Пограничный тип развития личности

В данной статье я опишу основные критерии, по которым можно говорить о пограничном типе развития личности и о том, как с использованием техник символдрамы можно работать с каждым симптомом.

Пограничный тип развития личности формируется с 4-5 лет. Влияет генетика, а так же  в анамнезе таких пациентов  есть нарушение привязанности (отсутствие тесного эмоционального контакта с родителями), парентификация( ситуация, где малолетние дети становятся родителями для своих родителей), психотравмы (чаще всего вызваны физическим или (и) психологическим насилием взрослого над ребенком).

Под действием данных факторов у ребенка формируется искаженное восприятие реальности, характеризующееся чаще всего негативным восприятием себя, мира, других.

Такой человек, скорее всего, воспринимает других как враждебно настроенных по отношению к себе, собственные возможности будут ощущаться как очень ограниченные. Ему сложно самому удовлетворять свои потребности и принимать заботу от других. Могут наблюдаться самоповреждающее поведение, аутоагрессия  (порезы, суицидальные наклонности, алкоголизм, булимия, наркомания) - как способы справиться с тревогой и другими поднимающимися чувствами.

Одним из отсутствующих навыков у BORDERLINE является слабая способность к ментализации.

Это способность формировать ментальный образ себя, иметь представление о своих потребностях и потребностях другого, а так же уметь адекватно и эффективно действовать в соответствии с этим пониманием.

В психотерапии (и не только) мы имеем дело с  двумя пространствами -  внутренним и внешним. Умение планировать – создавать сначала внутренний образ и перемещать его во внешнее пространство сродни искусству  волшебника или  мага. В психотерапии мы работаем с внутренним психическим пространством.  УBORDERLINE оно наполнено страшными образами – фантомами из прошлых травматических ситуаций, негативными установками и убеждениями. Если  пациент начинает использовать полученные навыки, изменения, которые мы делаем во внутренней реальности, в своей реальной жизни (вне кабинета психотерапевта) мы можем говорить о том, что терапия является успешной и продуктивной.

Теперь подробнее о некоторых симптомах, характеризующихBORDERLINE. 

Нарушение восприятия реальности

«Это не курительнаятрубка, а ее изображение».

Для сравнения опишу как происходит восприятие реальности у BORDERLINE  и у здорового человека.

  1. Полученная информация -стимул воспринимается частью головного мозга – таламусом.
  2. Далее информация перерабатывается лимбической системой, которая делит информацию на «плохую» и «хорошую».
  3. Зрительная система рисует образ и направляет в миндалевидное тело (амигдалу) «плохой» образ. Миндалевидное тело продуцирует состояние тревоги.
  4. Далее у здорового человека сигнал идет во фронтальную кору головного мозга и амигдала успокаивается, когда мы сами себе говорим:«Это изображение, а не реальность». Другими словами: «Сейчас нет объективных причин переживать, это я сам себя начал «накручивать».
  5. У «пограничника» сигнал во фронтальную кору не поступает и воображение продолжает рисовать неблагоприятное развитие событий, вплоть до картин смерти.

BORDERLINEне могут  успокоитьамигдалу через внутреннюю обратную связь.

Успокоить через внутреннюю обратную связь – это похоже на диалог внутреннего хорошего родителя с внутренним маленьким испуганным ребенком.

Например, когда смотрят вместе фильм, где есть страшные моменты, родитель говорит: «Это всего лишь фильм, это актеры и они просто играют. Этого нет на самом деле».

Пациенту важно научиться различатьгде представление о ситуации, а где реальность.

Восприятие зависит от первоначального состояния. Поэтому первым шагом в  стрессовой ситуации будет остановка и возвращение в спокойное состояние. Если я спокоен, то я понимаю что это рисунок, если нет – то я проваливаюсь в картинки страшного развития событий. В стрессе вы смотрите и не видите что есть на самом деле. Есть только ужасные картинки  «из головы».

