Корреляция между психологическими типами и формами защит.

Характер любой личности, ее типология, формирование защит, патерны поведения и прочее формируется в зависимости от внутренней предрасположенности и внешнего окружения. Рассуждая о том, каким типам личности какие защиты свойственные, важно обратиться изначально к развитию личности и сознания. Догерти и Вест выделяют 3 стадии развития личности:

  1. Самая ранняя стадия развития – «примитивная» – охватывает первые 18 месяцев жизни. В течение этого периода новорожденный как бы находится «один на один с вселенной». Для слабого младенческого Эго все окружающее выглядит преувеличенно, подобно тому как мы, взрослые, видим сказочных героев: вот ведьма, вот королева, а вот принц на белом коне или ужасное чудовище. Ребенок видит реальность в нуминозном, архетипическом аспекте
  2. Нарциссизм как стадия развития связан с переживанием чувств грандиозности и всемогущества, эксгибиционизмом и дальнейшим формированием отношений между Эго и Самостью. Он охватывает период от 1,5 до 2,5 лет и ставит перед ребенком ряд задач, решение которых определяет будущий тип его характера.

. В межличностном пространстве ребенок получает возможность находить и получать родительское отзеркаливание, а также переживать идеализацию значимого другого, что содействует развитию у него здорового нарциссизма, который проявляется в ощущении компетентности, связности и устойчивости, а также в наличии творческого взаимодействия между Эго и Самостью.

  • преневротическая стадия развития с ее собственными задачами и вызовами, которая охватывает период от 2,5 до 4 лет. На этом этапе ребенку больше не надо направлять свою психическую энергию на дифференциацию Эго и формирование оси Эго–Самость. Наступает время войти в более просторный и сложный мир и построить с ним отношения. Ребенок пребывает в неком промежуточном пространстве: он выходит из диадных и стремится к сложным триадным отношениям.

На каждой из описанных выше стадий развития происходит формирование функций и защит, типы личности формируются в обьектных отношениях. Мы попробуем проследить зависимость влияния обьектных отношений на каждой их фаз формирования личности на развития типа личности, его защит и ведущих функций.

Примитивной стадии развития личности соответствует развитие интуитивной функции, ребенок, находясь в нуменозном, архетипическом аспекте реальности оказывается не способным осознавать собственные чувства, ощущения, его мышление ещё не сформированное, так как его Эго еще не выделилось в собственное, отдельное от материнского. В данном промежутке развития формируются защиты Самости. Можно предположить, что если на данной стадии развития происходит травматизация, способы защит фиксируются и становятся ведущими в использовании, дифференциация Эго усложняется за счет укрепления защит, они не позволяют ему идти дальше в своем развитии. Отношения Эго и Самости превращаются в захватнические.

На нарциссической стадии развития формируются ощущения. Ребенок через телесность начинает формировать ось Эго-Самость, появляется первичные нарциссические ощущения. При недостаточной согласованности взаимодействия в паре родитель-ребенок на данной стадии нарциссическая динамика становится защитной, для сохранения достигнутой к этому моменту целостности. Ось Эго –Самость становится ригидной, неподвижной конструкцией, дифференциация Эго от Самости прекращается. Эго раздувается до грандиозных размеров, при том, что идеализация другого отсутствует. Грандиозное и раздутое Эго ребенка защищает его от невыносимого стыда и потенциально травмирующего опыта, помогая избежать регрессии на предыдущий этап развития- примитивную стадию.

В данном аспекте формируются защиты типичные для нарциссической личности-идеализация и обесценивание. Данные защиты все ещё примитивные, но уже более высокого порядка, архетипический аффект становится управляемый.  так как Эго более  дифференцированно от Самости, но не полностью, поэтому высшие защиты, все еще не доступны..

На следующей стадии развития личности, преневротической, можно наблюдать формирование зрелых защит и двух рациональных функций –мышление и чувства. Маквильямс дает подробное описание зрелых защит, применяемых на данном этапе развития. К ним относятся подавление, рационализация, аннулирование, обращение против себя, вытеснение (McWilliams, 1994, р. 117). Как и примитивные защиты самой ранней стадии, зрелые защиты преневротического этапа изначально являются обычными инструментами психологической адаптации, но, используемые часто и негибко, они становятся препятствием на пути развития. Они сковывают Эго и не дают ему развивать активный диалог с Самостью. По сути, эти защиты создают разрыв в оси Эго–Самость, изолируя сознание от бессознательного. За приобретенную таким образом независимость от бессознательного Эго вынуждено расплачиваться подспудным ужасом перед регрессией, сулящей дезинтеграцию к примитивной стадии.

При фиксации психики на каждой из стадий развития личности, фиксируются и способы защит. В свою очередь ведущая функция формируется под влиянием объектных отношений, Это может, происходит компенсаторным путем, ребенок компенсирует вытесненную материнскую функцию или комплементарным путем, когда ребенок дополняет, доминантную материнскую функцию, в зависимости от того что отзеркаливает мать. Если на примитивной стадии развития, когда Эго еще находится в архетипическом мире, происходит травмирование( мертвая мать. Ребенок остается без объекта и тд), можно предположить, что развитие примет аутистичный характер и будет развиваться ложная Самость, Эго останется поглощенным Самостью. Если этот этап развития происходит в норме, но на нарциссической стадии мать, по каким либо причинам , начинает культивировать одну из функций, то данная функция так же может стать ведущие, хотя будет не враждебной предрасположенностью ребенка. Опять же можно наблюдать нарушение, но уже не такого масштаба. На примере, на мой взгляд, это пациенты, с ощущением или чувством не своей жизни, жизни за стеклом. Они переворачиваются в своем внутреннем мире, делая ведущей ту функцию, которая наиболее похвальна материнским объектом.

Так же, на каждой из стадий развития, в зависимости от типа объектных отношений формируются 3 паттерна отношений. Данные паттерны могут формироваться под типом взаимодействия родителя и ребенка. Так тревожная, гиперопекающая мать, при ассимиляции тревожного интроекта может сформировать избегающий паттерн, дистантная мать - ищущий патерн и деструктивная- антагонистический патерн.

При избегающем паттерне, психика младенца инкапсулируется, она закрывается от объекта, при ищущем паттерне, напротив. Образовывается слияния с объектом и третий, антагонистический паттерн противодействует другим.

Каждый паттерн вмещает в себя определенные типы личности.

Так к избегающему паттерну Догерти и Вест в своей книге «Матрица и потенциал характера» относят Шизоидную структуру, контрзависимую нарциссическую структуру и обсесивно-компульсивную структиру характера. По Ненси мак Вильямс, это типы личности.

Все защиты данного паттерна направленны на ригидную защиту Эго от развивающегося мира, от жизни в которой есть тело, как в случае с шизоидной личностью, есть аффект, есть «не правильные» стороны, есть тень и развитие.

Ищущий паттерн включает в себя пограничную структуру характере, зависимую нарциссическую и истерическую структуры характера. Говоря о защитах структур характера включенных в данный паттерна можно отметить общую тенденцию к расщеплению в Эго в целях защиты от насильственных отношений с атакующим отцовским и предательским материнским комплексом.

Как пишут Догерти и Вест «В ходе развития, столкнувшись с естественной необходимостью дифференцировать хорошее и плохое, ребенок с ищущим паттерном в целях защиты расщепляет свою внутреннюю реальность. Он убегает в темноту, закутавшись в шкуру – яркая сторона его Я прячется».

Антагонистический паттерен включает в себя психопатическую структура характера, альфа-нарциссическую и пассивно-агрессивную структуры характера. В антагонистическом паттерне отношений источник выживания, целостности и смысла поддерживается за счет актов насилия, обольщения, доминирования, манипуляции, контроля и обмана; на объект постоянно совершаются агрессивные нападения. Подначиваемый трикстером человек добивается победы любой ценой, используя при этом его архетипическую силу в защитных целях. В межличностных отношениях человек, защищаясь от «прикосновений» окружающих, становится неприкосновенным. Безжалостно доминируя над другими, он оказывается в ловушке собственных манипулятивных действий.

В своем докладе мне бы хотелось еще осветить вопрос возможной декоменсации при кореляции защит и типов личности. Джон Биби и сендлер в своей статье «Психопатология  и  анализ» пишут о взаимодействии  психологических типов и архетипов на появление той или иной психопатологии.

В структуру комплекса входит Архетип, как основа комплекса, а так же все комплексы содержат аспекты установок и функций, одна из которых  является доминурующей, вторая подавленной установкой сознания, и эти установки выражаются через одну из функций (мышление, интуицию, чувствование, или ощущение).Можно предположить, что декомпенсация может развиваться в том числе, как защитная реакция на влияния Архетипа и ведущей и подавленной функции.

психопатология

Низшая функция

Архетип

Высшая функция

Депрессия

Чувства

Тень

Мышление

Мания

Интуиция

Трикстер

Ощущение

Паранойя

Мышление

Анима и анимус

Чувсва

шизофрения

Ощущение

самость

Интуиция

 

Как пишут Биби и Сендлер

Суровые депрессии, частые для выраженного мыслительного типа – выражение низшей чувствующей функции, являющейся избыточно оценочной. Чувства оценивают, но низшие чувства  часто переживаются (и символизируются)  как  судья, как тот, кто решает, что пациент грешен и должен понести наказание. Депрессия в результате часто символизируется во снах тюрьмой и заточением.

Мания, характерная для компульсивного интровертированного ощущательного типа, часто представляет активность низшей интровертированной интуиции, приносящей быстрое возникновение интуитивных озарений и планов, которые пациенту очень хочется высказать или реализовать.

Паранойя является частой проблемой для чувствующего типа, который становится отчужденным: низшее мышление делает ложные  и ужасные дедукции в попытках постичь, почему другие осложняют эмоциональные связи.

Шизофрения характерна для интуитивного типа, когда он маргинально адаптирован к практической реальности, и ощущение бреда,  а также конкретность, возможно, связаны с проявлением низшей функции ощущений.

Нельзя утверждать, что только мыслительный тип развивает депрессии, чувствующий –   паранойю и т.п.

Интресной для меня так же стала теория 2 клинических психологов Киллерма и Плутчека в формирование личности. Основная идея теории во взаимодейсвии эмоций, защитных реакций и вытекающих из этого типов личности. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Рождаясь, личность попадает в систему координат родительских отношений, в зависимости от типа объектных отношений формируются те или иные интроекты, которые в свою очередь формируют способы защит и типы личности, каждый тип личности имеет свой патрен поведения, отличающийся особенностями защит, инкапсуляция, расщепление или атака.

При этом, в зависимости от протекания развития сознания личность может фиксироваться на одной из стадий развития, от этого зависит уровень используемых защит, если травмирующее воздействие на психику ребенка происходит например на примитивной стадии развития сознания, происходит фиксация на защитах Самости и Эго оказывается не способным к дифференциации. Стало быть мы можем предположить в дальнейшем, что будем иметь дело с психотической личностью.

важно отметить, что процесс декомпенсации, так же не проходит изолированно от типов личности, распределения функций и ведущего архетипа.

И как рассматривают Киллерман и Плучик, при аффективном выплеске той или иной эмоции у родительского объекта в психике ребенка происходит формирование определенной защитной реакции на этот аффект, что в дальнейшем формирует его тип личности и способ компенсации.



Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Внутренний диалог - механизм развития личности
  • Этапы развития личности. Теория Уайнхолдов.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Пограничный тип развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь