Если знать о механизмах проекции и возрастных стадиях рисования, то можно получить представление о различных психологических особенностях малыша. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах, отражающее не сознательные установки, а в первую очередь, импульсы и переживания. Даже самый маленький ребенок передает в своем изображении объекта личное отношение к нему. Малыш, скорее всего, не забудет нарисовать то, что кажется ему важным и значимым. И вряд ли он будет любовно вырисовывать то. что считает второстепенным. Поэтому рисунки можно использовать в качестве диагностических методов уже начиная с дошкольного возраста.
Часто родителей очень беспокоит, как протекает процесс адаптации малыша к детскому саду. Попросите ребенка в непринужденной обстановке нарисовать себя в садике, предложив ему карандаши и лист А4. А после окончания его работы расспросите его о сюжете: что он делает, кто его окружает, в каком настроении находятся персонажи и т.д. Комментарии малыша не менее важны, чем само изображение, для правильной интерпретации.
Если же маленький автор по ходу своего рассказа решит внести изменения в рисунок, ему не стоит запрещать, но для себя необходимо отметить, какие «доделки» отличают рисунок от первоначального варианта. Ведь то, что малыш изобразил, «не думая», больше соотносится с реальным положением дел, а то, что он пририсовал - с желаемой ситуацией (или социально одобряемой, по его мнению). Рассматривая рисунок, обратите внимание на характер самого сюжета, специфику прорисованных фигур, цветовую палитру и особенности штриховки для получения более полной и точной картины. А если что-то вызовет вопросы, то можно обратиться за советом к детскому психологу.
Интерпретация (пример рисунка из моей практики) :
Работа девочки - яркий пример того, как важно рассматривать рисунок ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, во взаимосвязи с комментариями самого автора. Чем младше ребенок, чем хуже у него сформированы художественно-выразительные средства, и именно реплики малыша способны прояснить настроение или детали рисунка. В рисунке малышки можно явно различить первое изображение человека-головонога, а из ее рассказа следует, что это портрет мамы, которая плачет. Такие рисунки девочка регулярно делает, находясь в детском саду.
Подобное изображение человека является нормой до 4-летнего возраста и говорит о хорошем интеллектуальном развитии ребенка. Можно заметить, что рисунок девочки занимает практически весь лист, т.е. сильно увеличен в размерах. Такая ситуация может говорить об импульсивности ребенка, характерной для этого возраста, значимости и важности мамы для малышки, но может и свидетельствовать о ее беспокойстве и тревожности. Проскакивающие линии, прерывающийся круг являются следствием несовершенной моторики ребенка и, возможно, присущей возрасту импульсивности. Использование ярких цветов - хороший признак, указывающий на жизнерадостный характер девочки, а разнообразие оттенков (5 цветов) -на высокую чувствительность и эмоциональность.
Несмотря на то что девочка рисовала маму, ее работа, скорее всего, отражает ее собственные чувства и переживания, является проекцией внутреннего мира малышки. Грустная, «плачущая мама» показывает эмоциональное состояние девочки в период адаптации к детскому саду. Глаза-черточки говорят о замкнутости, внутреннем запрете на выражение негативных эмоций, а черточка-рот может указывать на внутреннее напряжение. Наличие бантов свидетельствует о демонстративности, желании привлечь внимание.
Сам рисунок не опубликовала, так как родитель на мой вопрос о публикации рисунка ответил отказом, а в письменном виде разрешил рассказать.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.