Психотерапия игровая, образная дает возможность четко на это посмотреть. На сеансе  мы обозначаем, что уходим из реальности в мир колдовства и магии. Важен ритуал релаксации, как переход из одной реальности в другую.

Все  BORDERLINE жалуются на невозможность или трудности в расслаблении. Они постоянно в стрессе, но если наступает спокойное состояние, то это только усиливает страх.

Откуда берутся эти ужасные картинки развития любой стрессовой ситуации?

Это всегда травматический опыт в прошлом. Фактически этих событий уже нет, но их невозможно забыть. Есть только воспоминания, переживания - фантомы этих событий. В символдраме мы работаем не с реальностью, а с представлениями о ней, которые мешают пациенту и влияют на него.

В терапии  пациентаBORDERLINE  важно давать полную информацию о его проблеме и о том как мы будем ее решать. Терапевт и пациент должны прийти к общей концепции болезни и способах ее лечения.

Вернуть себя в реальность можно при помощи СКИЛЛов – способов«справления».

В сложных состояниях, чтобы справиться с сильными эмоциями, можно положить в рот и подержать лед, выпить кофе с солью, добавить в еду масло с перцем чили.

У BORDERLINE очень много различных чувств и эмоций  и им сложно, порой невозможно с ними соприкасаться. Одна моя пациентка BORDERLINE говорит, что ей необходимо выпить таблетку снотворного (раньше это были литры алкоголя), чтобы быстро заснуть, пока не нахлынут мысли с которыми очень страшно оставаться и невозможно этот поток остановить. В процессе терапии пациент постепенно учится называть (дифференцировать) свои чувства и выдерживать их.

Нарушение привязанности – один из основных критериев BORDERLINE.

Нарушение привязанности отображается в отношении к себе, отношениик другому, в восприятии мира.

Отношение к себе негативное, в нем часто есть установка «Я виноват(а)».

(В данном контексте я говорю о нездоровом, невротическом чувстве вины.Более подробно в статье)

В отношениях сдругим  ожидается враждебность.

Часто любые, не несущие негатива шутки, заметки воспринимаются BORDERLINE как проявление скрытой или явной враждебности. Мир в восприятии BORDERLINE полон опасностей и жестокости. Эти установки регидны (слабо поддающиеся изменению)  и через их призму воспринимаются любые отношения, люди, обстоятельства.

У них искаженное представление об отношениях  и они не способны в близких отношениях выдерживать напряжение и конфликты.

 Быстро приходит разочарование и это приводит к разрыву отношений. Человек либо хороший, либо плохой. Разочарование наступает примерно через полгода.

Важно проанализировать и выявить незрелые поведенческие паттерны (шаблоны поведения).

 В символдраме, при имагинации,терапевт предлагает представить пациенту негативные сцены из детства. Просмотреть события и проговорить чувства.  После имагинации проговорить на взрослом уровне, как было бы правильно поступить. Потом делается вторая имагинация в которой разворачивается хороший сценарий. Кто-то приходит на помощь (например, более психологически здоровый родственник) и говорит родителю, что он делает не правильно, защитник заботится о ребенке, утешает его. Например, за плохую оценку нужно поддержать ребенка, а не критиковать.

Первым шагом в работе с BORDERLINE, при проработке отношений, будет выявление ошибочных установок и убеждений.

Например: «Я виновата». Выявить, кто в  детстве пациента мог бы в отношении него это транслировать: «Ты – виновата». Можно поработать с сочинением сказки, где создается два персонажа:  тот, который говорил «Ты виновата» и другой, противоположный первому. Хороший должен победить плохого.

В конце усвоить, проговорить: «Для меня этой фразы не существует»!

 

Низкаяспособность к проявлению здоровой агрессии.

Одним из важных этапов в терапии является работа с агрессией. Нужна здоровая злость, чтобы отреагировать подавленные эмоции.

