Адаптация малыша к детскому саду

Здравствуйте, уважаемые родители! 

Уже очень-очень скоро Ваш малыш впервые пойдет в детский сад.

Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша.

Этап и интересный, и трудный.

 Интересный –  так как в детском саду его ждут красивые яркие игрушки, на занятиях он научиться лепить, клеить, рисовать, познакомиться с цветом, формой, буквами и цифрами, каждый день Ваш малыш будет узнавать что-то новое и интересное о себе и об окружающем мире, именно здесь он найдет своих первых надежных друзей.

 Трудный – потому что ВДРУГ в жизни ребенка меняется очень-очень многое: вдруг мама куда-то уходит, а ребенок остается с тетей-воспитательницей, с которой  он пока еще не успел познакомиться, поэтому относится к ней немного осторожно (но это только первый день-два), меняется режим, окружающая обстановка, пища, рядышком есть много детей, с которыми малышу предстоит научиться сотрудничать, делиться  игрушками, ждать своей очереди и просить, появляются новые правила и нормы поведения. Все это пока НОВО и совсем НЕИЗВЕСТНО для малыша, и поэтому страшно…Малыш находиться в стрессе.  Он может быть плаксив, тревожен, замкнут. Он не такой, как дома. Ребенок еще не знает, как себя вести в той или иной ситуации, боиться что-то сделать не так…  (Вспомните, как вы себя чувствовали, когда впервые пришли на работу в новый коллектив? Было и тревожно, и страшно, и непонятно, и неизвестно… Правильно?) С вашим малышом происходит тоже самое. И это абсолютно естественно и нормально. Дайте ему время освоиться и привыкнуть. Помогите ему «полюбить» ходить в детский сад!

Прием детей в группу как правило начинается с 15 августа.

Впереди у вас еще 4 месяца.

Помогите, пожалуйста, своему ребенку за это время подготовиться к поступлению в детский сад. То, как быстро и насколько мягко и максимально безболезненно пройдет процесс адаптации (привыкание, приспособление к новым условиям)  к детскому саду во многом зависит от того, что ваш ребенок будет уметь делать самостоятельно и  что он будет знать ПРО детский сад к моменту поступления.

Период адаптации у каждого ребенка проходит индивидуально. Как правило, он длится от 2 недель до 2 месяцев, иногда полгода, год.

 

Я хочу поделиться с Вами некоторыми рекомендациями,

которые подскажут вам, как подготовить малыша и как помочь ему

легче и быстрее привыкнуть к детскому саду.

 

За летний период (до поступления в детский сад)…

 

1– 4 – это САМОЕ-САМОЕ ВАЖНОЕ!!!

1. Максимально приблизьте домашний режим дня вашего ребенка к тому режиму, по  которому ребенок будет жить в детском саду (обязательно спросите о распорядке дня у воспитателя). Особенно важно приучить ребенка ложиться спать в 12-00/12-30. ( Если ребенок поздно просыпается, то в 12-30 ему уснуть очень сложно. Измените, пожалуйста, ваш режим и время подъема, чтобы, когда вы придете в детский сад, ребенок легко следовал установленному распорядку и с радостью засыпал в 12-30.)

2. Научите малыша самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки.

3. Научите малыша самостоятельно  убирать за собой игрушки

4. Научите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться (надевать колготочки и носочки, расстегивать и застегивать сандалики (лучше покупайте обувь на липучках), снимать маечку, одевать платьице). Иногда быстрее и проще для мамы одеть самой малыша, но для РЕБЕНКА так  НЕ ЛУЧШЕ!!! И в детском  саду ему без этих  навыков  будет сложнее.

 

5 – 12 – ВАЖНО СОЗДАТЬ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ДЕТСКОГО САДА 

5. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. А только взрослых детей и послушных. Тебе повезло, тебя приняли. Осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому.  Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. Рассказывайте о том, чем занимаются ребята в садике. Пусть малышу захочется проводить время с ними.

Любой ребенок точно знает, что взрослым можно все, а детям многое не позволяется. Так удивите его тем, что взрослых дядь и теть (даже мам и пап) в садик не берут, хотя им очень-очень хочется. Только детям можно целый день здесь заниматься, играть, кушать, ходить на прогулки и т.д. В общем, детсад – это привилегия, а не наказание. Многие малыши настолько поражаются невиданным преимуществом (ему можно то, что не разрешено родителям!), что становятся терпеливее и спокойнее.

 

 6.  Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спраши­вайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

 7. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, расскажите, к кому он может обратиться за помощью и как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна … нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Объясните малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

 

8. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожайте и не пугайте ребенка детским садом как наказанием за его непослушание.

 9. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!» Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!

 10. В период привыкания вашего малыша к детскому саду важно учитывать, что в группе он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, дискомфорту. Необходимо создать условия для разрядки этих эмоций. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ребенком в веселые подвижные игры.

 

11. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. Например, помахать в окошко. Не затягивайте прощание.

 

12. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свою игрушку. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. 

 

 Первая неделя – как помочь ребенку на этом этапе?

 1. Первый поход в детсад у ребенка должен ассоциироваться с праздником. Поэтому перед этим сводите ребенка "в честь праздника" в его любимую кафешку, в цирк. Выберите вместе с ним "праздничную одежду": футболочки, тапочки, шорты или платьица, чтобы малыш с радостью шел в садик их продемонстрировать.

 2. Не нужно отводить ребенка с первого дня в детский сад и оставлять на целый день – ничего кроме каприза и истерики вы таким образом не добьетесь. Лучше всего – последовательность и неспешность. В первые дни побудьте вместе с малышом, затем оставьте его ненадолго в группе (но не отходите далеко), далее постепенно оставляйте его на несколько часов. Можно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!


Приблизительная схема адаптации ребенка к посещению детского сада:

  • Сначала оставляете на 15-30 минут + приходите на площадку (во время прогулки)
  • Потом на 1,5-2 часа – и  забираете до прогулки
  • Потом забирает ребенка с прогулки
  • Потом забираете после обеда до сна
  • Потом пробуете оставить на сон
  • Потом забираете после сна
  • И только потом, когда малыш привыкнет, можно его оставлять до 17-00 и позже

     (О том, как, куда, когда и на какое время приводить малыша, обсуждайте, пожалуйста, с воспитателями. Они вам подскажут,  во сколько лучше привести и во сколько забрать малыша. Готов ли он остаться на сон, или еще очень рано. Главное – чтобы Ваш малыш был здоров и счастлив.)

 3. Если ребенок с трудом расстается с мамой, то попробуйте пусть первые несколько дней отводит в детский сад его папа или бабушка, или дедушка.

 4. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

 

5. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у          семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

 

И … во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте, пожалуйста, внимательны и терпимы к своему малышу.

 22.04.2012 г.

                                         С уважением, педагог-психолог «Ясли-сада № 9 г. Минска»

                                                                                                    Тишкова Ольга Викторовна

 



Просмотров: 677
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.
  • Детский сад за и против (3): в детском саду могут подавлять ребенка
  • Детский сад. Как правильно адаптировать ребенка к саду?
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Детский сад: за (3) и против: в детском саду дети больше играют
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Детский сад за и против (1): в детском саду дети начинаю болеть
  • Детский сад: за (2) и против: в детском саду дети учатся дисциплине
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Ребенок не хочет в детский сад. Что делать?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Детский сад: за (1) и против: детский сад – это школа общения, необходимый опыт социализации.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Первый раз в детский сад. Как отпустить ребенка.
  • Мой сын не хочет ходить в детский сад. Все о тревоге ребенка и взрослого
  • «В детский сад с улыбкой, или как пережить адаптацию ребенка»
  • Подготовка к детскому саду. Почему ребенок не хочет идти в сад
  • Когда отдать ребенка в детский сад?
  • Как же я рад, что иду в детский сад
  • Ваш ребенок идет первый раз в детский сад?
  • Детский сад за и против (2): посещение детского сада приводит к нарушениям в поведении
  • Как влияет домашняя вседозволенность на ребенка, посещающего детский сад?
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь