|
Часто болеющие детиАвтор статьи: Шестакова Маргарита Евгеньевна
Часто болеющие дети. Болезни наших детей приносят множество тревожных моментов в нашей жизни. «Опять заболел! Сколько можно!». «Ну, почему же мой ребенок такой болезненный?». «Снова «больничный», опять начальник (начальница, коллеги по работе) будет косо смотреть». «Пока на «больничном» на работе дела накопятся, разгребать придется.». «Надо снова просить маму (свекровь, подругу, няню т.п.) посидеть с ребенком. Опять буду выслушивать, какая я плохая мать». «Денег и так не хватает, и по «больничному» еще меньше получу». «Опять в садике воспитатели будут выговаривать, что привели больного ребенка. А что делать, если сидеть с ним некому?». Или «Только бы не зараза какая-нибудь», «Опять заболел, как бы не привело к осложнениям». Или «Ведь говорила, чтобы одевался теплее. Такой упрямый, не переубедишь!», «Берегу его, дома и сквозняков нет, одет тепло, а как съездит к бабушке (родственникам мужа, тете… дальше можете продолжить ряд сами), так на следующий день сопли, температура». Такие мысли, наверное, возникают у многих из нас. И наш ребенок в такие моменты становится для нас источником эмоционального напряжения. Сознательно или бессознательно мы агрессируем на ребенка, что из-за его нездоровья возникают дополнительные проблемы, что приходится испытывать чувство вины, подтверждается правота кого-то о нашей некомпетентности в роли матери и т.д. А, возможно, для кого-то это лишняя возможность побыть вместе с ребенком дома, отдохнуть от физических, чаще эмоциональных нагрузок на работе. В данном случае ребенок как палочка-выручалочка помогает нам уберечься от срыва. Опять же может возникнуть вина за радость от возможности отдохнуть. Известно, что острые респираторные инфекции занимают первое место в структуре заболеваемости детей дошкольного возраста, причем 49,5% из них приходится на контингент истинно часто болеющих детей (более 4 раз в год). У детей, которые болеют 6 и более раз в году, высок риск развития аллергических заболеваний, в частности бронхиальной астмой. Как показывают исследования, свыше 46% истинно часто болеющих детей к 8-9 годам приобретают одно или несколько хронических заболеваний. Несмотря на огромный арсенал общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий, разработанный традиционной медициной, проблема реабилитации часто болеющих детей не решена. Неоднократно указывалось на необходимость рассмотрения этого феномена с позиций психологии. При обсуждении факторов риска частых и длительных заболеваний среди прочих приводятся плохие взаимоотношения между родителями, стрессы у детей из-за воспитательного процесса, раннее начало посещения дошкольных учреждений. Почему же болеют наши дети? Психологами доказано, что у самых маленьких детей эмоциональная, психическая жизнь тесно связана с телесными ощущениями и граница между эмоциональным и телесным почти неразличима. Именно поэтому основные эмоциональные события (пугающие его ссоры родителей, близких, тяжелые болезни кого-то из близких, посещение детского сада, школы, чрезмерные, преувеличенные требования к нему со стороны родителей) неизбежно отражаются на состоянии организма малыша. Очень часто своей болезнью ребенок сообщает нам о своем душевном, эмоциональном состоянии и нуждается главным образом в сочувствии и понимании. Исследования эмоционально-личностной сферы и коммуникативной компетентности, проведенные психологами, показали, что у таких детей преобладает высокий уровень тревожности, сниженная самооценка, непринятие или неполное неприятие себя, широкая гамма переживаний по поводу болезни. Бессознательные потребности родителей очень сильно влияют на ребенка. Д.Джексон писал о симуляции ребенком болезни при неблагополучных взаимоотношениях родителей. При неблагоприятных отношениях родителей между собой, часто каждый или один из родителей старается приблизить к себе ребенка, привлечь его на свою сторону в семейных конфликтах. Известно, что оба родителя для ребенка одинаково значимы. При их ссоре у ребенка возникает тревога, что родители могут разойтись. Ребенок пытается их объединить (может заболеть, может быть неадекватное поведение). В литературе много говорится о значимости личных особенностей матери в формировании отношений со своим ребенком. Описывается феномен «семейной тревоги», свойственный семьям, в которых ребенок страдает психосоматическим заболеванием. Психологами были проведены и исследования матерей часто болеющих детей. Полученные результаты могут свидетельствовать о наличии личной особенности матери, для которой болезнь ребенка – возможность отреагирования собственных проблем, внутренних конфликтов. Преобладающими в отношениях «мать – часто болеющий ребенок» выступают эмоционально зависимые отношения, отвержение, позиция «маленького неудачника». Это может проявляться в постоянной заботе о здоровье своего ребенка. Однако зачастую за этим лежат неприятие своего ребенка, попытка довести его до определенного уровня, когда он сможет удовлетворить материнские амбиции. Другая ситуация неприятия, отвержения своего ребенка на эмоциональном уровне действительно часто сопряжена с семейными конфликтами. В этом случае вся гамма неприятных переживаний по поводу ребенка может быть проекцией конфликтных отношений с мужем, его родственниками. Отвержение ребенка на эмоциональном уровне не осознается матерью, тем не менее формирует у нее подсознательное чувство вины, которое несет двойную функциональную нагрузку. С одной стороны, именно она заставляет мать хорошо ухаживать за своим ребенком, с другой – провоцирует постоянное чувство раздражения к нему как источнику негативных переживаний. Изложенное выше доказывает необходимость психологической помощи истинно часто болеющему ребенку. Только в процессе психотерапевтической работы можно выявить истинные причины подобных заболеваний, их проработать, что может обеспечить выздоровление и активную, наполненную жизнь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|