У BORDERLINE агрессия привычно подавлена и проявляется чаще всего неконструктивно: в обидчивости, импульсивности, аутоагрессии (злоупотребление алкоголем, адреналиновые развлечения, самоповреждающее поведение, булимия и т.д.) не хватает здоровой агрессии.Используя символдраму мы создаем с пациентом образы возможных помощников. Это такие персонажи, которые всегда будут на его стороне, всегда смогут его защитить и поддержать. В хорошей терапии образ терапевта становится для пациента таким внутренним помощником. Так же мы работаем со специальными мотивами, которые решают задачу с агрессией.

Слабый «взрослый»

Обязательны домашние задания для таких пациентов. Домашние задания и их выполнение  формируют взрослую позицию у пациента. Одним из домашних заданий для  BORDERLINE – представление хороших образов (помощников, защитников и т.д.). Мы говорим, что если появляется «плохой» образ, мысли, то их развитие нужно останавливать.

Есть множество способов остановить навязчивые страшные картинки, мысли.

С плохими образами мы будем разбираться  в кабинете вместе.

Нужно научить пациента дистанцироваться от плохого и брать только хорошее.

Пациентам, которые уже более полугода в терапии и  имеют навыки внутренней коммуникации, деференцирования аффектов, понимание триггеров, вызывающих негативные эмоции, можно начинать проживать свои плохие мысли, картинки самостоятельно, но с установками, что это все только в моей голове и не имеет отношение к реальности.

Так же пациент уже самостоятельно работающий с негативными образами может представлять сам двух противоположных персонажей (в виде сказочных героев,  животных и т.д.), то как они борются, и добрый всегда побеждает злого.

Если не удается с образами, то можно проговаривать развитие страшных событий, которое рисует ваше воображение, доводя его до абсурда.

Так же можно использовать технику двух стульев, где пациент «усаживает» на другой стул образ, отражающий негативную установку (например «самая плохая на свете мать», самый невезучий человек» и т.д.) и беседует с ней.

Подводя итог, перечислю еще раз с чем сталкивается BORDERLINE и как можно с каждым пунктом работать.

  1. Потеря связи с реальностью. То, что ты видишь – это не то, что есть на самом деле. Вернуть в реальность помогают практики расслабления, концентрации внимания на ощущениях, СКИЛЛы, рационализация происходящего, градация и дифференциация чувств.
  2. Нарушенные отношения. Используют в отношениях незрелые, инфантильные шаблоны поведения. Что делать? Выявить дисфункциональные паттерны, найти причины в прошлом, когда они были сформированы и изменить их в прошлом, используя воображение и креативность.
  3. Неспособность проявлять здоровую агрессию социально приемлемым образом. Что делать? Больше получить информации о видах агрессии, таких как обида, вина, раздражение, саботаж, сопротивление. О понятии«пассивная агрессия». Проиграть во внутри психическом пространстве ситуации,где агрессия была уместна, но подавлена. Научиться осознавать, принимать и проявлять конструктивную агрессию в реальных отношениях.
  4. В мире BORDERLINE есть жертва и агрессор, жесткий родитель и беззащитный ребенок. Нет позиции «взрослый» во многих ситуациях. Важно осознание позиции «взрослый», который действует гибко, использует принцип реальности,  действует по обстоятельствам, а так же берет полную ответственность за все потребности своей личности на себя.

 

 

Иллюстрация -  Рене Магритт

Основной материал взят с семинара Ульриха Заксе, проходивший во Львове в сентябре 2019 года.

 

 

 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Borderline. В поисках идентичности
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Если он говорит вам эти фразы - он совсем не жалеет о своей измене и, скорее всего, изменит вам снова
  • «Ресурсы в семейных отношениях: если отношения «остыли», чем можно их «разогреть»
  • Что делать, если есть сложности в отношениях с ...работой..
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Сила метода Технология Осознания Реальности или что дает осознание реальности
  • Хороший родитель или успешный человек. А можно ли совместить?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь