Психология детского рисунка

Автор статьи: Екатерина Холод
Психология детского творчества

 Все люди рисуют. Кто-то больше, кто-то меньше, но, тем не менее, все. Изображая что-либо, они не просто рисуют, а делают это каким-то своим способом. Если попросить человека нарисовать, например, машину или дерево, то вряд ли можно будет увидеть идентичные рисунки. Похожие – да, но не идентичные.  Рисунок очень много может  рассказать о своем художнике:  это отражение нашего мира, который живет внутри нас и влияет на всю жизнь. Очень часто этот мир не осознается. Рисунки помогают знакомиться с этим миром. Особенно любят рисовать  дети, и неудивительно, ведь для них рисование – это не искусство, а средство общения, речь. Ребенку бывает крайне трудно понять, что с ним происходит, выразить свои мысли и переживания словами. А с помощью бумаги и карандашей можно выразить все, что накопилось в душе. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал К.Д. Ушинский, призывая учителей опираться на эти особенности детского мышления». Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности.  Независимо от культуры, в которой воспитывается маленький человек, где бы он ни жил, ребенок выражает свое раннее восприятие окружающих людей и предметов посредством рисунка.

 

О пользе творчества

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определенное изображение. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

 Рисование вместе с ребенком – это отличный способ не только поднять настроение, но и провести время с пользой - посмотреть на мир другими глазами, открыть в себе новые возможности, и даже вспомнить себя!

 

Возраст художника

Ребенок начинает рисовать с того самого момента, как научается держать в руке карандаш или кисточку. В возрасте до трех лет (примерно) это будут каляки-маляки. Однако даже в них можно заметить особенности данного конкретного ребенка, наблюдая, в каком темпе  малыш двигает рукой, с каким нажимом рисует, какие выбирает цвета, заполняет все пространство листа или нет. Как только ребенок достигает трехлетнего возраста, в динамике его рисунков – каракулей появляется и становится все более очевидной тенденция к изображению окружностей. Сначала они могут быть непрерывными, но вскоре они превращаются в отдельные кружки и тогда ребенок обнаруживает, что он нарисовал, например, голову. Это его крупное достижение. Фактически круг – это самый простой рисунок, повсеместно выбранный образец и самая распространенная фигура в природе. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. Итак, предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму изображаемого объекта.

Первая форма изображения человека – это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.

Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются то его середины.  На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, то теперь ребенок рисует стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны. Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы, брови и т.д.). Один исследователь данной тематики представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом:

После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника, пропорции головы и тела еще не находятся в согласии.

На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы, первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности.

Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций.

 

О чем говорит рисунок

 Рассматривая рисунки ребенка и наблюдая за ним в процессе рисования можно очень многое узнать о его внутреннем мире, настроении, отношении к разным людям, самооценке и многом другом.

Из самого общего можно сказать, что в первую очередь нужно обращать внимание на следующие аспекты:

 

  • Размер рисунка. Как правило, дети тревожные, с заниженной самооценкой рисуют в нижнем краю листа мелкие фигурки, даже после окончания работы на листе остается много свободного места. Дети с завышенной самооценкой рисуют в верхней части листа, крупные фигуры. Об эгоцентричности могут свидетельствовать слишком крупные фигуры, занимающие весь лист и, как бы, не помещающиеся в него (однако такое явление норма для детей до 3-4 лет).
  • Характер нажима. Вы, наверное, замечали, что некоторые дети рисуют так, что карандаши с бумагой прямо трещат. Чрезмерный нажим может свидетельствовать о внутреннем напряжении ребенка, он явно сдерживает много негативных эмоций. А бывает наоборот, дети еле касаются бумаги карандашом, линии у них получаются тонкие, едва заметные. Часто при рисовании у таких детей могут быть не соединены все части фигур, например,  ноги только подходят к туловищу, но не касаются его. Часто так рисуют дети тревожные, у которых не все в порядке с отношениями в семье.
  • Выбираемые цвета. На самом деле, использование в рисунке ярких цветов говорит о благоприятном  эмоциональном фоне, а темных – наоборот, о сниженном настроении. Показательно, например, когда ребенок рисует всех членов семьи одним цветом, а кого-то выделяет другим. 

 Попросите своего ребенка нарисовать что-нибудь (например, свою семью; не перечисляйте членов семьи, не помогайте, не мешайте ему) и наблюдайте: кого он нарисовал первым? – это самый значимый для него человек; кто ближе всех к нему самому? – с этими людьми он в более близких отношениях; кто дальше всех? – самые холодные отношения и т.д.

Показательным является, если ребенок пропустил кого-то из членов семьи, забыл нарисовать. Очень часто маленькие дети пропускают своих младших братьев и сестер (ревнуют), при этом, если спросить их где они, почему не нарисовал, они часто отвечают – потому что он|она гуляет на улице, спит и т.д. Бывает, дети не рисуют сами себя, это тревожный знак, как правило, это происходит когда дети не чувствуют себя в семье важными и значимыми. Если дети пропускают кото-то из родителей это можно анализировать по-разному:

  • Пропущенный член семьи уделяет очень мало внимания ребенку.
  • Ребенок боится этого родителя, психологически хочет исключить его из своего мира.
  • В период 3-6 лет у детей начинает развиваться сексуальность и они могут пропускать родителя своего пола, а себя рисовать рядом с родителем противоположного пола. Это нормально.

 Важно также смотреть на сами фигуры, у всех ли есть глаза, уши, носы, рты, руки, ноги. Отсутствие рта и рук у какой-то фигуры   может говорить о  ее бесправности в семье. Резко очерченный рот с зубами – об агрессивности. Сильно прорисованные глаза, особенно с яркими зрачками – о страхе. Важно и нужно расспрашивать самого ребенка об особенностях рисунка. Так, например, я спросила у мальчика 8 лет, почему на его рисунке семьи у брата самые длинные руки, и он ответил – потому что он дерется.

С помощью анализа детских  рисунков опытные психологи и врачи  могут даже распознать какое-либо заболевание у автора, есть особенности, которые используют такие  дети в рисовании, в не зависимости от возраста, культуры, расы и т.д. Например, при шизофреноподобных расстройствах дети часто рисуют разделенные на части фигуры, фигуры, в которые встроены дополнительные технические предметы и т.д. Если вы заметили что-то необычное в рисунках своего ребенка, не пугайтесь раньше времени (наверняка ваш анализ не так точен, как анализ профессионала, не спешите с выводами) стоит оценивать не только рисунки но и общее поведение и самочувствие ребенка, в этом вам всегда поможет психолог.

 Все дети любят рисовать, если не ограничивать их фантазию и воображение, не упрекать, что они сделали неправильно или некрасиво, возьмите лучше в руки кисть, краски,  разложите огромный лист бумаги и вперед, доставлять радость  и приносить пользу  и себе и детям.



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Что рисуют дети?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Дети и гаджеты! Борьба за своего ребенка
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Дети интроверты. Почему ребенок замыкается в себе. Пример песочной расстановки.
  • «РЕБЕНОК– НЕ МАРИОНЕТКА или Почему дети не слушаются мудрых родителей»
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Дети в семье: желание, количество, особенности
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Дети и их развитие. То важное, что мы часто упускаем
  • "Ваши дети - не ваши дети". Кому принадлежит ребенок?
  • Измена глазами ребенка. Или… «дети ничего не видят»?
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Часто болеющие дети



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь