|
Анализ рисунка? К.Г. Юнг вам в помощь!Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Многие специалисты отдают свое предпочтение проективным методикам. Все больше психологического пространства захватывает арт-терапия и другие техники анализа «продуктов деятельности» человека. Графология тому прямое подтверждение. Ее используют в криминалистике, поэтому, она вышла на более высокий уровень развития и одобрения общественностью, чем, например, рисуночные тесты. Прежде чем поднимать обе руки «ЗА» работу по составлению психологического портрета посредством интерпретации нарисованных изображений, я считаю важным сказать пару слов о непреднамеренной проекции того человека, который будет давать анализ рисунка или другого продукта творчества. И это, конечно, снижает объективность метода. Полезно составить впечатление, а затем подтвердить его или опровергнуть посредством других методик. Впрочем, я ничего нового не сказала. Любой одиночный (единственный) тест, десять раз валидный и надежный, требует подтверждения гипотезы психолога другими тестами и разными методиками. Приведу пример. В детском садике шестилетний мальчик нарисовал свою семью. При том, что состав семьи: «мама, папа, я», на рисунке мальчика было нарисовано две фигуры. Он и его папа. Было еще несколько деталей, по которым детский психолог вынесла неутешительный вердикт. Мама, пребывающая в шоке после посещения психолога, возьми да и спроси своего сына о причинах такого изображения. И сын ответил: «Мамочка, ты такая красивая! и сама знаешь, как я рисую. Я совсем не умею рисовать. И мне не хотелось изображать тебя нелепо. Мы с папой мужчины, нам не страшно». Кстати, это чистая правда. В том плане, что ребенок едва умел держать карандаш. Ну, не любил он рисовать. И вечерами, с мамой, они пытались это делать, по заданию воспитателей детского сада. Мама брала руку сына с карандашом, водили вместе по бумаге, потом мама рисовала сама, а сын смотрел, но результатов особых это действо не возымело. При том, что мальчик хорошо читал с трех лет, он всячески противился рисованию и вообще, парень был «головастый», но совершенно не «рукастый». К счастью (или нет?), человеческое сознание не бесконечно индивидуально, оно являет также типичные общие особенности. С самых ранних времен были попытки классифицировать людей согласно типам, и, таким образом, внести порядок в хаос. К.Г. Юнг предложил новую типологию, основанную на двух главных установках людей, выявленных им, и которые сейчас так широко признаны, что вошли в обыденную речь. Я говорю об экстраверсии и интроверсии. А также мы будем иметь ввиду 4 функции сознания, выделенные им же. Это ощущение, чувство, мышление, и интуиция. Именно эта типология по К.Г. Юнгу может нам помочь интерпретировать рисунки других людей. С ее помощью мы можем получить некий алгоритм интерпретации, своеобразную систему. В отличие от подстрочных методик, которые Объемные «мануалы» к рисуночным тестам, изображающим, человека, например, практически невозможно запомнить дословно. «Есть ли у нарисованного человека ресницы, как расположена его ладонь?» Все имеет значение, каждая мелочь четко определена и жестко привязана к интерпретации. Я верю, что есть эксперты, блестяще владеющие методикой. Это годы труда, отработки навыков с учебником и инструкцией под мышкой. Я сама люблю не тупо заучивать какую-либо инструкцию, или запоминать руководство к действию дословно, а понять сам «принцип действия». На основании которого можно делать верные суждения. Примерно такой принцип работы с рисунками выявили последователи К.Г. Юнга, использовав его авторскую типологию личности. Итак, у нас есть экстраверсия, интроверсия, ощущение, чувство, мышление, интуиция. Про эти функции сознания вы можете почитать ЗДЕСЬ. Интровертная установка. Интерпретацию изображения стоит начинать с интровертной установки. А это значит, что глядя на рисунок, обычно мы (тот, кто интерпретирует рисунок) концентрируемся на самом изображении (экстравертный модус), и не уделяем достаточного внимания на собственную внутреннюю (интровертную) сторону рисунка. То есть, на свою субъективную реакцию. Тот, кто будет интерпретировать рисунок, должен задать себе вопрос: «Какова моя инстинктивная реакция на этот рисунок?». Второй вопрос, точнее, шаг, будет касаться четырех функция сознания в интровертной установке. Четыре следующих вопроса, которые тот, кто интерпретирует рисунок, задаст себе, следующие:
Таким образом, у нас есть алгоритм для составления первого впечатления от рисунка. Экстраверная установка. После обращения к нашим субъективным реакциям, наступает очередь самого изображения. При этом, ВОТ ТЕПЕРЬ, мы следим за тем, чтобы теперь наши субъективные мысли «не путались под ногами» объективного послания рисунка. И снова мы обратимся к четырем функциям сознания, которые К.Г.Юнг полагал попытками адаптации к окружающей среде своего эго. Различными по своему содержанию (функциям) для разных людей.
«Какое качество бумаги выбрано для рисунка? Каков материал (акварель, карандаш, тушь)? Каков формат и какие цвета были использованы?» и так далее.
«Что занимает центральное место? Где энергия этого рисунка?»
«Как элементы рисунка соотносятся друг с другом? Динамичен или статичен этот рисунок? есть ли в рисунке пространство и перспектива?»
«Из какого рода констелляции в бессознательном происходит этот рисунок?», - такой вопрос нам следует задать себе. Таким образом, мы можем смотреть на рисунок четырьмя различными способами, по числу функций сознания. И, на десерт. Как вишенка на торте. Главная функция. Обычно человек развивает всего лишь одну главную функцию своего сознания, как наиболее комфортный именно для него способ адаптации к окружающему миру. И эта же функция начинает использоваться и при встрече с чем-то новым. Она становится опорной, доминантной. Функция, противоположная главной, носит название подчиненной. Она не всегда отвечает требованиям эго. Поэтому, людям с главной ощущающей функцией (сензитивному), бывает трудно активизировать свою интуицию. А людям, с ведущей функцией мышления (интеллектуалам), бывает трудно с функцией чувства. Именно эти чувства противоположны друг другу. Подробнее о функциях сознания, их соотношении, и о подчиненной функции, вы можете прочитать в других моих публикациях. Чтобы исключить односторонний подход к рисунку, тому, кто интерпретирует его, полезно знать свою ведущую и подчиненную функции. И в процессе интерпретации активизировать каждую из четырех своих функций, зная свои слабые места. Для визуализации этого экстравертного круговорота, Теодор Абт, последователь К.Г. Юнга, предлагает применить старый алхимический паттерн, состоящий из четырех элементов: земля, вода, воздух, огонь. (Кстати, эти же элементы используются в астрологии и гороскопах. Есть земные, водные, воздушные и огненные знаки Зодиака. В колодах Таро, где эти стихии соответствуют пентаклям, чашам, мечам и жезлам. Говорил же К.Г. Юнг о важности работ алхимиков!). Соотношение же этих элементов с функциями сознания следующее: Ощущение – земля. Материал рисунка, его формат, все внешние аспекты, которые можно «потрогать». Материальное, земное, так сказать. Чувство – вода. Что важно на этом рисунке для автора, а что второстепенно. Мышление - воздух. Вопросы соотношения элементов, цветов и перспективы. Движения или статики. Рациональное объяснение изображения. Интуиция – огонь. Наитончайшая функция, которая ведет к беспредпосылочному постижению истины, и эта едва уловимая «истина» будет являться первой гипотезой. С чем вас и поздравляю! Не легкое чтиво, согласна. У меня есть материал для продолжения. Каждое «спасибо» вдохновит написать его в скором времени. Мне нравится излагать размышления письменно, а писать будет приятнее, если эта тема откликается моим коллегам. Для этой статьи были использованы работы Т.Абта. Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь доступа к вашим скрытым возможностям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|