Анализ рисунка. Формальные аспекты.

  • Организация рисунка.
  • Упорядочивание – противоположность хаоса. Последователи К.Г. Юнга говорят о двух основных способах упорядочивания вещей.

     - В соответствии с констелляцией бессознательного.

    - Без соответствия ей. В этом случае основание «порядка» в рисунке будет симметрия, пропорции, и так далее. Рациональные причины порядка.

    Важным для нас является то, что по взаимосвязи упорядочивающих элементов рисунка мы, как интерпретирующие его, можем понимать, согласуется ли этот порядок с бессознательным или нет.

    1.1.Упорядочивание в соответствии с бессознательным.

    Производит впечатление гармонии и взаимосвязи элементов рисунка. Такой рисунок может отражать эго, которому не надо защищаться.

    Однако, (вспомним о контргипотезе), такой рисунок может быть компенсацией хаосу бессознательного. Особое внимание Т. Абт уделяет изображению Мандалы. Казалось бы – самый гармоничный образ, идеальная фигура (круг). Все дело в том, что «мандала подобна магической формуле, в которой бессознательное выдвигает новое сознательное отношение, в точности соответствующее цельности психического фона»[Т.Абт].

    1.2.Упорядочивание, не соответствующее бессознательному.

    Рисунок производит впечатление необходимости  сохранять твердый порядок. Необходимость может диктоваться страхом, навязчивой  идеей, принуждением. Этот порядок «контролирующий». Заборы, решетки, и прочие ограждения могут указывать на страх, порождаемый автономным комплексом. Этот порядок отражает только эго-сознание, а не всю целокупность личности.

    И (вспомним контргипотезу), такой порядок может отражать борьбу против губительных содержаний бессознательного.  Борьбу на уровне эго.

    1.3. Отсутствующая организации, слабая организация.

    Смешение самовыражений эго и бессознательного.

  • Пропорция.
  • Пропорция говорит о том, как располагается энергия на рисунке. Что является главным, что в тени. Особое внимание стоит уделить формату листа бумаги. Высокая башня, расположенная на листе в альбомной (пейзажной) ориентации может указывать на жизненные ограничения и обстоятельства непреодолимой силы, не соответствующие амбициям автора рисунка.

  • Движение.
  • Показывает, где и как сильно «фонтанирует» энергия в рисунке. Движение  - это эмоционально окрашенный аспект рисунка. (Movere –движение [лат.]).

    Движение  - указание на развитие событий. Стало быть, указание планов на будущее.  

    Движение к левой стороне рисунка, указывает на развитие в сторону интроверсии, регрессии, восстановления потерянного в  прошлом.

    Движение к правой стороне рисунка. Экстраверсия, направленность на развитие во внешнем мире.

    Движение может быть показано стрелками, или другими изобразительными средствами.

    Движение может происходить в центре рисунка. При этом быть направленным как по, так против часовой стрелки.

    По часовой стрелке (посолонь)  - консолидация центра и прогрессия в сознании. Святые места обходят посолонь, это закреплено в нашей генетической памяти. Это также связано с правой рукой, поэтому, осторожнее с леворукими авторами!

    Сакраментальное (вспомним контргипотезу) – это может означать простую механистичность действия.

    Против часовой стрелки – вращение по направлению к бессознательному, к смерти и восстановлению, к созданию нового символа и «нового бога».

    Контргипотеза – опасность быть потерянным в хаосе бессознательного при отсутствии  центрирующего символа.

  • Пространственный символизм.
  • Этот аспект основан на коллективном человеческом опыте, и представляет собой пространство архетипов. Наше бессознательное связывает левую сторону листа с прошлым, с дурной и темной стороной нашей жизни, а правая – с яркими надеждами, планами и будущим. Верхняя часть листа связывается с духовными аспектами, а нижняя- с корнями, землей, основой, ресурсами.

    Здесь стоит уделить особое внимание леворуким авторам, а также авторам арабского (например) происхождения. То есть, тем людям, у которых понятия  «право-лево» отличается от принятого большинством в нашей культуре.

    Если учесть движение планет относительно Земли ( слева направо) и написание арабских цифр (слева направо, в отличие от букв), то эти факты дают нам право говорить об общих для всех людей закономерностях пространственного символизма.

    Общее правило таково: Если разделить лист бумаги диагональю от нижнего левого угла до правого верхнего,  то в верхнем треугольнике  листа будет показана самая яркая, а в нижней – самая темная часть души.

    Линия развития как раз и будет проходить параллельно воображаемой диагонали.

  • Проекция.
  • Проекция показывает ЛИЧНЫЙ взгляд автора на свое изображение. Например, в древнем Египте изображения Богов всегда были намного выше, чем изображения фараона. Рабы же изображались совсем маленькими карликами. Глаза на египетских барельефах изображаются во фронтальной проекции, несмотря на то, что они находятся на профиле героя. Что является наиболее важным- изображается наиболее отчетливым и ярким.

    Таким образом, изменение проекции отражает изменение мировоззрения автора.

    5.1. Развитие главной перспективы указывает на укрепление комплекса эго, и, как контргипотеза, на возрастающий контроль над тем, что изображается.

    5.2. Уменьшение в перспективе может указать на ослабление контроля эго, и в то же время (контргипотеза) на утрату способности к упорядочиванию.

    5.3. Нарушение связанности перспективы  выглядит как «тектоничекий разлом» и может служить маркером  границы психотической структуры, глубокое внутреннее противоречие.

    5.4. Отсутствие перспективы может указывать как на отсутствие глубины и отсутствие знания своей тени, и, как контргипотеза, плоское изображение может быть абстракцией трехмерной действительности, достигшей сути вещей.

    Эти сведения стоит иметь ввиду при анализе рисунка, однако, не стоит их заучивать. Понимание принципов поможет двигаться в верном направлении. Поможет задать вопросы анализанду по его произведению искусства. Точные вопросы. Что облегчает движение к цели терапии и повышает градус взаимопонимания двух людей. Психолога и клиента.

    Для этой статьи были использованы работы Т.Абта.

    Ирина Панина.

    Вместе мы отыщем  путь доступа к вашим скрытым возможностям!



    Просмотров: 543
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Движение вперёд через преОДОЛЕНИЕ. А может не сейчас? ч.2
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Красота души может быть такой...
  • Анализ рисунка. О КонтрГипотезе.
  • Поддержка дорогого стоит, или, может ли быть услуга психолога бесплатной?
  • Что может стоять за тягой убраться в квартире и навести порядок в преддверии Нового года? Символика.
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Отсутствие оргазма у женщин. В чем может быть причина, и как устранить аноргазмию?
  • Невротическая личность. Тип второй. Движение против людей.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Анализ рисунка? К.Г. Юнг вам в помощь!
  • Где искать поддерживающих людей, кто ими может быть.
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Ох уж этот перенос, как же сильно он может осложнять жизнь!
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Движение назад, или стоит ли возвращать бывшего?
  • Что может терапии помочь, а что может ей помешать
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Прогноз может быть только удачным.
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь