|
Анализ рисунка. Формальные аспекты.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Упорядочивание – противоположность хаоса. Последователи К.Г. Юнга говорят о двух основных способах упорядочивания вещей. - В соответствии с констелляцией бессознательного. - Без соответствия ей. В этом случае основание «порядка» в рисунке будет симметрия, пропорции, и так далее. Рациональные причины порядка. Важным для нас является то, что по взаимосвязи упорядочивающих элементов рисунка мы, как интерпретирующие его, можем понимать, согласуется ли этот порядок с бессознательным или нет. 1.1.Упорядочивание в соответствии с бессознательным. Производит впечатление гармонии и взаимосвязи элементов рисунка. Такой рисунок может отражать эго, которому не надо защищаться. Однако, (вспомним о контргипотезе), такой рисунок может быть компенсацией хаосу бессознательного. Особое внимание Т. Абт уделяет изображению Мандалы. Казалось бы – самый гармоничный образ, идеальная фигура (круг). Все дело в том, что «мандала подобна магической формуле, в которой бессознательное выдвигает новое сознательное отношение, в точности соответствующее цельности психического фона»[Т.Абт]. 1.2.Упорядочивание, не соответствующее бессознательному. Рисунок производит впечатление необходимости сохранять твердый порядок. Необходимость может диктоваться страхом, навязчивой идеей, принуждением. Этот порядок «контролирующий». Заборы, решетки, и прочие ограждения могут указывать на страх, порождаемый автономным комплексом. Этот порядок отражает только эго-сознание, а не всю целокупность личности. И (вспомним контргипотезу), такой порядок может отражать борьбу против губительных содержаний бессознательного. Борьбу на уровне эго. 1.3. Отсутствующая организации, слабая организация. Смешение самовыражений эго и бессознательного. Пропорция говорит о том, как располагается энергия на рисунке. Что является главным, что в тени. Особое внимание стоит уделить формату листа бумаги. Высокая башня, расположенная на листе в альбомной (пейзажной) ориентации может указывать на жизненные ограничения и обстоятельства непреодолимой силы, не соответствующие амбициям автора рисунка. Показывает, где и как сильно «фонтанирует» энергия в рисунке. Движение - это эмоционально окрашенный аспект рисунка. (Movere –движение [лат.]). Движение - указание на развитие событий. Стало быть, указание планов на будущее. Движение к левой стороне рисунка, указывает на развитие в сторону интроверсии, регрессии, восстановления потерянного в прошлом. Движение к правой стороне рисунка. Экстраверсия, направленность на развитие во внешнем мире. Движение может быть показано стрелками, или другими изобразительными средствами. Движение может происходить в центре рисунка. При этом быть направленным как по, так против часовой стрелки. По часовой стрелке (посолонь) - консолидация центра и прогрессия в сознании. Святые места обходят посолонь, это закреплено в нашей генетической памяти. Это также связано с правой рукой, поэтому, осторожнее с леворукими авторами! Сакраментальное (вспомним контргипотезу) – это может означать простую механистичность действия. Против часовой стрелки – вращение по направлению к бессознательному, к смерти и восстановлению, к созданию нового символа и «нового бога». Контргипотеза – опасность быть потерянным в хаосе бессознательного при отсутствии центрирующего символа. Этот аспект основан на коллективном человеческом опыте, и представляет собой пространство архетипов. Наше бессознательное связывает левую сторону листа с прошлым, с дурной и темной стороной нашей жизни, а правая – с яркими надеждами, планами и будущим. Верхняя часть листа связывается с духовными аспектами, а нижняя- с корнями, землей, основой, ресурсами. Здесь стоит уделить особое внимание леворуким авторам, а также авторам арабского (например) происхождения. То есть, тем людям, у которых понятия «право-лево» отличается от принятого большинством в нашей культуре. Если учесть движение планет относительно Земли ( слева направо) и написание арабских цифр (слева направо, в отличие от букв), то эти факты дают нам право говорить об общих для всех людей закономерностях пространственного символизма. Общее правило таково: Если разделить лист бумаги диагональю от нижнего левого угла до правого верхнего, то в верхнем треугольнике листа будет показана самая яркая, а в нижней – самая темная часть души. Линия развития как раз и будет проходить параллельно воображаемой диагонали. Проекция показывает ЛИЧНЫЙ взгляд автора на свое изображение. Например, в древнем Египте изображения Богов всегда были намного выше, чем изображения фараона. Рабы же изображались совсем маленькими карликами. Глаза на египетских барельефах изображаются во фронтальной проекции, несмотря на то, что они находятся на профиле героя. Что является наиболее важным- изображается наиболее отчетливым и ярким. Таким образом, изменение проекции отражает изменение мировоззрения автора. 5.1. Развитие главной перспективы указывает на укрепление комплекса эго, и, как контргипотеза, на возрастающий контроль над тем, что изображается. 5.2. Уменьшение в перспективе может указать на ослабление контроля эго, и в то же время (контргипотеза) на утрату способности к упорядочиванию. 5.3. Нарушение связанности перспективы выглядит как «тектоничекий разлом» и может служить маркером границы психотической структуры, глубокое внутреннее противоречие. 5.4. Отсутствие перспективы может указывать как на отсутствие глубины и отсутствие знания своей тени, и, как контргипотеза, плоское изображение может быть абстракцией трехмерной действительности, достигшей сути вещей. Эти сведения стоит иметь ввиду при анализе рисунка, однако, не стоит их заучивать. Понимание принципов поможет двигаться в верном направлении. Поможет задать вопросы анализанду по его произведению искусства. Точные вопросы. Что облегчает движение к цели терапии и повышает градус взаимопонимания двух людей. Психолога и клиента. Для этой статьи были использованы работы Т.Абта. Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь доступа к вашим скрытым возможностям! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|