Работа со сном через рисунок

Работа со сном через рисунок

Сны служат переработке и усвоению эмоциональных переживаний, они часто отражают субъективную реальность человека в символической форме. Есть сны-советы, сны-предупреждения, которые очень полезно расшифровать и понять их значение. Вещие сны тоже случаются.

Насколько сновидение важно для человека, можно почувствовать по отношению ко нему: либо это сильная эмоциональная затронутость, либо большой интерес. Бывает, целый день возвращаешься мыслями к сну, стараясь разгадать его смысл.

Сны часто забываются, утрачиваются фрагменты, тем более, если сновидение носит сюрреалистический характер. То, что во сне казалось логичным и понятным, после просыпания выглядит полным бредом. Поэтому при работе со сном нужно как можно скорее, пока воспоминания свежи, восстановить последовательность событий, припомнить как можно больше деталей и связать их с возникающими эмоциями. Цвета тоже могут играть важную роль в расшифровке сновидения.

Ключевым моментом является ощущение от сна в момент пробуждения. Иногда сон объективно страшного содержания вызывает спокойное отношение, и наоборот, сон с внешне нейтральными событиями заставляет испытывать беспокойство, страх. Если смысл сновидения не открывается сразу, имеет смысл его записать или, еще лучше, зарисовать с пояснениями. Не стоит форсировать события, пытаясь немедленно найти разгадку сна, лучше дать ему "отстояться". В какой-то момент может наступить инсайт и смысл легко откроется.

Вот пример из практики работы со сном. 

Клиентке приснился сон, который показался ей очень важным посланием подсознания, значение которого она не могла пока понять. Она шла по огромной пустынной равнине чашеобразной формы. В какой-то момент она обнаружила рядом с собой ребенка, которого она вела за ручку. Это была девочка и она производила впечатление, что что-то с ней не так - странный, больной, страдающий ребенок. Он ныл, упирался, приходилось его тащить за ручку. Женщина, с которой клиентка идентифицировала себя, находит разъезженную грузовиками дорогу, ведущую вверх из этой замкнутой долины. Она понимает, что ребенок не сможет идти вверх по скользкой, глинистой дороге и оставляет его внизу, а сама с трудом идет вверх. Поднявшись на один пролет вверх по серпантину, она смотрит вниз и видит "больного" ребенка, стоящего в одиночестве с выражением глубокой печали и покинутости на лице. Подняв голову, девочка смотрит женщине прямо в глаза. В руке она держит куклу с ярко-красной головой. Женщину поражает разрывающая душу жалость к ребенку, ощущение неправильности происходящего, и она остается стоять, не в силах сдвинуться с места. На этом сон кончается.

Сон вызывал тревогу, глубокую печаль, состояние беспомощности. Особенно клиентку интересовала и волновала красная голова у куклы. Рисунок, нарисованный по моей просьбе, довольно хорошо отражал события сна.

Исследование сновидения дало следующую картину. Идя по долине женщина ощущала себя одинокой, печальной, не было конца-края этой долине. Это хорошо отражало ее жизнь. Она была одна, тяжело работала и училась. Учеба была очень сложна для нее. Жизнь ее была чрезвычайно напряженной и безрадостной.

Подъем по тропе клиентка связала с завершением учебы и написанием диплома, который очень тяжело ей давался. Ее мучали головные боли, иногда казалось, что голова взрывается или она сходит с ума. Она признала, что сильно перенапрягает свой организм в погоне за дипломом. Но с другой стороны, завершенная учеба могла бы сильно улучшить ее материальное положение и вообще качество жизни. Вот стенограмма кусочка сессии: 

 

Т: Что чувствует женщина, оставив ребенка?

К: Поначалу ничего, но поднявшись наверх и взглянув на него, она не может двинуться дальше, ей очень жаль его и она понимает, что без ребенка ей не обойтись. Он ей для чего-то нужен. Ей больно смотреть на ребенка. Возникает ощущение роковой ошибки, неправильности ситуации. Еще эта кукла с красной головой! Что это может означать?

Т: Как ребенок связан с Вами? 

К: Он часть меня.

Т: Что это за часть?

К: Наверное, внутренний ребенок. Я правда, так давно не радовалась, не позволяла себе отдыха. Ему совсем плохо. 

Т: То есть, Вы отделили и оставили часть себя ради достижения своей цели?

К: Получается так.

Т: Как женщина себя чувствует без ребенка?

К: Как будто она потеряла душу. 

Т: Сможет ли она достичь свою цель, отделившись от ребенка?

К: Скорее всего нет. Если даже достигнет, радости ей это не доставит. Она уже не умеет радоваться. Без ребенка жить не получится, одно унылое существование на пределе возможностей.

Т: Что чувствует ребенок?

К: Отчаяние. Ему очень-очень плохо. Он болен и никому не нужен. 

Т: Что может означать кукла с красной головой?

К: Это какой-то сигнал, предупреждающий. Красный цвет - предупреждение. Точно, это про мою голову! Если я покину ребенка, моя голова не выдержит, взорвется.

Т: Если бы ребенок мог говорить, что он сказал бы Вам?

К: Ребенок говорит мне: остановись, не делай этого, это погубит тебя. 

С помощью разбора сновидения клиентка в полной мере осознала свое текущее состояние и испугалась последствий такого образа жизни для здоровья. Она пришла к выводу, что нужно "вернуться к ребенку, утешить его, взять на руки, сделать все, чтобы он стал здоровым и веселым".

Мы вместе нашли способы, как достичь цели, сохранив при этом здоровье и не утратив связи с внутренним ребенком. Для этого, правда, пришлось немало потрудиться, осваивая другое отношение к себе, к своим телесным и духовным потребностям.

С любовью,

Ваш арт-терапевт

Светлана Шмелева

 

Материал опубликован с согласия клиентки

 

 

 



Просмотров: 736
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Быстро ешь, кому сказал?! или мой ребенок очень плохо кушает!
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Какой была бы жизнь, если бы Вы себя по-настоящему любили?
  • История о потерянном ребенке: "Мне тоже очень больно!" Случай из практики
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как женщине легко сделать с мужчины очень несчастного и даже "тряпку"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Очень активный ребенок – радоваться?
  • Почему мужчине нужно искренне и ну прямо действительно очень сильно любить свою женщину
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Зачем нужен психолог, если ребенок плохо говорит
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему фраза: "Пока-пока, мама ушла", - очень опасна?
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь