребенок рисует стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны. Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы, брови и т.д.). Один исследователь данной тематики представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом: После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника, пропорции головы и тела еще не находятся в согласии. На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы, первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности. Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций. О чем говорит рисунок Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования можно очень многое узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом. Из самого общего можно сказать, что в первую очередь нужно обращать внимание на следующие аспекты:
Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь (например, свою семью; не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему) и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – самые холодные отношения и т.д. Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер (ревнуют), при этом, если спросить их где они, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он|она гуляет на улице, спит и т.д. Бывает, дети не рисуют сами себя, это тревожный знак, как правило, это происходит когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кото-то из родителей это можно анализировать по-разному:
Важно также смотреть на сами фигуры, у всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры может говорить о ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, я спросила у мальчика 8 лет, почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, и он ответил – потому что он дерется. С помощью анализа детских рисунков опытные психологи и врачи могут даже распознать какое-либо заболевание у автора, есть особенности, которые используют такие дети в рисовании, в не зависимости от возраста, культуры, расы и т.д. Например, при шизофреноподобных расстройствах дети часто рисуют разделенные на части фигуры, фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы и т.д. Если вы заметили что-то необычное в рисунках своего ребенка, не пугайтесь раньше времени (наверняка ваш анализ не так точен, как анализ профессионала, не спешите с выводами) стоит оценивать не только рисунки но и общее поведение и самочувствие ребенка, в этом вам всегда поможет психолог. Все дети любят рисовать, если не ограничивать их фантазию и воображение, не упрекать, что они сделали неправильно или некрасиво, возьмите лучше в руки кисть, краски, разложите огромный лист бумаги и вперед, доставлять радость и приносить пользу и себе и детям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|